Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование как особая форма поисково-исследовательской деятельности ребенка»
методическая разработка
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Детское экспериментирование как особая форма поисково-исследовательской деятельности ребенка»
Цель: освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности.
Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Упражнение «Выбери дистанцию»
Воспитатели встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор.
Ведущий: Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. (Педагоги делятся на три группы)
Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»
Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента»
Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:
- постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;
- прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);
- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
- уточнение плана исследования;
- выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования;
- выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);
- наблюдение результатов эксперимента;
- фиксирование результатов эксперимента;
- формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Блиц-игра «Вопрос-ответ»
1. Что первично: причина или следствие?
Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
2. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Ответ: плавает-не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.
4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
5. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
6. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.
Игра «ОБЪЯСНЯЛКИ» (от детей)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)
4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)
Практическая часть
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
(Участники проходят в «лабораторию»)
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Опыт 1 «Поймай воздух»
Материал: целлофановый пакет.
Ход опыта: взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать, что в нем находится воздух.
Опыт 2 «Запуск ракеты»
Материалы: воздушный шарик, трубочка для коктейлей, нитки, скотч.
Ход опыта: эта забава будет интересна малышу довольно долго. Натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты, стульями нить , предварительно продев ее сквозь трубочку от сока . Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой , чтобы не выходил воздух . Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и напишите, например, «Союз». При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.
Опыт 3 «Спасательный жилет»
Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой.
Ход опыта: отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с горошинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет.
Опыт №4 «Надувающийся шарик»
Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень просто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.
А теперь, уважаемые педагоги, давайте поиграем в игру
«Жидкое и твердое»
Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа - это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по-разному.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Рефлексия.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Ответ:
1. Эксперимент
2. Увлекательный, познавательный
3. Открывает, подтверждает, доказывает
4. Жизнь без экспериментов скучна!
5. Исследование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для воспитателей по детскому экспериментированию
минилаборатории в детском саду-как объект исследовательской деятельности ребенка...
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Мастер-класс для педагогов...
Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...
Мастер класс для педагогов «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Конспек мастер класса...
семинар-практикум для воспитателей по детскому экспериментированию
Предлагаю посмотреть текст...
Семинар-практикум для молодых педагогов: Кейс-метод технология как форма работы с детьми дошкольного возраста
Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках НОД. Кейсы - это интеракт...
Семинар-практикум для молодых педагогов "Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием"
Семинар-практикум для молодых педагогов "Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием"...