Познавательно-речевое занятие «Путешествие в лес с Лесовичком» (средний дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ширшова Ольга Михайловна

Задачи.

  1. Формировать представление детей о взаимосвязи состояния природы и человека.
  2. Закреплять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в жизни животных и растений, о влиянии человека на природу.
  3. Учить беречь и охранять природу.
  4. Развивать речь, мышление детей, умение формулировать простейшие умозаключения.
  5. Закреплять ориентировку в пространстве, употребление в речи предлогов у, на, над, под, сравнение предметов по ширине.

    Южное окружное управление образования

    Департамента образования города Москвы

    Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детский сад комбинированного вида № 1709

     

     

     

     

     

    Познавательно-речевое занятие

    «Путешествие в лес с Лесовичком»

    (средний дошкольный возраст)

     

     

     

    подготовила воспитатель

    Ширшова Ольга Михайловна

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Москва 2012

    Познавательно-речевое занятие «Путешествие в лес с Лесовичком»

    (средний дошкольный возраст)

     

    Путешествие в лес с Лесовиком.

    Задачи.

  6. Формировать представление детей о взаимосвязи состояния природы и человека.
  7. Закреплять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в жизни животных и растений, о влиянии человека на природу.
  8. Учить беречь и охранять природу.
  9. Развивать речь, мышление детей, умение формулировать простейшие умозаключения.
  10. Закреплять ориентировку в пространстве, употребление в речи предлогов у, на, над, под, сравнение предметов по ширине.

 

Материал и оборудование.

Костюм Лесовика, картинки деревьев к игре «Найди и назови», листочки «Найди правильный листок», муляжи птичьих клювиков, семена, ягоды, шишка, кора дерева, крошки хлебные и т.д.; дорожки широкая и узкая, гимнастическая скамейка – «мостик», кольца – «кочки», дуга; принадлежности для аппликации, картинки - силуэты обитателей леса, 3 цветных квадрата; ватман, клей; аудиозапись «звуки весеннего леса», музыка.

Ход занятия.

В группу входит воспитатель в костюме Лесовика.

Лесовик.

Здравствуйте, дети! Я – Лесовик – хозяин леса. Собрался я проверить всё ли в лесу в порядке: все ли деревья на месте, всем ли животным хорошо в моём лесу. А вам, дети, интересно посмотреть, что там у меня в лесу происходит? А трудностей не испугаетесь? Ну, тогда в путь.

 

Дидактическое упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: приветствие участников друг друга (разминка).

Ножками затопали, (ритмично топают.)

Ручками захлопали, (ритмично хлопают в ладоши.)

Головку опускаем (выполняют наклоны головы вперед.)

И спину выпрямляем. (Поднимают голову. Выпрямляются. Плечи поднимают, отводят назад и опускают. Смотрят прямо перед собой. Руки кладут на пояс или опускают.)

Лесовик.

Для начала нам надо пойти по широкой дорожке. Где же эта дорожка?

Дети находят место расположения.

Дети.

Возле берёзки.

Лесовик.

Правильно. А вот здесь большое дерево наклонилось и мешает нам пройти в лес.

Дети ползут под дугой.

Лесовик.

Дети, а какие деревья растут в лесу?

Дидактическое упражнение «Найди и назови»

Цель упражнения: учить детей узнавать картинки деревьев, называть их. Выбирают деревья, которые растут в лесу дуб, берёза, ель, сосна, рябина.

Лесовик.

Какую пользу приносят деревья?

Дети.

Деревья красивые, в жаркий день можно спрятаться в их тени, на деревьях живут птицы.

 

Лесовик.

Молодцы, дети! Зимой деревья отдыхают, накапливают силы, чтобы весной на их ветках распустились листья.

А как люди заботятся о деревьях, которые растут в садах и парках?

Дети.

Зимой подгребают снег к стволам деревьев. Весной рыхлят под деревьями землю и белят стволы. Летом поливают. Осенью сгребают опавшие листья.

 

Игра «Найди правильный листок».

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

На столе перед детьми раскладываются в беспорядке листочки разного размера от разных деревьев. Лесовик просит показать различные листочки, например: большой листочек дуба, маленький листочек березы и т.д.

Лесовик.

Ну, а теперь дальше пойдем. Ноги выше поднимайте, через кустики шагайте. Затем пройдите по узкому мостику. А где же он? (Дети находят). Да в воду не наступите, ноги не промочите. А потом с кочки на кочку. Вот и добрались до полянки. Теперь можно присесть и отдохнуть.

Звучит аудиозапись щебет птиц (CD Звуки природы для школьников. Щебет птиц. Звуки весеннего леса).

Атмосфера, созданная пением птиц, разбудит воображение у детей. А иллюстрации с видами природы способствуют более сильному восприятию звуков.

Лесовик.

Какое время года сейчас?

Дети.

Весна.

Лесовик.

А как вы догадались? Какие признаки весны вы знаете? Назовите их.

 

Дети.

Солнце пригревает, тает снег…

Лесовик.

Зимой в лесу тихо. А весной повсюду раздается веселый щебет птиц. Зимой птицам тяжело приходится. А почему?

Дети.

Холодно зимой, не хватает корма.

Лесовик.

А я в лесу не только за порядком слежу, но и помогаю животным пережить холодную зиму. А как вы помогаете птицам?

Дети.

Сделать кормушки.

Дидактическая игра «Подбери корм для птицы по клюву?»

Цель: закрепить умение находить и подбирать корм по клюву (определённого размера, формы).

К муляжам птичьих клювов дети подбирают корм – семена, ягоды.

Лесовик.

А как весной птицы находят себе пищу?

Дети.

Появляются насекомые.

Лесовик.

Птицы благодарят нас за то, что мы о них не забываем. А хотите познакомиться с животными, которые водятся в лесу? Тогда отгадайте загадки.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу

В дупле  на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

 

Косолапый и большой

Он в берлоге спит зимой. (Медведь.)

 

Скачет он и тут и там,

По полям и по лесам

В белой шубке под сосной

Длинноухий зверь лесной. (Заяц.)

 

Игра «Летает, прыгает, бегает».

Цель: уточнить знание детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память.

Лесовик подбирает картинки с изображением животных, птиц, насекомых, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата, условно обозначающие классификацию: «летают» — зеленый, «прыгают» — желтый, «плавают» — синий.

По команде Лесовика дети, у которых картинки с изображением обитателей леса кто летает, собираются вокруг зеленого квадрата, кто прыгает – вокруг желтого, кто плавает – вокруг синего.,

Лесовик.

Вот мой лес. А где же мои лесные звери? Вот беда! Что случилось с деревьями? Одни пеньки вокруг да ветки валяются. Кто это мог сделать? Дети, разве можно ветки ломать, деревья пилить без нужды?

А куда же подевались мои лесные звери?

Дети.

Нет

Лесовик.

А куда же подевались мои лесные звери?

Дети.

Убежали в другой лес.

Лесовик.

Почему убежали звери? (Испугались шума, стрельбы охотников, нечего стало есть, негде стало укрываться, разорились гнезда, норы)

Дети, давай те вместе подумаем, как помочь лесу, чтобы он стал таким же красивым, как раньше, чтобы в нём вновь запели птицы и стали жить звери.

Дети.

Надо посадить деревья, охранять лес, подкармливать птиц и зверей.

Дети вместе с Лесовиком делают картину – коллаж «Лес». Дети самостоятельно намазывают клеем изображения растений, птиц, животных и приклеивают на общую картину.

Воспитатель спрашивает у детей местоположения каждого обитателя леса звери на земле внизу, птицы на деревьях вверху (закрепляются употребление предлогов у, на, над, под).

Лесовик.

Дети! Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам понравилось?

Дети.

Да, понравилось. Очень интересно и познавательно было.

Лесовик.

Лес нужен птицам, животным, насекомым. А как вы считаете, человеку лес нужен?

Какая польза от леса человеку?

(Мы сможем ходить в лес, дышать свежим воздухом, наслаждаться красотой природы, собирать дары леса – ягоды, грибы)

Да лес нужен всем, не только животным, птицам, но и человеку. Поэтому все мы, и взрослые, и дети, должны охранять и беречь лес.

 

 

 

Список использованной литературы
 

1. Звуки природы для школьников. Щебет птиц. Издательство: ИДДК

2. Филичёва Т.Б. «Развитие речи у детей дошкольного возраста». — М.; Мозаика – синтез, 2009 г.

3. Орлова Ф.М., Соковнина, Е.Н. «Нам весело». Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. — М.; Просвещение; 1973 г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Южное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детский сад комбинированного вида № 1709

 

Познавательно-речевое занятие

«Путешествие в лес с Лесовичком»

(средний дошкольный возраст)

подготовила воспитатель

Ширшова Ольга Михайловна

Москва 2012

Познавательно-речевое занятие «Путешествие в лес с Лесовичком»

(средний дошкольный возраст)

Путешествие в лес с Лесовиком.

Задачи.

  1. Формировать представление детей о взаимосвязи состояния природы и человека.
  2. Закреплять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в жизни животных и растений, о влиянии человека на природу.
  3. Учить беречь и охранять природу.
  4. Развивать речь, мышление детей, умение формулировать простейшие умозаключения.
  5. Закреплять ориентировку в пространстве, употребление в речи предлогов у, на, над, под, сравнение предметов по ширине.

Материал и оборудование.

Костюм Лесовика, картинки деревьев к игре «Найди и назови», листочки «Найди правильный листок», муляжи птичьих клювиков, семена, ягоды, шишка, кора дерева, крошки хлебные и т.д.; дорожки широкая и узкая, гимнастическая скамейка – «мостик», кольца – «кочки», дуга; принадлежности для аппликации, картинки - силуэты обитателей леса, 3 цветных квадрата; ватман, клей; аудиозапись «звуки весеннего леса», музыка.

Ход занятия.

В группу входит воспитатель в костюме Лесовика.

Лесовик.

Здравствуйте, дети! Я – Лесовик – хозяин леса. Собрался я проверить всё ли в лесу в порядке: все ли деревья на месте, всем ли животным хорошо в моём лесу. А вам, дети, интересно посмотреть, что там у меня в лесу происходит? А трудностей не испугаетесь? Ну, тогда в путь.

Дидактическое упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: приветствие участников друг друга (разминка).

Ножками затопали, (ритмично топают.)

Ручками захлопали, (ритмично хлопают в ладоши.)

Головку опускаем (выполняют наклоны головы вперед.)

И спину выпрямляем. (Поднимают голову. Выпрямляются. Плечи поднимают, отводят назад и опускают. Смотрят прямо перед собой. Руки кладут на пояс или опускают.)

Лесовик.

Для начала нам надо пойти по широкой дорожке. Где же эта дорожка?

Дети находят место расположения.        

Дети.

Возле берёзки.

Лесовик.

Правильно. А вот здесь большое дерево наклонилось и мешает нам пройти в лес.

Дети ползут под дугой.

Лесовик.

Дети, а какие деревья растут в лесу?

Дидактическое упражнение «Найди и назови»

Цель упражнения: учить детей узнавать картинки деревьев, называть их. Выбирают деревья, которые растут в лесу дуб, берёза, ель, сосна, рябина.

Лесовик.

Какую пользу приносят деревья?

Дети.

Деревья красивые, в жаркий день можно спрятаться в их тени, на деревьях живут птицы.

Лесовик.

Молодцы, дети! Зимой деревья отдыхают, накапливают силы, чтобы весной на их ветках распустились листья.

А как люди заботятся о деревьях, которые растут в садах и парках?

Дети.

Зимой подгребают снег к стволам деревьев. Весной рыхлят под деревьями землю и белят стволы. Летом поливают. Осенью сгребают опавшие листья.

Игра «Найди правильный листок».

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

На столе перед детьми раскладываются в беспорядке листочки разного размера от разных деревьев. Лесовик просит показать различные листочки, например: большой листочек дуба, маленький листочек березы и т.д.

Лесовик.

Ну, а теперь дальше пойдем. Ноги выше поднимайте, через кустики шагайте. Затем пройдите по узкому мостику. А где же он? (Дети находят). Да в воду не наступите, ноги не промочите. А потом с кочки на кочку. Вот и добрались до полянки. Теперь можно присесть и отдохнуть.

Звучит аудиозапись щебет птиц (CD Звуки природы для школьников. Щебет птиц. Звуки весеннего леса).

Атмосфера, созданная пением птиц, разбудит воображение у детей. А иллюстрации с видами природы способствуют более сильному восприятию звуков.

Лесовик.

Какое время года сейчас?

Дети.

Весна.

Лесовик.

А как вы догадались? Какие признаки весны вы знаете? Назовите их.

Дети. 

Солнце пригревает, тает снег…

Лесовик.

Зимой в лесу тихо. А весной повсюду раздается веселый щебет птиц. Зимой птицам тяжело приходится. А почему?

Дети.

Холодно зимой, не хватает корма.

Лесовик.

А я в лесу не только за порядком слежу, но и помогаю животным пережить холодную зиму. А как вы помогаете птицам?

Дети.

Сделать кормушки.

Дидактическая игра «Подбери корм для птицы по клюву?»

Цель: закрепить умение находить и подбирать корм по клюву (определённого размера, формы).

К муляжам птичьих клювов дети подбирают корм – семена, ягоды.

Лесовик.

А как весной птицы находят себе пищу?

Дети.

Появляются насекомые. 

Лесовик.

Птицы благодарят нас за то, что мы о них не забываем. А хотите познакомиться с животными, которые водятся в лесу? Тогда отгадайте загадки.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу

В дупле  на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

Косолапый и большой

Он в берлоге спит зимой. (Медведь.)

Скачет он и тут и там,

По полям и по лесам

В белой шубке под сосной

Длинноухий зверь лесной. (Заяц.)

Игра «Летает, прыгает, бегает».

Цель: уточнить знание детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память.

Лесовик подбирает картинки с изображением животных, птиц, насекомых, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата, условно обозначающие классификацию: «летают» — зеленый, «прыгают» — желтый, «плавают» — синий.

По команде Лесовика дети, у которых картинки с изображением обитателей леса кто летает, собираются вокруг зеленого квадрата, кто прыгает – вокруг желтого, кто плавает – вокруг синего.,

Лесовик.

Вот мой лес. А где же мои лесные звери? Вот беда! Что случилось с деревьями? Одни пеньки вокруг да ветки валяются. Кто это мог сделать? Дети, разве можно ветки ломать, деревья пилить без нужды?

А куда же подевались мои лесные звери?

Дети.

Нет

Лесовик.

А куда же подевались мои лесные звери?

Дети.

Убежали в другой лес.

Лесовик.

Почему убежали звери? (Испугались шума, стрельбы охотников, нечего стало есть, негде стало укрываться, разорились гнезда, норы)

Дети, давай те вместе подумаем, как помочь лесу, чтобы он стал таким же красивым, как раньше, чтобы в нём вновь запели птицы и стали жить звери.

Дети.

Надо посадить деревья, охранять лес, подкармливать птиц и зверей.

Дети вместе с Лесовиком делают картину – коллаж «Лес». Дети самостоятельно намазывают клеем изображения растений, птиц, животных и приклеивают на общую картину.

Воспитатель спрашивает у детей местоположения каждого обитателя леса звери на земле внизу, птицы на деревьях вверху (закрепляются употребление предлогов у, на, над, под).

Лесовик.

Дети! Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам понравилось?

Дети.

Да, понравилось. Очень интересно и познавательно было.

Лесовик. 

Лес нужен птицам, животным, насекомым. А как вы считаете, человеку лес нужен?

Какая польза от леса человеку?

(Мы сможем ходить в лес, дышать свежим воздухом, наслаждаться красотой природы, собирать дары леса – ягоды, грибы)

Да лес нужен всем, не только животным, птицам, но и человеку. Поэтому все мы, и взрослые, и дети, должны охранять и беречь лес.

Список использованной литературы

1. Звуки природы для школьников. Щебет птиц. Издательство: ИДДК

2. Филичёва Т.Б. «Развитие речи у детей дошкольного возраста». — М.; Мозаика – синтез, 2009 г.

3. Орлова Ф.М., Соковнина, Е.Н. «Нам весело». Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. — М.; Просвещение; 1973 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие «Путешествие на музыкальном паровозике» Для детей старшего дошкольного возраста, 5 – 7 лет.

Путешествуя на паровозике дети встречаются с различными явлениями природы: снегом, метелью, шорохом листьев, дождём, громом, грозой, ветеро...

Роль познавательно-речевой деятельности при формировании у детей 3-4 лет дошкольного возраста положительных социальных установок во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности-позновательная активность, уверенность в себе и доверие к другим людям,целенаправленность и настойчивос...

Занятие по познавательно-речевому развитию "Поможем Нюше выбрать профессию" для детей среднего дошкольного возраста

 Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний и представлений, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, к их де...

Методический блокнот для педагогов «Познавательно-речевые рифмовки для проведения индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста». (картотека)

Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи.Предложенные в статье логопеди...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ –технологий с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство»

Конспектнепрерывной образовательной  деятельности  по познавательно-речевому  развитию  с  использованием ИКТ –технологий  с детьми  среднего дошкольного возраста«Пу...

Конспект итогового комплексного занятие « Путешествие в страну математики» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект занятие направлен на закрепление и обобщение знаний по образовательной области " Познавательное развитие" по разделу математика и по образовательной области " Художественно - э...