Секреты знакомых предметов
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие по поисково-познавательной деятельности о различных свойствах и состояниях воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_znakomyh_predmetov.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Секреты знакомых предметов
Цель: расширять представления детей о воде, какое большое значение имеет вода для всего живого.
Дать представление об очистке воды.
Развивать поисково-познавательную деятельность.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование и материалы: видеопроектор, экран, слайды, стаканы, ватные диски, воронка, активированный уголь, 3 сосуда с водой, яйцо, ложка, бумажные кувшинки, фонограмма детской музыки.
Предварительная работа: чтение стихов о различных состояниях воды, рассматривание иллюстраций, чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Ход
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»: (одновременно показываются слайды)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Воспитатель. А для чего нужна вода?
- Как мы ее используем?
(Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы)
- А у нас в группе есть вода?
- Подумайте, откуда берется вода в кране?
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. А еще воду берут из подземных озер (показ слайда). Там вода особенно чистая, а если выходит на поверхность, образуется родник (показ слайда).
- Посмотрите, какая вода в роднике?
(Чистая, хрустальная)
Воспитатель. – На Земле мало чистой воды, поэтому ее надо беречь.
- Что надо делать, чтобы беречь воду?
- Правильно, надо закрывать кран, чтобы капельки не вытекали.
- А хотите сами превратиться в капелек и поиграть в волшебную игру.
(включить музыку)
(Воспитатель говорит слова)
Воспитатель. Полетели капельки на землю. Покружились, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (побежали по кругу, взявшись за руки, парами). Встретились ручейки и стали большой рекой (бегут по кругу, звездочкой). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети встают в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (показать слайд). Стали капельки легкими (присесть), потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
(Дети идут к воспитателю)
Воспитатель. – Понравилась вам игра?
- Пока капельки летали, захотелось им пить.
- Какую воду можно пить?
- Можно пить воду из реки? А грязную?
Воспитатель. – Подойдите сюда (на столе стоит стакан с грязной водой).
- Скажите, можно пить воду из этого стакана?
Дети. – Нет.
Воспитатель. Сейчас мы с помощью знакомых вам предметов превратим грязную воду в чистую. А для этого нам с вами ненадолго надо стать волшебниками. Хотите? Повторяйте за мною слова:
Топ-топ! Хлоп-хлоп!
Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников
Скорее превратись!
Воспитатель. А если мы волшебники, то можем творить различные чудеса.
Опыт «Очистим воду»
Взять чистый стакан. В него опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь.
Воспитатель. - Что это такое?
- Это уголь, но не обыкновенный, а специально очищенный.
- А называется он как? – «Активированный уголь»
- Для чего он нужен?
- Где его можно взять?
Дети. – В аптеке.
Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистый стакан. Благодаря ватному диску и активированному углю, вся грязь останется на вате, а в стакан будет капать очищенная вода.
Воспитатель. – Что у нас получилось?
- Значит, с помощью активированного угля и ватного диска мы можем очистить грязную воду. Почти также, дети, устроены и очистные сооружения. Поэтому из крана течет чистая вода. Но все равно из крана пить воду нежелательно.
Воспитатель. А теперь такое волшебство.
Опыт: На столе стоят 2 сосуда с водой (750мл), 1 – емкостью 1,5л.
На первом сосуде написано – соленая вода, на втором – пресная вода, третий сосуд (1,5л) – пустой, 1 яйцо, ложка.
Воспитатель. – Что находится в сосудах?
- А для чего нам нужно яйцо?
- Давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала?
Дети выбирают воду. Воспитатель с детьми аккуратно опускают яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно.
Воспитатель. – Что произошло, ребята?
- Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого количества соли яйцо не тонет.
Воспитатель. – Как вы думаете, если смешать соленую и пресную воду, что получится?
Опыт: Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться посередине раствора.
Воспитатель. – Видите, ребята, в соленой воде яйцо не тонет. На нашей Земле, ребята, есть соленые озера воды (показ слайда). Посмотрите, если в такое озеро войти и лечь, то можно лежать и не тонуть.
Воспитатель. Скажите, ребята, а вода нужна только человеку? (Нет)
Воспитатель. – Вода нужна всему живому: животным, растениям.
- Посмотрите, пока мы с вами устраивали волшебство, у нас цветочки-кувшинки закрылись.
- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы они раскрылись, ожили?
(Ответы)
Воспитатель. – Вы правы, у нас есть маленькие водоемы, давайте цветочки опустим туда.
(Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться)
Воспитатель. – Вот видите, вода проникает в листочки, питает их и цветочки распускаются. Это говорит о том, что без воды растения гибнут.
Воспитатель. – Вода бывает в различных состояниях. Сейчас дети расскажут стихотворения (одновременно показываются слайды).
1-й ребенок. Мы говорим, она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
2-й ребенок Посмотрите, посмотрите,
Потянулись с неба нити.
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Дождик, дождик, поспеши,
Нашу землю освежи!
3-й ребенок С неба падали снежинки
На замерзшие поля.
Ель окутали косынкой,
Белой шубой тополя.
И укрыли двор и сад.
Всякий снегу очень рад.
4-й ребенок Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
5-й ребенок Кто-то ночью утащил лес,
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячется птица и зверь?
И куда за грибами теперь? И. Токмакова
6-й ребенок Росинка дрожала
На тонком листке.
Речонка дышала,
Шурша в тростнике.
В росинку гляжу я
И вижу, что в ней
Играет, ликуя,
Так много огней.
Их еле заметишь,
Так малы они,
Но где же ты встретишь
Такие огни? К. Бальмонт
(На экране появляется цветик-семицветик)
Воспитатель. – Посмотрите, у нас вырос цветок.
- Вы узнали, что это за цветок?
(Да, это цветик-семицветик)
Воспитатель. – А почему он так называется?
(Потому что у него семь лепестков и все они разные)
Воспитатель. – А в жизни бывают цветики-семицветики?
(Нет, только в сказках)
Воспитатель. – Значит, этот цветок какой?
(Волшебный)
- Посмотрите, у цветика-семицветика есть два похожих лепестка (синий и голубой)
- А что бывает такого цвета? (Вода)
- Вы сегодня узнали много о воде, и я думаю, что вы заслужили сладкий приз.
- Этот цветок волшебный и мы с вами волшебники, давайте скажем с вами волшебные слова:
«Лепесток, лети-лети, нам корзину принеси»
- А вот и корзина.
Литература:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж:
ЧП Лакоценин С.С., 2009. – 159с.
2. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в учёных. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом /Авт-сост. Е.В. Волкова, С.Л. Микерин.
– Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 256с.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секрет знакомого предмета
Секрет знакомого предмета (яйцо) Цель: развитие интереса у детей к одному из объектов (продукт питания) яйцо. Задачи:- разви...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты знакомых предметов»
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники экспериментируют для того, чтобы лучше узнать мир. Детское экспериментирование сосуществует не только с известными видам...
методическая разработка дид. игры "выложи из ниточек и палочек знакомый предмет"
Разработанная мною дидактическая игра на развитие сенсорики....
Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты с детьми с водой.
Опыты и эксперименты с детьми с водой....
Исследование на тему: «Как изменяются знакомые предметы под микроскопом»
Исследование направленно на то, чтобы с помощью микроскопа показать детям возможности использования этого прибора для изучения предметов и объектов окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Секреты знакомых вещей»
Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых дней жизни малыша. Явления и объекты привлекают детей красотой, яркостью ...
Конспект занятия по ФЭМП № 20 в средней группе Тема: «Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера. Установление последо
Конспект занятия «Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие г...