ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА?
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сазонова Юлия Леонидовна

Музейная педагогика в современном образовательном сообществе пользуется все возрастающей популярностью. Но что это за предмет, как правильно осуществлять педагогическую деятельность в этой сфере? Каковы цели, и каковы будут результаты?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_tako_muzeynaya_pedagogika.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «музейная педагогика» появилось в России в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии, где активно использовалось уже с начала XX века. Согласно определению, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. То есть  музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой и материальными возможностями ДОУ.

Итак, за короткое время существования сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в  нашу педагогическую практику, о чем свидетельствуют многочисленные музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
    Почему? Почему же музейная педагогика прочно входит в музеи, в школу, дошкольные образовательные учреждения?

Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения  маленького человечка к  мировому и отечественному культурному наследию. А это, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств, развитию духовности, художественного вкуса, становлению гармонично и всесторонне развитой личности.   Все это возможно с помощью  бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также всех тех предметов, которые окружают ребенка в его повседневной жизни.

В то же время, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. «Добрый», «хороший», «милый» - вот и все эпитеты, которыми дети могут охарактеризовать какого-нибудь героя. А во время знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.

Но надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих об отличиях символистов от передвижников, о периодах творчества Врубеля и т.д. Это не главное.  Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Как показывает анкетирование родителей, для них важней видеть в своем ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира,  умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей.

Однако, включение такой программы  в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Мировой опыт свидетельствует о возможности приобщения ребенка к миру прекрасного, уже начиная с пренатального периода, однако, наиболее продуктивной будет работа с ребенком начиная с 4 лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.

Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Если ребенок устал, огорчен, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий на кружке, хотя, в принципе, такие занятия и обладают релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, просто разглядывая красивые картинки.

В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что  маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка произведений искусства, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей.  Задача педагога  - научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Поэтому  перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация  небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение в мир искусства. Например, недавно мы ездили на экскурсию по городу, рассматривали дома, мосты, памятники, о каких-то памятниках говорили подробно, о каких-то вскользь. После такой экскурсии ребята с удовольствием полистали книги о родном городе, нарисовали запомнившиеся места. А через пару дней во время занятия на кружке они с пониманием дела рассматривали Петербург в картинах русских художников, отмечали достоинства каждого произведения, учились видеть разный Петербург, называли полюбившиеся достопримечательности.

А после проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая домашняя творческая работа вместе родителями. Это может быть и рисунок, и  фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое, что будет способствовать и сплочению родителей со своим ребенком.

     
В-четвертых,  для получения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их  планировании  и проведении, и в обсуждении полученных результатов. Поэтому  я всегда рассчитываю на консультации  педагога-психолога  и  педагога-логопеда .


Итак, музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.
Средства музейной педагогики предполагают  взаимное партнёрство педагога и ребенка,  сотрудничество с родителями.
Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда» ГБОУ СОШ № 2092 пройдет тематический день музейной программы.

Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока  «Русь  ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда»  ГБОУ СОШ № 2092  пройде...

Музейная педагогика - что это такое?

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а н...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

ЧЕМУ УЧИТ МУЗЕЙ И ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Музей - хранит, изучает и показывает всё, в чём "живёт" время....