конспект НОД "Ознакомление дошкольников с традиционными кубанскими костюмами"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Зосимова Анастасия Владимировна

В современных социальных условиях, когда во главе угла стоит необходимость воспитания социально ответственного гражданина своей Родины, реализуя ООП ДО, мы ведем работу по реализации регионального компонента: в нашем случае это ознакомление дошкольников с историей и традициями Кубани. Вот один из конспектов НОД по данной области, оторый не просто знакомит детей с народными кубанскими костюмами, но и, как показала практика, формирует у детей интерес к народному Кубанскому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx380.27 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по ознакомлению с окружающим.

Тема: «Традиционные костюмы кубанских казаков».

Цель:

Продолжать закреплять  знания детей о кубанских казаках, их костюмах; воспитывать уважение к традициям казачества, любовь к  малой Родине; формировать умение рассказывать о быте, устоях казачества; закрепить умение детей оформлять работу в цвете, используя элементы  декоративной росписи.

Оборудование: кубанская комната (если таковой нет, то моделирование кубанской хаты непосредственно в групповом помещении); утварь, рушники, костюмы казака и казачки; на каждого ребенка эскиз костюма казачки для оформления в цвете; карандаши.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Мой Кубанский край», видеопросмотр отдельных номеров «Кубанского казачьего хора», знакомство с Петриковской росписью.

Методы и приемы: беседа, демонстрация наглядного материала,

                                 рассказ взрослого, вопросы к детям.  

Реализация образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход НОД:

 В групповой комнате смоделирована кубанская хата.

Педагог: «Сегодня мы с вами отправимся в музей. Скажите, пожалуйста, какие правила поведения необходимо выполнять в музее?» (ответы детей).

Педагог: «Молодцы, ребята, и все эти правила необходимо выполнять и знать. Но нам пора в музей. Мы с вами попали в музей казачества. Вспомните, пожалуйста, кто такие казаки? (ответы детей). Давайте рассмотрим казачью хату.  Посмотрите на стены, видите узор, которым они расписаны? Кто помнит, как он называется? (Дети: Петриковская роспись).

Педагог:  Давайте вспомним, для чего ею украшали стены домов казаки? (ответы детей).  Да, ребята, ею украшали стены, не только чтобы отпугнуть нечистую силу, но еще и позвать в дом здоровье и достаток.  Смотрите вот стоит хозяйка и кормилица хаты - печь. Как ее еще называют? (Дети: русская печь). Правильно, ребята,  и хотя в ней каждый день готовили,  и горел открытый огонь, и были угли, она всегда была белоснежная, как у этой хозяйки. Как вы думаете, что говорили о такой хозяйке?(ответы детей не комментируются).

Педагог: Но смотрите, здесь есть еще много интересных вещей, давайте попробуем узнать и назвать их.(дети самостоятельно называют прялку,  люльку, стол, скамью,  половицы, рушники, кухонную утварь). Молодцы, ребята, эти все предметы были очень важны в каждом доме. А вот это ребята пяльца, они нужны были казачке для того, чтобы вышивать красивые узоры не только на рушниках, но и на костюмах. Ведь очень ценилась одежда, шитая матерью или женой. 

Посмотрите, вот висят костюмы казака и казачки. Мы с вами уже рассматривали костюм казака, поэтому давайте вспомним, из чего он состоит. ( на предыдущих занятиях дети знакомились с костюмом казака (черкеска, папаха, башлык, рубаха, шаровары), а также с особенностями их ношения. Поэтому педагог показывает предмет костюма, дети стараются назвать его, если они затрудняются,  педагог им помогает).

Педагог интересуется: «А кто помнит, что такое газыри и что означало, если концы башлыка были заброшены за плечи казака?»  (газыри – это кармашки для патронов на черкеске казака, а заброшенные за плечи концы башлыка говорили о том, что казак гуляет, ему не надо собираться в поход).

Правильно, ребята. А теперь посмотрите на наряд  казачки. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Но самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм? (
Дети: Костюм состоял из юбки и кофты).
Воспитатель:  А шили одежду из ситца, шелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными. Кофты же украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.
Воспитатель: Как вы думаете, как в праздники одевались казачки? (Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата).
Воспитатель: Правильно, ребята. На голову надевали красивые платки, на ноги надевали полусапожки. Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.

А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки.
Холодной  зимой женщины-казачки одевали стеганую «кохту» с глубоким запахом. Это было очень удобно, можно было выносить ребенка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги зимой одевали валенки.

Воспитатель: А как же украшались рукава рубах? (Дети: Рукава украшались кубанским орнаментом, вышивкой).
Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с эскизом костюма казачки, я предлагаю вам сейчас попробовать украсить костюм кубанским орнаментом.

(дети украшают эскизы кубанской вышивкой)
Педагог: Молодцы, ребята. Красивые костюмы у вас получились.  Но в  наше время такие костюмы уже не носят. Кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в национальные одежды, мы с вами смотрели выступление Казачьего хора. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект: "Воспитание дошкольников на основе традиционной Кубанской культуры"

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, желание узнать, что-то новое из жизни своих предков. Участники проекта дети 4-6 лет, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Традиционный украинский костюм

Краткое описание украинского костюма...

«ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ КОСТЮМ»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с традиционным русским костюмом; развивать у детей эстетическое восприятие; учить передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок), видеть красоту в рисун...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...

Конспект занятия по теме: «Знакомство с кубанскими костюмами» для детей старшей группы.

Цель: развитие познавательного интереса детей к кубанской казачьей одежде.Задачи:- Учить правильно, называть одежду, ее цвет и назначение.- Вызвать интерес к куклам в кубанских костюмах.- Ра...