"В гостях у Коми-Ань".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Познавательное занятие по краеведению, приобщению детей к культуре Коми края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_komi_an.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель:
Хворова С.М
I. кв. категории
ЦРР – д/с №-54
Цель: закрепить представление детей о внутреннем обустройстве коми дома, обогатить словарь детей.
Задачи: закрепить представление детей о назначении, местоположении основных предметов быта; познакомить детей с коми названиями предметов быта: печь – пая, молька – потан, дом – керка, стол – пызан, конкретизировать сведения о печке как важнейшем элементе северного дома, вызвать желание помочь хозяйке, воспитывать теплые чувства к быту коми людей, активизировать речь детей.
Предварительная работа: экскурсия в музей с целью ознакомления детей с особенностями внешнего вида коми дома, слушание музыки коми композиторов.
Материал: Одежда для коми Ань, свечка, пластинка для прослушивания коми песен, краски, кисти, бумага.
Занятия проводится в эко-бытовом музее детского сада.
Ход занятия:
– Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к бабушке Ане. Помните, мы уже у нее бывали?
– Как называется коми дом?
Дети: Керка.
– А как называют хозяйку дома?
Дети: Коми Ань
– Правильно, вот и сегодня хозяйка пригласила нас к себе. Она очень занята и попросила нас навести в доме порядок, т.к. она сделала ремонт в доме. Вы согласны помочь навести порядок в доме?
Дети: Да.
/Заходим в дом. В центре помещения собраны различные предметы быта, стол,
скамейки, сундуки, дорожки/
– Давайте, ребята, расставим все по местам. Пожалуй, начнем со стола. Как вы думаете, куда мы поставим стол?
Дети: На середину комнаты или у окна на самое светлое место.
– Посмотрите на стол, что вы можете рассказать о чем? Почему в каждой семье стол был таким большим?
Дети: Стол большой, деревянный, добротный. Раньше семьи в деревнях были большими: много детей, жили вместе с бабушками и дедушками. Есть садились дружно, все вместе.
– Стол на коми языке – пызан /повторить название 3-4 раза/.
– А куда бы вы поставили скамейки?
Дети: Вдоль стен, - к столу.
– Почему скамейки в керке легкие и узкие?
Дети: Чтобы можно было их легко передвигать, занимают мало места.
– А теперь нам нужно расставить посуду. Из чего сделана посуда в доме. / дерево, береста, глина/.
– Куда мы расставим посуду?
– Правильно на полки, чтоб у хозяйки все было под рукой.
– Чтобы в доме стало уютно, нам осталось расстелить только вот эти дорожки. Такие дорожки называют домоткаными, как вы думаете почему?
Дети: Их делали сами хозяйки, ткали дома.
– /показывать мольку/. Ребята, как вы думаете, что это?
Дети: Люлька для маленьких детей. Подвешивали мольку к потолку.
– Люльку на коми языке называют – потан. /повторяем 3-4 раза/.
– Ребята у нас остался еще один предмет, что это? /сундук/
– Для чего хозяйке сундук?
Дети: Складывать одежду, белье.
– Вся мебель, все предметы в коми керке старинные. Как вы думаете, кто их смастерил? Почему они сохранились до наших дней?
Дети: Раньше все делали сами хозяева, своими руками, изготавливали прочно, добротно, чтобы они служили долго хозяевам и дошли до наших дней.
– Вот мы с вами и расставили все по местам, как было раньше. Не хватает только хозяйки.
Может пока ее нет б. Ани хозяйкой побуду я? Вы согласны ?
Дети: Да.
– Тогда я достану из бабушкиного сундука коми одежду и одену ее, чтобы быть похожей на коми Ань.
– Ну а теперь гости дорогие послушайте загадку: «В каждом доме толстая Маланья»?
Дети: Печь.
– Печь по коми будет пач. /повторяем 3-4раза/.
– Печь в коми избе сравнивают с доброй женщиной. Как вы думаете почему народ считает печь доброй матерью? Для чего необходимо печь в доме?
Дети: Печь нужна для приготовления пищи, обогрева дома, без печи будет холодно и голодно, как без мамы.
– Давайте представим, что за окном тлеет. Большая гора горящих дров, палка и т.д.
– Давайте представим, что за окном метет вьюга, потрескивают в печи дрова. Вся большая семья собралась за столом. Мы с вами хорошо поработали теперь можно и отдохнуть.
П/т «Пышкай» – коми игра
– Дети вечерами играли, а взрослые занимались своими делами. Как вы думаете, чем занимались вечерами мужчины?
– Мужчины мастерили и ремонтировали мебель или орудия для охоты, рыболовства и т. д.
– А чем занимались женщины?
– Женщины занимались различными домашними делами – рукодельем – шили, вязали, вышивали.
– Ребята, давайте приготовим для коми Ань сюрприз. Украсим полотенца коми орнаментом. Вы согласны? /Да/
– Ой, посмотрите как темно в избе, как же мы будем рисовать? Как вы думаете, чем освещался дом, когда не было электричества?
– Вот и сейчас я зажгу свечу и мы приступим к украшению полотенец. А пока вы будете рисовать, я включу вам песню на коми композитора.
– Полотенца украсили, а куда же их положить?
– В сундук.
– Вот бабушка Аня придет и удивится, в избе все прибрано, новые полотенца.
– Ребята, вам понравилось в коми керке?
– Чем мы занимались? – Помогали бабушке Ане убирать дом, украшали полотенца, играли в коми игру.
– А какие новые слова вы узнали, давайте их вспомним: керка, пач, пызан, потан.
– ну а теперь нам пора возвращаться в группу. В следующий раз мы опять придем в гости к коми Ань и узнаем еще много нового о жизни коми народа.
/В конце занятия может придти настоящая коми Ань
и предложить детям угощения за помощь*/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "В гости к коми сказке"
Воспитание любви к родному краю...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)
Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....
«Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщение к коми культуре» Номинация: «Музей в детском саду»
создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию мини-музеев Коми культуры в ДОУ....
Капитошка у нас в гостях.Кому нужна вода?
Программное содержание:1. Закрепление знаний детей о трёх состояний воды.2. Закрепление знаний о значении воды в жизни человека и живых организмов.3. Уточнение знаний о том, кому нужна вода; как челов...
Презентация "Коми сказки", презентация "Коми игры", презентация "Быт и культура", презентация "Азбука моей малой Родины", Презентация "Азбука русских и коми загадок" , методические рекомендации по использованию презентаций и др.
МАТЕРИАЛЫ на районный конкурс "Лучший детский сад года - 2021" https://yadi.sk/i/4-1-E0xl078bNA - "Быт и культура"https://yadi.sk/i/erv0GzYIRCmsuA - методические рекомен...
В гостях у коми сказки.
В гостях у сказки!Приближается 100-летний юбилей Республики Коми. Воспитанники детского сада №8 «Радуга» на занятиях знакомятся с коми народным творчеством. В рамках преемственности «...
Логомассаж - кому нужен, кому поможет в коррекции речи, а кому-нет.
Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объема движения языка....