Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.
статья (средняя группа) по теме
В статье говорится о проблемах, формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_gum..doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.
В статье Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).
18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как помочь родителям наиболее полно осознать роль общественного воспитания, сделать их участниками воспитательного процесса для блага ребёнка?
Поэтому, с 2007 года, я решила работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме: «Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения».
Гуманистическую напрввленность у растущего человека не возможно сформиовать без семейного воспитания. Семья, где растёт и воспитывается ребёнок со зрительной паталогией. Требует особой заботы и внимания.
Первым этапом работы было:изучение семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Провела анкетирование «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности», «Традиции нашей семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Родители по разному проявляли активность и заинтересованность в совместной работе. Выявились родители – лидеры, активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в любом мероприятии; родители – исполнители, которые «прячутся» за свою занятость;
родители – наблюдатели, равнодушно относящиеся к жизни группы.
Я сформулировала цель работы так:
Создание условий по взаимодействию с родителями для осуществления гуманизации пространства детства.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Мониторинговое изучение семей, имеющих детей с нарушением зрения.
2. Выявление основных семейных ценностей и уровня педагогической культуры родителей.
3. Оказание квалифицированной помощи родителям по реализации функций в семье с нетипичным ребёнком и гуманизации процесса воспитания.
Свою работу я разбила на три этапа: мониторинг, система работы с семьями, результат.
Согласно полученным данным наиболее популярными являются: мероприятия с участием детей и родителей (90%); общие родительские собрания (75%); досуг (25%). Преобладает авторитарный и попустительский стиль воспитания детей, неконструктивные типы внутрисемейных отношений( гиперопека, симбиоз,отвержение). Нет семей, с высоким уровнем нравственных отношений, где здоровая моральная атмосфера и дети получают возможность для развития своих способностей. Негативное отношение родителей к дефекту ребёнка у 14% семей.
Работу организовала по блокам: консультативно – информационный (родительские уголки, буклеты, памятки, папки-передвижки «Витамины», «Чтобы глазки блестели»,
семейный и групповые альбомы «Наш отдых», «Поход на речку », «Семейный фоторепортаж»,библиотека – передвижка, фотомонтажи «День здоровья», «Как мы строили участок», фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения» и другие); инфрмационно – практический (занятия с участием родителей, совместное создание предметно-развивающей среды, совместные экскурсии и т.д); досуговый («День Матери», «Лучшая семья моя», развлечения « Посиделки»). Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. . Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам построит участок, видоизменить развивающую среду.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей с нарушеним зрения, с принимают дефект ребёнка и стараются помочь малышу стать здоровым. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 87% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности,
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 24% увеличилось число родителей-лидеров; до 47% выросло количество родителей-исполнителей.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близким. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является:
повышение уровня педагогической грамотности;
расширение педагогического кругозора;
решение проблем воспитания и обучения детей с нарушеним зрения.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества гуманизации воспитательного процесса.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры ] Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Семья и детский сад – дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир. Поэтому педагогическому коллективу не
обходимо быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Список использованной литературы:
1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: - Топикал, 1994. – 608с.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.
Полезные ссылки Интернет
Сайты федеральных органов исполнительной власти в сфере образования
Сайты для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Сайты для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения»
Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни - изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, ...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях специального, коррекционно-образовательного процесса...
Сенсомоторное воспитание дошкольников с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии сенсомоторики , так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев компенсирует недостаточность зрения....
Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внуш...
Рекомендации по организации обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения
Рекомендации родителям как организовать интересные занятия для дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях...
«Работа с родителями в вопросах физического воспитания детей с нарушением зрения»
Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическоевоспитание направлено на преодоление недостатков физического развитиядетей с нарушением зрения, которое отрицательно влияет на овладение...
Рукописные книги - эффективное средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников с нарушением зрения.
Использование рукописных книг в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи...