Методические разработки по познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе (по сказкам народов мира)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Золотарева Ольга Викторовна

Авторские  конспекты для детей подготовительной группы: ФЭМП+обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_malysh_i_karlson.docx21.44 КБ
Файл 8_lyagushka_-_puteshestvennitsa.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Подготовительная группа

Тема:  «Малыш и Карлсон»/Звук К, к, буква К/.

Задачи:

Продолжить знакомство  с согласными  звуками (К, к) и  их условными обозначениями буквой К. Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха, памяти, зрительного внимания, графических навыков, мелкой моторики руки.

Формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета.

Воспитывать интерес к  сказочным произведениям. Совершенствовать навыки счета и вычислительной деятельности; упражнять в решении занимательных задач с математическим смыслом.  Развивать логическое мышление и сообразительность, умение высказывать свои суждения; развивать зрительную память.  Воспитывать нравственно-волевые качества – целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату, оказывать помощь сказочным персонажам.

Материалы и оборудование:

Ковролин, магнитно- маркерная доска,  изображение буквы, звуковая линейка, карточки для звукового анализа, изображение Карлсона и Малыша, Д/И  «Третий лишний», мешки зеленого и синего цвета, игрушки (солдатик, зайка, кубик, киска, кит, кенгуру), ребус букв, д/и «Улицы города».

раздаточный материал: карточки для звукового анализа, фишки, тарелочки с манкой, карточки для разгадывания ребуса, дощечки для рисования.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент (стоя в кругу, на ковре):

«На занятии будьте старательными,

Будьте спокойными и внимательными.

Делайте все, не отставая,

Слушайте, не перебивая».

  1. Основная часть:

1.Загадка из шкатулки:

«Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Это ...»

2.Выделение звуков (К, к), характеристика по акустическим данным.

3. Педагог предлагает прогуляться по улице Стокгольма и найти дом, в котором живет Малыш.

Игровое упражнение “Улица Стокгольма”.

Материал: домики для счета с окошечками от 1 до 10. Расположение  произвольное.

Дети вспоминают правило определения четных и нечетных чисел, и расставляют дома на улице в соответствии с количеством окон – четные в возрастающей последовательности, нечетные в убывающей последовательности.

4.Игровое упражнение “Домик Карлсона”.

Материал: логический квадрат “Домик Карлсона”.

- На крыше, за трубой находится маленький домик. Сразу его и не заметишь. Только посмотрев очень внимательно, его можно разглядеть.

Дети рассматривают изображения домиков с крышами и окнами разных геометрических форм и зарисовывают на дощечках  недостающее изображение домика.

5. Игровое упражнение “Наводим порядок в домике Карлсона”.

Материал. Предметные картинки с изображением кастрюли, кувшина, сковороды, замка, ключа, кисти.

Выделение лишней позиции из нескольких предложенных. Классификация.

Характеристика места звука в словах.

6. Игровое упражнение “Игрушки”.

- В тот день, когда Карлсон и Малыш познакомились, Карлсон сломал замечательную игрушку Малыша – паровую машину. Хорошо, что игрушек у Малыша еще много и им всегда есть, во что поиграть.

Материал. Изображения игрушек.

Выделение твердого и мягкого звука. Распределение игрушек в синий и зеленый мешок.

7. Звуковой анализ слова – КУБИК.

8.Знакомство с буквой “К”.

Педагог предлагает  вниманию детей изображение буквы [К].

Стихотворение о букве:

«К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука».
 

9. Рисование буквы на манке.

10.Динамическая пауза “Сказочная”.

 

.11.Игровое упражнение “Клякса”.

- Малыш делал уроки, в это время в окно влетел Карлсон, и от неожиданности в тетради появилась клякса.

Дети рассматривают изображения наслоенных друг на друга букв, определяют и называют их.

12.Игровое упражнение “Варенье”.

- После уроков Карлсон позвал Малыша любоваться на звезды и есть варенье. Фрекен Бок закрыла банки с вареньем в буфет на ключ. Помогите достать любимое варенье Карлсона.

Дети работают с карточкой-кодом, расшифровывая информацию о порядковом номере банки, об отрицании цвета фруктов и ягод в банке находят любимое варенье Карлсона.

13.- На крыше Малыш и Карлсон ели варенье и  разглядывали ночное небо.

Конструирование созвездий – геометрических фигур  из счетных палочек.

  1. Итог.


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная  познавательно- коммуникативная  деятельность

                                                               

                                            Тема:  «Лягушка - путешественница».

Задачи:

Совершенствовать навыки счета и вычислительной деятельности; упражнять в решении занимательных задач с математическим смыслом.

Развивать логическое мышление и сообразительность, умение высказывать свои суждения; развивать зрительную память.

Воспитывать нравственно-волевые качества – целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату, оказывать помощь сказочным персонажам.

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, память. Формировать основы звуко-буквенного анализа. Продолжить  работу со слогом, словом, предложением.

Воспитывать усидчивость, интерес к данному виду деятельности.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Чтение художественной литературы, Здоровье.

Оборудование и материалы: магнитно-маркерная доска; ковролин.

Раздаточный материал:  фишки, звуковые линейки, крестики Воскобовича, счетные палочки, карточки для звукового анализа.

Демонстрационный материал: д/и «Птицы», наглядное пособие «Болото», и/упражнение «Лягушки»,  игра Воскобовича «Деревья», примеры.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

II. Основная часть:

Загадка:

Летом в болоте

вы меня найдете,

Мой рот -  ловушка,

Для  комара и мушки.

Зелена я как трава

Моя песенка “Ква-Ква”.

Артикуляция звука (Л,Л). Характеристика звука: согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.

- Однажды эта лягушка отправилась в путешествие одним очень необычным способом. Путешествовала она не на машине, не на поезде, а на утках.

Как называется сказка, в которую мы попали?

Игровое упражнение “Болото”.

Материал: изображение болота и его обитателей. Расположение объектов произвольное.

Дети рассматривают  наглядное пособие и  называют представителей флоры и фауны: раки, улитки, рыбы, лягушки, лилии (лотосы).

Педагог  предлагает детям назвать слова, в  которых есть звук “Л” (позиция звука в словах, мягкость, твердость звука) и показать нахождение звука при помощи звуковой лингейки.

Вопросы для счета:

- Сколько раков?

- Сколько улиток?

- Сколько лилий?

- Сколько рыбок?

- Сколько лягушек?

- Жизнь в болоте была скучная и однообразная. Лягушка целыми днями ловила комаров и мушек и мало чем отличалась от своих сородичей.

Игровое упражнение “Лягушки”.

Счетный материал: изображения лягушек.

Педагог предлагает детям рассмотреть лягушек, отмеченных числами первого десятка и найти среди них лягушку – путешественницу.

Дети вспоминают правила определения четных и нечетных, а также предыдущих и последующих чисел, по словесной инструкции выполняют арифметический диктант.

- Больше чем 1, но меньше чем 3? – 2.

- Последующее числу 7? – 8.

- Предыдущее числу 4? – 3.

- Самое большое нечетное число из чисел первого десятка…

По окончании диктанта на ковролине остается одна лягушка, и педагог предлагает детям придумать имя для лягушки с твердым или мягким звуком “Л”.

Дети предлагают разные варианты и выполняют звуковой анализ нескольких имен.

Например: Люся  Луша  Глаша

Звуковой анализ  имени лягушки «Люся», «Луша».

Игровое упражнение “Осенний лес”.

- Закончилось лето, и наступила осень. Листья на деревьях пожелтели, начался листопад.

Лексическая игра «Поймай звук»

Правила игры. При  перечислении названий деревьев дети должны хлопнуть в ладоши услышав мягкий звук “Л”.

Дуб   клен  вяз  ольха  осина  тополь   липа  сосна  ель  рябина  калина.

Материал. Изображения деревьев, карточки-заместители, разноцветные листья с примерами на сложение и вычитание.

- Гуляя в лесу, вы замечали, что деревья растут группами. Для жизни и роста каждого дерева должны быть подходящие условия. Некоторые деревья растут на открытых полянках, любят солнышко, а для других деревьев больше подходит тень, низина. Помогите найти для каждого дерева благоприятное место в лесу.

Дети рассматривают изображения осенних деревьев, сравнивая  количество цветных секторов на кроне дерева  с карточкой-заместителем, размещают деревья на ковролине.

- Все чаще моросил дождь, а листья старого клена опадали на построенный летом, рыбаками  ШАЛАШ.

Знакомство с буквой “Л”.

Педагог предлагает  вниманию детей изображение шалаша.

Дети рассматривают картинку, в изображении которой спрятана буква “Л”.

Конструирование буквы из счетных палочек.

- Таким шалаш был летом, а сейчас его почти не видно под листьями клена.

Вычислительная деятельность. Решение примеров на сложение и вычитание.

Динамическая пауза.

 Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сели покажем

Хвостик сложили назад.

-С наступлением осени многие птицы отправлялись в теплые края.

Игровое упражнение “Перелетные птицы”

(назвать птиц, определить перелетных, разделить слова на слоги).

Придумать предложение со словом цапля (изобразить схему  предложения).

-А наша героиня отправилась в путешествие вместе с лягушками.

Дети рассказывают окончание сказки

-А лягушка- путешественница стала с тех пор очень знаменитой и  многие сказочные художники написали портрет героини.

Конструирование. Задание “Лягушка”.

Дети работают за столами, конструируя из “Крестиков” Воскобовича  изображение лягушки.

Заключительная часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в рамках театрализованной деятельности в подготовительной группе «В мире масок» (совместное занятие с родителями)

Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников подготовительной группы, проработка внутренней позиции отношения к миру.         Обоснование разработки: зан...

Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие в город Мастеров"

Занятие с детьми с опытами и экспериментами  в путешествие в город Мастеров. Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Весёлый гость».

Методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Весёлый гость». (итоговое мероприятие по грамматике)Цель: закрепить знания, у...

Методическая разработка "Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Наши помощники на дороге"

Непосредственно-образовательная деятельность "Наши помощники на дороге" способствует закреплению знаний детей о правилах безопасного поведения на улице, толорантного отношения к другим людям...

методическая разработка занятия непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без игр, задач, развлечений....

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....