Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сигарева Елена Константиновна

 

 
Тема« Зачем мы дышим?»
Программное содержание:
Сформировать представление об органах дыхания, дыхательном процессе.
Углублять знания детей о строении, функциях, назначении органов дыхания.
Совершенствовать знания детей о значении дыхания для жизнедеятельности организма, путем проведения опытов.
Рассказать детям о влиянии и значении состава воздуха на процесс дыхания.
Формировать у детей грамматически правильную речь. Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью вопросов: « Как вы думаете? Почему? Зачем? Что нужно сделать?»
Развивать фантазию, любознательность, память.
Продолжать разучивание комплексов дыхательной гимнастики. Проследить зависимость частоты дыхания от физических упражнений.
Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заботиться о чистоте воздуха, закаляться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.
Продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих здоровью вред. Способствовать положительному эмоциональному настрою детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_no_10_sad_segoreva.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия по

ознакомлению с окружающим

в старшей группе

МДОУ «Детский сад №10»

Заводского района Г. Саратова

                                   

                                                                                          Воспитатель:

                                 Сигарева

                            Елена

                                Константиновна


Тема« Зачем мы дышим?»

Программное содержание:

Сформировать представление об органах дыхания, дыхательном процессе.

Углублять знания детей о строении, функциях, назначении органов дыхания.

Совершенствовать знания детей о значении дыхания для жизнедеятельности организма, путем проведения опытов.

Рассказать детям о влиянии и значении состава воздуха на процесс дыхания.

Формировать у детей грамматически правильную речь. Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью вопросов: « Как вы думаете? Почему? Зачем? Что нужно сделать?»

Развивать фантазию, любознательность, память.

Продолжать разучивание комплексов дыхательной гимнастики. Проследить зависимость частоты дыхания от физических упражнений.

Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заботиться о чистоте воздуха, закаляться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих здоровью вред. Способствовать положительному эмоциональному настрою детей.

Оборудование:

Зеркальце на каждого ребенка; схематичное изображение органов дыхания; модель легких ;карточки на каждого ребенка, с - изображением человека и органов дыхания; цветные карандаши; иллюстрации к игре « Полезно-вредно»; две картины (на одной изображен город, где дымят заводы, ездят автомобили, на другой- красивая природа, лес, луг, летают бабочки, поют птицы); фонограмма с быстрой и спокойной музыкой.

Предшествующая работа: Знакомство с детской энциклопедией «Как устроен наш организм», чтение сказки : «Зачем мы дышим?» из книги Г.Юдина «Главное чудо света», рассматривание альбома «Мое тело», « Экологическая мозаика» Е. Седлецкой, проведение бесед на тему: «Если хочешь быть здоров», «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми?», беседа о загрязнении воздуха, разучивание комплексов дыхательной гимнастики.

Словарная работа.

Обогащение словаря детей словами: организм, дыхание, воздух, легкие, кислород.

Уточнить значение слов: микроб, фильтр.

Ход занятия:         

Сегодня мы с Вами отправимся в волшебную страну, которая называется « Человек».

Вспомните, какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (ответы детей)

Правильно, в этом нам помогают органы : зрения( глаза), слуха ( уши), обоняния ( нос), вкуса (язык), осязания ( кожа).

Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Предлагаю детям выучить волшебные слова:

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

-Отгадайте загадку:

Загадку ты решишь свободно:

Я - небольшая часть лица.

Есть всегда я у людей,

Есть всегда у кораблей.

Между двух светил. Посередине я один.

-Что это? (нос).

-Рассмотрите свой нос в зеркальце.

-Какой он формы? Какого размера нос?

(большой, маленький, курносый, пуговкой и др.)

-Как вы думаете, для чего нужен человеку нос? (чтобы дышать, различать запахи).

Предлагаю детям пофантазировать.

-А если бы не было носа, что тогда? ( Не смогли бы дышать, не различали бы запахи).

-Дышим мы все время и не можем не дышать, даже если захотели бы.

-Давайте проверим. Задержите на несколько секунд дыхание, зажав пальцами нос.

. -Что вы почувствовали? (Задыхаемся, кружится голова, хочется дышать.)

Можем ли мы долго не дышать?

-Правильно, потому что в воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода.

-О воздухе говорят так:

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

-А хотите узнать, как путешествует воздух по организму?

Предлагаю детям рассмотреть схематичное изображение органов дыхания.

-Давайте вместе с воздухом отправимся в путь.

При вдохе воздух попадает в нос. Нос - это очень важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку, - одновременно фильтр и печка. Внутри носа очень много мельчайших ресничек. К этим ресничкам прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, чтобы в них не попадала грязь. Нос также согревает воздух, чтобы дыхательные пути не охлаждались. Из носа через трубочку, которая называется трахея, воздух попадает в бронхи, а потом уже в легкие. - Легких два. (показываю модель легких).

-Вы когда - ни будь, надували воздушные шарики?

-Давайте представим, что мы надуваем шары. (Дети встают свободно и имитируют движения надувания шара).

-Молодцы! Вот и ваши легкие похожи на два воздушных шарика, которые при вдохе наполняются воздухом, а при выдохе - уменьшаются, сжимаются , как шарик. Легкие состоят из множества крошечных пузырьков, покрытых кровеносными сосудами. Когда легкие заполняются воздухом, они всасывают из воздуха весь кислород, чтобы отдать его крови. Кровь разносит кислород по телу, чтобы оно могло дышать. Легкие, также как и сердце, должны постоянно работать. Сердце перегоняет кровь, а легкие воздух.

-Так как вы думаете, зачем мы дышим? (чтобы в организм поступал кислород; без воздуха мы погибнем; чтобы жить).

Предлагаю кому-нибудь из детей показать путь воздуха в организме (на схеме).

-Покажи, через какие органы воздух поступает в легкие. Назови их. А теперь подойдите к столам, обозначьте стрелочками путь воздуха в организме при вдохе. (У каждого ребенка схематичное изображение человека и его органов дыхания, цветные карандаши). Хотите поиграть? (включаю веселую музыку).

Эй, ребята, посмотри :           / поднять руки вверх;

Мы надули пузыри.        / надуваем пузыри;

Синий, красный, голубой, /подскоки на месте;

Выбирай себе любой.        /        бег на месте.

(повторяется 2-3 раза)

Молодцы!

Изменилось ли ваше дыхание?

Как вы стали дышать? ( быстро, часто).

Объясните, почему увеличилась частота вдохов и выдохов?

( Потому что мы прыгали, бегали).

Сделайте вдох ртом, носом. Когда горло больше чувствует холод? (При вдохе ртом).

А как вы думаете, почему нужно дышать носом? ( Чтобы не застудить горло; чтобы в легкие не попали микробы).

А каким воздухом нам полезно дышать? Почему? ( Дышится легко, появляется бодрость, хорошее настроение).

Что нужно делать , чтобы воздух был чистым? (Не загрязнять его; на заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают вредные вещества .Сажать растения, потому что выделяют кислород, увлажняют воздух, очищают его. Чем больше растений, тем больше кислорода.)

Предлагаю детям поиграть в игру. «Полезно-вредно»

Дети подходят к столам и рассматривают иллюстрации. - Рассмотрите картинки и скажите , что для нас с вами вредно и полезно? Почему?

(На иллюстрациях изображено:

Дети гуляют в лесу, проветривание помещения, дети делают зарядку, занимаются спортом, сажают растения, идет дым от заводских труб, газ от автомобиля, мужчина курит и тд.)

Дети показывают иллюстрации и обосновывают свой ответ.

-А теперь давайте немного отдохнем. ( Звучит спокойная музыка). ---Сядьте на коврик свободно, не мешая, друг другу.

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Солнечные лучики согревают вас. Дыхание ровное спокойное. Усталость проходит , мышцы отдыхают.(обращаю внимание детей на дыхание).

-Представьте живот как шарик или мячик. Вдохните, - мячик слегка поднимается, медленно выдохните - мячик опускается. Дыхание плавное, равномерное. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. -- Изменилось ли ваше дыхание? Какое оно стало? (Ровное, спокойное).

-Объясните, почему? ( Потому что не прыгали, не делали резких движений.)

( Выставляю две картины)

-Посмотрите внимательно на эти картины.

_В каком городе вы бы хотели жить? Почему? (Потому, что чисто, нет дыма, газа, много растений.)

-Правильно, ведь свежий воздух укрепляет здоровье человека и улучшает его настроение.

-Скажите, что нового и интересного вы узнали на нашем занятии?

-И все же, зачем мы дышим? Выслушиваю ответы детей и обобщаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе:"Комнатные растения дарят здоровье"

Цель: Дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.Программные задачи:Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, калан...

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе

На занятии дети знакомятся с достопримечательностями родного города. Его природными  богатствами и разнообразием....

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе

На занятии дети знакомятся с достопримечательностями родного города. Его природными  богатствами и разнообразием....

конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Берёзка" МДОУ "Детский сад №15 "Лужок"

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе " Березка"МДОУ " Детский сад №15 " Лужок"Воспитатель Мокрова Елена Николаевна 2012 год.Тема: Ознакомление спрял...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...