Обобщение опыта по теме: "Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: "Кубань - родная земля!", "Кубань - жемчужина России!", "Кубань - наша Родина!", "Кубань - мать родная!"
Кубань - одно слово, два слога. Как сладостно они дополняют друг друга! И как звучат благословенно!
Кубань – чудесный благодатный край хлебных полей, привольных степей, цветущих садов, красивых здравниц, станиц, хуторов, больших и малых городов. Она утопает в зелени лип, платанов, клёнов, завораживает чистотой горных рек, терпким запахом луговых трав, пением жаворонков, тоскливым голосом куликов. Как не вспомнить и щебетание ласточки над крышей родительского дома, и крики чаек, оторвавшихся от близкого моря и устремившихся в глубину пшеничных полей.
И совсем теряешь голову от медового запаха подсолнухов, когда в один из дней, словно сговорившись, они разом зацветают жёлто — горячим цветом от одной лесопосадки до другой, и ты стремишься охватить поле взором, а оно не вмещается в нём, выплёскивается и переливается через край.
И хочется, чтобы самые юные жители нашего края любили и знали наш замечательный край. Без этой любви к своей маленькой родине, без знания её истории, нет достаточного развития у детей чувства ответственности дома перед близкими и страной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание патриотических чувств | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание у дошкольников любви к родному краю»
Знание родного края – наша
сила и величие Родины.
Ф.А. Щербина
Чувство любви к родному краю, городу, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. С ранних лет нужно воспитывать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живёт; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края,
природы, истории; формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
В данной работе представлен материал, подобранный с целью показать методику работы по ознакомлению детей с историей своего края, на основе традиций и обычаев народов живущих здесь.
Темижбекская — какая она была много лет назад? Её улицы и
особняки, лучшие здания и просто дома и магазины. Казаки и
казачки на улицах станицы, всё это принадлежит прошлому, но и
нынешнему тоже, потому, что история неразрывна.
Темижбекская — старая и новая, она дорога каждому кто здесь
родился, жил и живёт сейчас. Научить детей любить свою малую родину, гордиться её прошлым, вот одна из главных задач.
Свою работу я начала с того, что ознакомилась с материалом по истории станицы. Затем провели беседы с родителями и с их помощью создали свой мини — музей. В нём собраны самые разные экспонаты: фотографии, монеты, которые пролежали в земле 100 и более лет, фронтовые письма, патроны, документы, предметы утвари, пряха и, конечно же, вышивки, которые показывают талант и умение наших бабушек. Воспитателями детского сада была создана казачья хата, благодаря чему дети окунаются в атмосферу старинного казачьего быта, играют, используя собранные атрибуты в сюжетно-ролевых играх.
Составила план работы по воспитанию любви к родному краю с детьми на год. В нем отразила и знакомство с историей открытия Кубани казаками, знакомство с улицами, достопримечательностями, историческими местами и главное людьми, которые прославили станицу, которые живут здесь ныне и которыми мы можем гордиться.
На прогулках, занятиях знакомим детей с животным и растительным миром станицы, птицами. Для лучшего запоминания изготовила дидактические игры. На экскурсиях собирали с детьми семена и листья для изготовления гербариев, шишки, каштаны, жёлуди и сучья для работ по ручному труду.
Дети посещают кружок «Кубанские ремёсла». А соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями, помогают: духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому, воспитать любовь к Малой Родине, уважение к народным мастерам. Дошкольники при помощи аппликации, лепки, конструирования постигают умения наших предков. Всё это происходит на уровне воспроизводящего творчества. Вместе с ребятами, из лучших работ мы создаём мини — выставки.
Работа по данной теме захватила не только ребят, но и меня. Я считаю её очень нужной, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём.
И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, я думаю, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут:
духовно обогатить ребёнка,
поддержать его интерес к прошлому и настоящему,
воспитать любовь к своей малой Родине.
Основной целью программы является патриотическое воспитание
дошкольников и обуславливает следующие воспитательно-образовательные задачи:
познакомить ребёнка с прекрасным миром кубанской природы;
пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;
научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;
приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;
знакомить с историческим прошлым и культурой родного края, с творчеством кубанских детских поэтов;
воспитать интерес и уважение к обычаям народов Кубани.
Принципы реализации программы:
природосообразность;
доступность — содержание программы соответствует возрастным особенностям дошкольников;
гуманизация — программа направлена на воспитание гражданских чувств дошкольников и предполагает ориентацию на высшие человеческие
ценности — любовь к семье, родному краю, Отечеству;
комплексность — содержание каждой темы реализуется через
комплексное сочетание различных видов деятельности ребёнка (речевое развитие, познавательная, художественно-творческая, игровая...).
Данная программа «Моя Родина — Кубань» состоит из 4 разделов:
1. «Я и моя семья»;
2. «Без прошлого нет настоящего»;
З. «Нет в мире краше Родины нашей»,
4. «Земля отцов — моя земля».
Последовательность разделов не случайна, т.к. изучение начинается с того, что уже хорошо знакомо ребёнку: семья, любимые занятия родных, история имени, семейные традиции — это позволяет плавно ввести ребёнка в мир «Кубановедения».
Во втором разделе дети познакомятся с историческим прошлым Кубани, с историей жизни казаков, узнают о том, кто раньше населял Кубань, до переселения казаков, и чем они занимались. Закрепят знания о кубанском флаге и познакомятся с гербом и гимном Кубани.
Тематика третьего раздела направлена на изучение экологии и посвящена развитию внимательного и бережного отношения к окружающей природе. В этом разделе дети познакомятся с разнообразием растительного и животного мира Кубани, лекарственными травами, с самой большой рекой — Кубанью, с достопримечательностями станицы.
В четвертом разделе познакомятся с обычаями, языком, одеждой, бытом. Рассмотрят посуду и другие предметы обихода (макитра, скрыня, саманная хата). Изучат местные традиции, фольклор, обряды, художественные и кустарные ремёсла. Познакомятся с основными народными праздниками населения Кубани, с кубанскими поэтами и их произведениями.
Планирование работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников
№ | Вид занятия и название | Основное содержание и формы работы | Цели |
I блок «Я и моя семья» | |||
Комплексное /развитие связной речи, рисование/ «Наша дружная семья». | Беседа, рассказ о своих близких людях, о семье; выставка рисунков «Семейный портрет». | - учить понимать роль взрослых и детей в семье, вызывать гордость за то, что у него есть семья; -развивать связную речь, использовать в речи прилагательные, глаголы; закрепить произношение звуков [г], [п]; -развивать творческие способности; -воспитывать доброе отношение к взрослым, формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи. | |
Комплексное /познавательное развитие, аппликация/ «Ты и твоё имя». | Рассказ о том, как выбирали имя в старину, беседа об истории своего имени, игра «Люблю, чтобы меня называли…» | -формировать представление о роли имени в жизни человека; -развивать речь, кругозор, творческие способности; -воспитать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам. | |
Развитие связной речи «Мои обязанности в семье». | Беседа об обязанностях, Чтение стихотворений: Т.Голуб «Я копаю», К. Обойщиков «Хозяин», Д/игра «Что изображено?» | - формировать умение отвечать на вопросы предложениями, составлять рассказ; -развивать самостоятельность у детей, умение контролировать свои действия; -вызывать желание быть активным помощником; воспитывать уважение к труду взрослых. | |
Познавательное развитие «Мой второй дом – детский сад. Правила поведения в нём». | Беседа о правилах поведения в детском саду, экскурсия по саду, игра «Назови своих друзей по имени». | -учить доброжелательно, относиться к детям, взрослым в детском саду, общаться друг с другом; -развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма, эмоциональную отзывчивость; -воспитывать дружелюбие; совершенствовать себя как личность через общение с людьми. | |
Комплексное /развитие связной речи, рисование/ «Семейные традиции». | Беседа о семейных традициях, праздниках, выставка творческих работ детей и их родителей «Мой самый любимый праздник». | - учить называть праздники, -развивать связную речь, умение отвечать на вопросы предложениями; -воспитывать уважение к традициям. | |
II «Без прошлого нет настоящего» | |||
Познавательное развитие «Рождение Кубани». | Рассказ об открытии Кубани казаками, чтение стихотворения К.Обойщикова «Кубань – земля такая…» | -познакомить с историческим прошлым Кубани; -формировать представление о том, кто раньше населял Кубань до переселения казаков; -развивать любознательность; -воспитывать любовь к своей малой Родине. | |
Комплексное /развитие связной речи, рисование/ «Знакомство с символикой Кубани». | Рассказ об отличительных знаках – государственных символах, прослушивание гимна Кубани; выставка рисунков «Герб моей группы» | -закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Краснодарского края; -развивать внимание, память, творческие способности, познавательный интерес; -воспитание патриотических чувств — любви к родине, уважение к флагу, гербу, гимну Кубани. | |
Комплексное /познавательное развитие, аппликация/ «Возникновение имён и фамилий на Кубани» | Рассказ об именах и фамилиях, их происхождении. Коллективная работа «Генеалогическое древо» | -расширить представления об именах и фамилиях, их происхождении; -продолжить знакомить с историей жизни казаков; -развивать творческие способности; -воспитывать бережное отношение к своему имени, фамилии, стремление их прославлять. | |
III «Нет в мире краше Родины нашей» | |||
Познавательное развитие «Путешествие по родному краю». | Экскурсия в парк, кубанская народная игра «Тополёк». | -познакомить с растительным миром своего края; -развивать наблюдательность, внимание; -воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, деревьям. | |
Художественно-творческая деятельность /рисование/ «Краски родного края». | Чтение стихотворения Ф.Вараввы «На хуторе нашем...», чтение стихотворений о своём крае детьми; выставка работ «Наряд казачки и казака». | -способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае; -прививать любовь к художественному слову; -закреплять навыки рисования красками кубанских узоров. | |
Художественно-творческая деятельность /рисование/ «Родная станица. Улица, на которой я живу» | Составление карты станицы, путешествие по карте, экологические маршруты «Детский сад – парк», «Детский сад – река Кубань», «Вокруг детского сада». | -изготовление карты станицы, знакомство с расположением ближайших улиц; -развивать любознательность; -воспитывать трудолюбие. | |
Познавательное развитие «Главная достопримечатель- ность моей станицы – храм Архангела Михаила» | Экскурсия | - расширить представления детей о храме, построенном в 1811 г. на пожертвования казаков; -развивать любознательность; -воспитывать гордость за свою станицу. | |
Комплексное / экологическое воспитание, аппликация/ «Разнообразие растительного мира Краснодарского края». | Чтение и анализ стихотворений Л.Мирошниченко «Одуванчик», В.Бардадым «Репейник». Знакомство с кубанской игрой «Мак». Выставка коллективной работы «Весенняя поляна». | -дать представление о разнообразии и красоте нашего края; -формировать представление о необходимости охраны растительного мира; -научить создавать красоту; -развивать эстетический вкус; -воспитать любовь к природе. | |
Развитие связной речи «Хлебные поля – гордость Кубани!» | Беседа о хлебосольной Кубани, рассматривание картин: «Вспашка земли под урожай», «Уборка урожая», кубанская народная игра «Просо сеяли». | -дать детям знания о хлебе, как о ценном продукте, без которого люди не могут обходиться; -раскрыть понятие «Кубань — хлебный край»; -формировать связную речь, побуждать использовать в речи прилагательные и наречия; -воспитывать гордость за свою малую родину, уважение к хлебу и труду хлебороба. | |
Познавательное развитие «Лекарственные травы». | Рассказ, беседа о «Зелёной аптеке». Д /игры: «Назови лекарственное растение», «Собери лекарственное растение из частей», отгадывание загадок, рассматривание альбома «Лекарственные травы». | -расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани; -формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине; -развивать наблюдательность, внимание, монологическую речь; -воспитывать гуманное отношение к природе. | |
Экологическое воспитание «Разнообразие животного мира Краснодарского края» | Рассматривание рисунков с изображением животных, отгадывание загадок по теме, рассказ о животных степей, лесов; игра «Да – нет». | -познакомить с разнообразием животного мира Краснодарского края; -формировать представление о необходимости охраны животных; -развивать речь, расширять кругозор; -воспитывать бережное отношение к животным. | |
Экологическое воспитание «Домашние животные» | Беседа, рассматривание таблицы, альбома «Домашние животные». Знакомство с кубанской игрой «Стадо». | -показать разнообразие домашних животных; -развивать память, мышление; -воспитывать заботливое отношение к домашним животным. | |
Экологическое воспитание «Путешествие по реке Кубань» | Беседа, д/и: «Назови растение», «Узнай дерево или куст по листу», «Назови птицу» Игра «Поймай рыбку». | -закрепление знаний о животных, птицах, растительном мире края; -развивать любознательность, ловкость, мышление; -воспитывать любовь к малой родине, чувство прекрасного. | |
Экологическое воспитание «Красная книга Кубани». | Рассматривание стенда «Как прекрасен этот мир!», беседа о заповедниках, о правилах поведения в природе, лесу; чтение стихотворения «Береги природу!» | -познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены, рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; -развить речь, мышление, расширять кругозор; -воспитывать бережное отношение к растениям и животным. | |
IV «Земля отцов – моя Земля» | |||
Художественно-творческая деятельность /рисование/ «Вещи рассказывают о прошлом» | Рассматривание иллюстраций старинных вещей, расшифровывание идеограмм. Знакомство с кубанской игрой «Разбить кувшин». Выставка работ. | -познакомить с таким видом искусства, как керамика; -учить создавать узор, используя идеограммы народных ремёсел; -воспитывать любовь и уважение к кубанским народным традициям, ремёслам. | |
Комплексное /познавательное развитие, конструирование/ «Казачья хата» | Рассказ, беседа о кубанских хатах, кубанская игра «Петушок», выставка работ. | -дать представление о материалах, из которых казаки строили свои хаты; -развивать логическое мышление, память, внимание; -воспитывать чувство солидарности, взаимопомощи. | |
Познавательное развитие «Кубанское подворье». | Рассказ о кубанских постройках, рассматривание картин, иллюстраций, беседа. | -познакомить детей с кубанским подворьем, в сравнении с деревенскими дворами в современности; - учить замечать, что с изменением условий труда происходит изменение быта; -развивать интерес к жизни и труду казаков; -воспитывать уважение к культуре и традициям кубанского народа, связанное со строительством жилья. | |
Комплексное /познавательное развитие, конструирование/ «Верный друг казака» | Рассказ о значимости коня в жизни казака, работа с пословицами: «Конь казаку – лучший друг», «Казак сам не ест, а коня кормит», «Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой», знакомство с кубанской игрой «Конники», выставка работ. | -формировать представление детей о том, что жизнь казака без коня невозможна; -развивать глазомер, мелкую моторику руки; -воспитывать аккуратность, самостоятельность. | |
Комплексное /познавательное развитие, аппликация/ «Православные праздники» | Рассказ о праздниках, рассматривание рисунков, созданных на основе библейских сюжетов. Знакомство с кубанской игрой «Колядки. Щедрые кубанские казаки», изготовление праздничных поздравительных рождественских открыток. | -дать представление о православных праздниках: Рождество Христово, Крещение, Сретение Господне; -развивать любознательность, память; -воспитывать гордость за народную культуру. | |
Комплексное занятие /познавательное развитие, аппликация/ «Жизнь и труд казаков» | Рассматривание иллюстраций о жизни и труде казаков, обсуждение пословиц: «Труд казака кормит, а лень портит», «Какова пряха, такова и рубаха», Д/и «Назови орудия труда», выставка работ «Каравай» | -познакомить детей с орудиями труда казаков; расширить знание детей о жизни и быте первых поселенцев; -учить детей точно и грамотно выражать свои мысли; -совершенствовать монологическую речь; -воспитывать чувство уважения к нашим предкам. | |
Художественно-творческая деятельность /рисование/ «Напитаем душу красотой». | Рассказ о кубанской вышивке, знакомство с пословицей «Собирай всю родню на весёлую сходницу». Раскрашивание птичек – мальчиками, «вышивание» рушников - девочками, выставка работ. | -познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани — вышивкой, кубанской росписью; -дать представление о традициях кубанского быта; -развивать эстетический вкус, творческие способности; -воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани. | |
Познавательное развитие «Традиции и быт Кубанского казачества». | Экскурсия в музей. | -знакомить с жизнью, опытом, культурой Кубанского казачества; -развивать познавательный интерес к истории своего народа; -воспитывать любовь к малой Родине. | |
Комплексное /познавательное развитие, лепка / «Кубанские народные ремёсла» | Рассказ об известных на Кубани промыслах и ремёслах, рассматривание иллюстраций – домашняя утварь, отгадывание загадок, выставка работ. | -знакомство с различными видами промыслов на Кубани; -развитие интереса к народному прикладному искусству; -воспитание любви к родному краю. | |
Познавательное развитие «Устное народное творчество /пословицы, поговорки, песни/». | Чтение пословиц, поговорок, прослушивание песен Кубанского казачьего хора. | -познакомить с кубанскими пословицами, поговорками, песнями; -развивать память; -воспитывать любовь к кубанской культуре. | |
Познавательное развитие «Устное народное творчество /казачья сказка, загадки/». | Чтение сказки, исполнение детьми частушек, отгадывание загадок. | -познакомить с особенностями кубанского говора; -развивать интерес к эстетическому богатству культуры Кубани; -воспитывать чувство патриотизма. | |
Комплексное /развитие связной речи, рисование/ «Знакомство с творчеством кубанского писателя – К.А. Обойщикова» | Рассказ о кубанском писателе, выставка книг кубанских поэтов, выставка иллюстраций к стихотворениям. | -познакомить со стихотворениями К.А. Обойщикова: « Кубань – земля такая», «Они Россию кормят хлебом»; -развивать творческие способности; -воспитывать интерес к кубанской литературе. | |
Развитие связной речи «Знакомство с творчеством кубанского писателя – В.Д.Нестеренко» | Рассказ о кубанском писателе, выставка книг кубанских поэтов, заучивание стихотворения наизусть. | -познакомить с творчеством писателя; -развивать интерес к художественному слову, красоте поэтических образов и сравнений; -воспитывать чувство гордости за «малую родину». | |
Викторина «На Кубани мы живём» | Проведение конкурсов: «Конкурс чтецов», «Загадки из бабушкиного сундучка», «Из истории Кубани», «Пословицы и поговорки о Кубани», «Одежда из бабушкиного сундука». | -закрепить полученные ранее знания; -развивать представления детей об истории Краснодарского края; -воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани через творческую деятельность. |
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы «Моя Родина — Кубань»
должны быть достигнуты следующие цели:
повышение уровня познавательной активности, т.е. дети, должны интересоваться жизнью своих предков;
задумываться о последствиях своего общения с природой, бережнее относясь к ней;
знать, как принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю;
уметь видеть и понимать красоту окружающего мира;
знать и различать диких и домашних животных, обитающих на территории Краснодарского края;
называть основные профессии жителей Кубани;
знать достопримечательности родной станицы;
уметь играть в кубанские народные игры, водить хороводы, петь кубанские песни, рассказывать стихотворения кубанских детских поэтов; использовать в речи кубанские пословицы, поговорки, считалки;
знать символику Кубани;
называть народные ремёсла;
знать обычаи, праздники жителей Кубани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре»
Проведено обобщение материала по воспитанию нравственных качеств дошкольников в игре. Подобраны игры для детей и консультация для родителей, которую можно использовать при проведении родительскго собр...
Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области»
В презентации представлен опыт работы по заявленной теме, текст к презентации см.ниже...
Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области» текст выступления
Текст является приложением к презентации из опыта работы...
Консультация для родителей на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ"
Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания Программы "От рождения до школы" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. И главными помощ...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Подготовила: Сысоева С.И.
laquo;С чего начинается Родина?»С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела ...
Обобщение опыта по теме "Воспитание интереса к родному городу с помощью игры - ходилки"
Игра - ходилка - интересное и увлекаленаяигра для детей старшего дошкольного возраста, с момощью её воспитанникирасширяют знания о родном городе....
«Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края» /из опыта работы/
Каждый народ имеет свои корни. Это-язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка и истории своих предков, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться ег...
Комментарии
Молодец, отличная работа
Молодец, отличная работа проведена!
Спасибо большое, Оля!
Спасибо большое, Оля!