из опыта работы по безопасности
методическая разработка по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Авторы:
Иноземцева Э.Р.
Рассказова Л.Ю.
г.Нягань.
Оставив все полезное и нужное,
стремятся дети больше к любопытному.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма не безопасной для него. Детям дошкольного возраста при чрезвычайных ситуациях свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха они прячутся в укромные уголки, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Возросло количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма. Организм детей ослаблен, дети часто болеют.
В условиях современного общества, проблемы безопасности жизнедеятельности стали особенно актуальными.
Здоровье - одна из самых больших жизненных ценностей. Это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.
Как же сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Знание правил безопасности поможет предотвратить беду. Правильное поведение в той или иной критической ситуации может спасти жизнь.
Полноценные знания о безопасности дети часто получают в дошкольном возрасте, именно в детском саду. Эту тему мы выбрали потому, что она всегда актуальна. Опираясь на программу Р.Стеркиной, в нашей группе «Калинка», МАДОУ №6 «Рябинка» наработан опыт по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников в социуме и в природе. Мы, воспитатели, данному направлению деятельности уделяем особое внимание, начиная с 3-х лет, а для среднего, старшего дошкольного возраста она носит систематический и целенаправленный характер.
Основная цель нашей работы – подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой и чрезвычайными, опасными для жизни ситуациями. Научить быть внимательным и осторожным, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Главными задачами являются:
- закрепление у детей экологических знаний;
- обучение правилам поведения на улице, дома и в общественном транспорте;
- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.
- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, бережном отношение к собственной жизни.
Для себя мы определили основные направления по обучению детей по основам безопасности:
«Правила движения мы узнали и на дороге внимательнее стали»
«О правилах важных – пожаробезопасных»
«Научить дошкольников быть здоровыми»
«По секрету мы расскажем всем об этом»
Опираясь на имеющиеся у детей знания и представления, работа проводится в форме бесед, экскурсий, наблюдений, игр-занятий, сюжетно-ролевых игр, целевых прогулок, развлечений, чтений «осторожных» сказок, просмотров видеофильмов и познавательных мультфильмов, организаций выставок, участие детей в родительских собраниях по теме, разбора проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей.
Начиная с 3 лет, знакомим детей в непосредственно-образовательной деятельности о безопасном поведении, используя модели: «Что нельзя приносить в детский сад», «Как лечили жирафика», «Как вести себя в квартире», «Пожарная безопасность», «Дорожная безопасность», «Улица полна неожиданностей», «От шалости до беды – один шаг», «Как Хрюша попал в беду».
Для сообщения новых знаний предпочтение отдается чтению рассказов, заучиванию стихов, рассматриванию иллюстраций, плакатов Р.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» изд. «Просвещение», 1996г. Из которых дети узнают, как сохранить свою жизнь, запоминают правила поведения в экстремальных жизненных ситуациях. Например: «Вдруг - пожар!
А ты один…
Набираешь: 01,
02 – полиция,
03-скорая помощь».
«Не надо у песика лапку просить!
А вдруг он захочет тебя укусить?»
Эта работа помогает увеличить словарный запас (дети знакомятся с новыми словами), получают новые сведения об окружающей жизни, овладевают большим числом новых умений. Все это развивает любознательность, побуждает к самостоятельной деятельности. Полученные знания, умения дети закрепляют, участвуя в развлечениях, ставя инсценировки, театрализованных представлениях проводимых в детском саду в рамках «Театральной недели»: «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем», «Красный, желтый, зеленый» и т.д. На занятиях по аппликации дети делали запрещающие знаки «Как вести себя в природе». Вместе с родителями оформили выставку рисунков «Моя безопасность», где родители вместе с детьми изобразили опасные ситуации в социуме.
Непосредственно-образовательная деятельность, построенная в форме бесед, сопровождающиеся стихами, сказками, загадками, видео материалом, вопросами и тестами помогает лучше усвоить материал. Читая «осторожные» сказки Т.Шорыгиной дети легче и быстрее усваивают правила безопасного поведения на улице, дома, в лесу, у водоема.
В свободной деятельности мы также читаем детям «Для чего нам светофор» О.Таратунина, «Шла Саша по шоссе…» и «Пираты на большой дороге» изд. «Карапуз», «Правила для воспитанных детей», «Советы старого милиционера» В.Волков и т.д. Перед детьми ставим проблемные ситуации, где ребята, опираясь на свой жизненный опыт, находят правильное решение. Все это помогает детям разобраться в сложных вопросах и узнать: о том, как устроен человек, как важно беречь свое здоровье, как избежать неприятностей, вызванных контактами с ядовитыми насекомыми, грибами и растениями, с беспризорными собаками и кошками; об элементарных правилах оказания первой медицинской помощи при ушибах и порезах, о том, как вести себя с незнакомыми людьми, о различных человеческих качествах, как положительных, помогающих в общении, так и отрицательных, нередко являющихся причиной межличностных конфликтах.
Очень интересна познавательно-исследовательская деятельность, проводимая в нашей группе с водой, с огнем: НОД «Спички это не игрушка», проект «Огонь и укротитель огня». Познавательно-исследовательская деятельность способствует повышению познавательной активности, улучшению дисциплины, эмоциональному подъему, что позволяет самое главное – сохранить здоровье.
С огромным желание дети нашей группы играют в дидактические игры: «01», «Угадай, какой это знак?», «Как избежать неприятностей», «Лото осторожностей», «Светофор» и др., в которых дети уточняют и закрепляют свои знания. Подобраны по этой теме игры большой и малой подвижности: «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый», «Перевозка урожая», «Такси» и др.
В родительском уголке под рубрикой «Опасные ситуации в жизни детей» раскрыт материал о важности проблемы безопасности детей. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность этой проблемы. Провели развлечения с участием родителей и приглашением инспектора ГИБДД: «Путешествие в страну дорожных знаков», «Зеленый огонек», «Знай и понимай правила уличного движения». С помощью родителей был изготовлен тканевый плоскостной макет «Улицы нашего района», с которым дети заинтересованно играют. Подготовлены и проведены родительские собрания: «О безопасности и здоровье всерьез». «Профилактика ДТП», «Детские шалости с огнем и их последствия», «Путешествия в страну здоровья вместе с родителями» и интеллектуальная игра «Кто хочет получить приз?». Очень приятно и важно, что родители поддерживают нас, размышляют вместе с нами, анализируют ситуации, предлагают нужные и полезные советы.
Являясь редакторами детсадовской газеты «7 фей у колыбели», мы выходим с этой актуальной проблемой в массы, где даются рекомендации, предлагаются памятки по безопасности по каждой возрастной группе.
В результате данной работы дети не только узнают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Применять их на практике. Мы надеемся, что знания, полученные нашими детьми по данной программе, помогут им в дальнейшей самостоятельной жизни избежать опасных ситуаций. А наши советы и рекомендации помогут педагогам и родителям в сохранении здоровья и жизни.
Тема безопасности глобальна и всегда актуальна, так как наша жизнь полна неожиданностей. Надо уметь предвидеть и распознать опасности и по возможности избегать их! Надо знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях! Надо действовать грамотно! Надо желать совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасностям!
В дальнейшем мы планируем продолжать работать по данной теме. Задачами этого года обучения являются закрепление, дальнейшее обогащение и систематизация конкретных представлений об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые технологии для того, чтобы дети усвоили главное правило:
«Правило безопасности важно не только знать, но и соблюдать!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы по безопасности
может кому пригодится в работе наш опыт...
СООБЩЕНИЕ из опыта работы «Правила безопасного поведения дома и на улице»
В своей работе я создаю ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создаю обстановку для естественного самовыражения ре...
Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях....
Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)
В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...
Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»
В опыте раскрыта система работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности....
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома,на улице,в природе(из опыта работы воспитателя)
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе ( из опыта работы воспитателя)...
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному...