Исследование на тему: «Как изменяются знакомые предметы под микроскопом»
творческая работа учащихся по окружающему миру (подготовительная группа)

Диденко Ирина Анатольевна

Исследование направленно на то, чтобы с помощью микроскопа показать детям возможности использования этого прибора для изучения предметов и объектов окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в исследовательскую деятельность с использованием микроскопа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование на тему:                                              «Как изменяются знакомые предметы под микроскопом»

Цель: исследовать объекты ближайшего окружения под микроскопом.

Задачи:

1. Узнать, как устроен микроскоп.

2. Провести исследования знакомых предметов.

3. Развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность, умение делать выводы и умозаключения.

         

Актуальность исследования:

Ежедневно дети задают десятки вопросов своим родным и близким. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему насекомые такие маленькие, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый.  А вот микроскоп даёт возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее, например, не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а находить ответы самому. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия для себя может сделать маленький естествоиспытатель с помощью этого прибора.

Исследование направленно на то, чтобы с помощью микроскопа показать детям возможности использования этого прибора для изучения предметов и объектов окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в исследовательскую деятельность с использованием микроскопа.

Продолжительность: 3 недели

Этапы исследовательской работы на тему:

«Как изменяются знакомые предметы под микроскопом?»

 1 этап – «Выбор темы»

Конечно, я замечал некоторые вещи, например, лежащие на газете очки дедушки увеличивали буквы, а в магазине бабушка изучала, что написано на банке консервов через лупу. И я с интересом играл этим прибором:   всё вокруг  обычного для нас размера, но стоит посмотреть сквозь лупу, и на коже видны тоненькие волоски, ямки – поры.  Да, я не раз слышал в мультфильмах про применение микроскопа: и тётушка Сова об этом рассказывала и Фиксики, и Аркадий Паровозов.                                                                                                                      

   Но всё изменилось, когда в группу воспитатель принесла настоящий микроскоп и сказала, что мы узнаем больше, чем можем видеть вокруг себя.

2 этап - «Выработка гипотезы»

И тогда я подумал, если смотреть на обычные предметы в микроскоп то…                                                                                                                                                - предположим, я их не узнаю;                                                                                                                    - допустим, что они не изменятся при увеличении;                                                                        -  возможно, то, что я увижу, подскажет мне ответ на мой вопрос;                                                       - допустим, что они станут объектами для изучения.

Методы исследования определены гипотезой, задачами и целью работы:

    Работа с книгой.

    Беседы с взрослыми.

    Наблюдение.

    Зарисовки исследованных объектов.  

3 этап – «Изучение микроскопа» 

Изучив специальную литературу: энциклопедии, словарь, посмотрев познавательную телепередачу, действуя с  прибором,  я выяснил, как устроен микроскоп:

-  окуляр в который мы смотрим;                                                                                                                    - объектив - увеличивает предмет;                                                                                                            - тубус - соединяет окуляр и объектив;                                                                                                                   - винты - поднимают и/или опускают тубус;                                                                                       - предметный столик на который кладут изучаемый предмет;                                                               - держатели, которые зажимают предметное стекло;                                                                                         -зеркало собирает пучок света и направляет его в объектив;                                                                    - штатив, который держит все эти части.

Я выяснил, какие предметы входят в набор для исследования предметов с помощью микроскопа, это:

- предметные стёкла;

- пинцет и палочка (зубочистка);                                                                                                                               - скальпель (он только для взрослых);

- чашка Петри.

Прежде чем проводить исследования, я узнал правила работы с микроскопом:

1. Поставить микроскоп на ровную поверхность.

2. Направить отражение зеркала на объектив. Установить образец на предметное стекло и зажать его.

3. Посмотреть в окуляр. С помощью винтов придвинуть объектив как можно ближе к изучаемому предмету, не касаясь ее. Затем крути винты в обратном направлении до тех пор, пока изображение не станет четким.

4этап – «Проведение исследования»

Микроскоп поможет узнать о том, что недоступно видеть нашему глазу.

Исследование 1. «Лук»

Цель: рассмотреть строение растительной клетки.

Взять луковицу. Разрезать её вдоль и снять наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвать кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положить её в каплю воды на предметном стекле. Осторожно  передвигая предметное стекло по предметному столику, найти такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.

Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.

Вывод: живой растительный организм состоит из клеток.

Исследование 2. «Соль»

Цель: установить форму кристаллов пищевой соли.

На предметное стекло насыпать небольшое количество соли, можно прижать другим стеклом, зажать держателями на предметном столике, навести фокус, рассмотреть. Как выглядят кристаллы соли?

Вывод: кристаллы имеют различную округлую форму, серые, матовые.

Исследование 3. «Нитка для шитья и вата»

Цель: сравнить хлопковые нитки и вату.

Отрезать кусочек нитки ножницами. На предметное стекло пинцетом положить кусочек нитки, можно прижать другим стеклом, зажать держателями предметное стекло на предметном столике, навести фокус, рассмотреть. Затем рассмотреть кусочек ваты.

Вывод: нить это много тонких скрученных волокон, расположенных в одном направлении, а в вате тоненькие короткие волокна расположены хаотично.  

Исследование 4. «Натуральный и искусственный волос»

Цель: сравнить внешний вид натурального и искусственного волоса.

Положить кусочек своего волоса на предметное стекло и рассмотреть  (чтобы волос не двигался, его можно смазать клеем или прижать другим стеклом). Отрезать волосок у куклы. Также разместить на предметном стекле, рассмотреть.                                                                                                                            

 Вывод: волосок имеет цвет и выглядит, как ровная палочка, а искусственный имеет вид трубочки, без цвета внутри.

Исследование 5. «Шерсть животных»

Цель: установить форму и толщину шерсти животных.

 По очереди на предметном стекле размещаем шерсть собаки, козы, кошки и кролика. Прижимаем другим стекло, зажимаем держателями, рассматриваем.

 Вывод: у всех животных шерсть имеет вид палочки, она имеет цвет, а толщина разная – самая толстая у собаки и козы, тоньше у кошки и совсем тоненькая у кролика.

Исследование 6. «Песок»

Цель: почему непрозрачный песок являться сырьём для изготовления стекла?  На предметное стекло насыпать немного песка, прижать другим стеклом, разместить на предметном столике, навести фокус, рассмотреть.                                 Вывод: при увеличении видно, что песок похож на осколки стекла, песчинки прозрачны, а, значит, он может являться сырьём для изготовления стекла.

Исследование 7. «Кирпич»

Цель: установить причину частого использования кирпича в строительстве.

Возьмем маленький кусочек кирпича. Положим его на предметное стекло. Рассмотреть.                                                                                                                          

 Вывод: можно увидеть пористую структуру, в котором задерживается воздух, а это значит, что он сохраняет тепло. Поэтому часто используют в строительстве и в кирпичных домах всегда тепло.

На этом мои исследования закончились.  Я сделал зарисовки всех объектов, которые исследовал под микроскопом.

Заключение

Научился пользоваться микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнал, из чего он состоит и как с ним работать. Провел несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие — рассматривать что-либо в микроскоп.

Выводы:

1. Действительно, трудно узнать знакомые предметы при рассматривании под микроскопом.

2. Предметы изменились до неузнаваемости при увеличении.

3. В процессе рассматривания под микроскопом знакомые предметы превратились в объекты для изучения и дали мне подсказку для ответов на мои вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-исследование на тему:"Предметы-заместители в детской игре

Требования к предмету-заместителю,соразмерность с другим игровым материаломО чем свидетельствует использование в игре предметов-заместителей детьми раннего возраста...

Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре».

Мини-исследование на тему:«Предметы-заместители в детской игре»....

Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре».

          Важным условием формирования творческой игры ребенка является введение в игру предметов- заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребе...

.Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре».

      Важным условием формирования творческой игры ребенка является введение в игру предметов- заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывае...

Мини – исследование на тему: «Предметы – заместители в детской игре»

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей.Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей.  Предметы-заместители стимулируют твор...

Конспект занятия по ФЭМП № 20 в средней группе Тема: «Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера. Установление последо

Конспект занятия «Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие г...