КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ."Покорми птиц зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
материал который подобран поможет воспитателям познакомить детей с жизнью птиц в зимнее врамя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Пушкинского района Санкт- Петербурга
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
тема «Покормите птиц зимой»
с детьми старшего дошкольного возраста.
Автор-составитель
Воспитатель высшей категории ГБДОУ №8
Гришанович Елена Николаевна
ГБДОУ №8
Санкт – Петербург
2012год
Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.
Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, инсценировок, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц, разучивание детьми стихов, инсценировок.
В зимнее время мы наблюдаем за птицами. Все выходим на улицу и устраиваем птичью “столовую”. Весёлые маленькие гости не заставляют себя долго ждать и в благодарность за угощение показывают разные фокусы: скачки вбок, качание и кувыркание на ветках. Во время птичьего “обеда” дети наблюдали за повадками птиц, сравнивали их по размеру и окраске, подмечали, какой корм по вкусу той или иной птице.
Ход занятия.
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите».
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.
А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)
Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а
зимующие – могут?
Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель выставляет модели.)
Ближе к осени дни становятся короче. Это
и служит для них сигналом – пора отправляться в путь (модель – небо).
Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев (модель с изображением насекомого).
Трава увядает (модель – трава).
Вода в водоёмах, реках замерзает (модель – капелька).
Почва покрывается снегом (модели – почва и снег).
Тепла становится все меньше и меньше (модель – солнце).
Воспитатель:
А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте.
Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»
(Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Белый бок, серый бок
Воркует нежно …
(Голубок)
- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе.
- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.
В. Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).
Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).
Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц.
Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.
– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.
Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)
А что произойдёт, если у нас не будет птиц?
Как мы можем помочь птицам?
Как мы можем помочь птицам зимой, весной ( повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)
Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)
Инсценировка отрывка по произведению
В. Бианки “Синичкин календарь. Февраль”.
“Зинь-зинь-зинь!” – запела синичка. “Рано, пташечка, поешь”, – сказал ей старый воробей. – Смотри, сколько еще морозу будет. Еще наплачешься”. “Ну, да”, – не поверила синичка. Вдруг зашипело вокруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, снег завился – началась пурга. Синичка присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвёт её с ветки, перья ерошит и леденит под ними сердце. (Дети высказывают свои предположения.)
В старину февраль ещё называли “снеговеем”. В народе говорят: у февраля два друга – метель и вьюга. Февраль месяц – дотерпи до весны. В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека. Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски корма мало.
Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.
О чём они просят?
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты им корма: горсть зерна им нужна.
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть для них тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
А. Яшин
Воробышки
На дворе – морозище – градусов под сорок.
Плачутся воробышки, что весна не скоро,
Что в морозы лютые плохо греют шубки…
Я принёс воробышкам на тарелке крупки:
– Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки подарил с калошами.
Но сказала мама: “Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает, потеряет валенки”.
В. Звягина
В. Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя.
Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)
Проводится игра “Узнай птиц по голосу”. (Включается фонограмма с голосами птиц, дети отгадывают, какая птица поёт.)
В. Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.
Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.
2.Ребята, кого мы называем пернатыми друзьями?
Почему?
А для чего птицам нужны перья?
Все ли перья у птицы одинаковые?
В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.
В хвосте рулевые перья – направляют полёт
Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.
Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.
А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?
ОРНИТОЛОГ
3.На земле очень много разных птиц: есть большие и … (маленькие), есть дневные и … (ночные), есть птицы, которые не умеют летать, назовите их (страус, пингвин). Есть птицы, которые хорошо плавают … (водоплавающие), есть птицы, которые чудесно поют … (певчие). Есть птицы, которые питаются насекомыми … (насекомоядные), есть птицы, которые питаются другими живыми существами … (хищные), есть птицы, которые улетают в тёплые края … (перелётные). Есть птицы, которые остаются с нами … (зимующие).
Д/игра «Отгадай загадку»
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. ВОРОБЕЙ – зимующий, всеядный
***
Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. ДЯТЕЛ - зимующий, всеядный
***
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг ГРАЧ - перелётный, насекомоядный
***
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его … СКВОРЕЦ – перелётный, насекомоядный
***
Пёстрая крякуша, ловит лягушек.
Ходит вразвалочку – спотыкалочку.
УТКА - водоплавающая, всеядная.
***
Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. ФИЛИН – ночной, зимующий, хищный
***
Известно с давних нам времён,
Что это птица – почтальон.
ГОЛУБЬ – зимующий, зерноядный
***
Птицы с длинными ногами
До весны простились с нами.
Машут крыльями вдали
И курлычут … ЖУРАВЛИ - болотные, перелётные, всеядные.
4 Д/упражнение:
«Покажи и назови перелётных и зимующих птиц»
Дети выбирают из предложенных картинок птиц зимующих и перелётных.
Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?
Холод птицам не почём. Самое главное, улетающим птицам зимой нечего есть. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся, значит, насекомоядным птицам зимой прокормиться невозможно. Большая часть птиц питается всё лето семенами разных трав, кустарников, деревьев, но многие семена, созревая, падают на землю и скрываются под снегом. Пойди их, найди зимой. Замерзают болота, речки, озёра, а это значит, что уткам, чайкам, цаплям, журавлям, куличкам, тоже негде добывать пищу.
Возле крупных электростанций воду не могут сковать даже самые лютые морозы, и тут стайки уток зимуют, как ни в чём не бывало. Но таких мест мало.
Физминутка.
А что происходит с птицами, которые остаются с нами зимовать?
Если мы отправимся в зимний лес, то увидим, жив, не пропал пернатый народец. Ещё издали в морозной тишине слышно, как стучит дятел. Это он кору долбит на больных деревьях, добывает из-под коры вредных личинок, да сонных жучков. Вместе с дятлом летают, попискивают стайки синичек, поползней, пищух. Они тоже отыскивают в коре, в трещинах деревьев спрятавшихся на зиму насекомых, отложенные ими яички, куколок.
Всегда сыт зимой глухарь. Чего-чего, а уж сосновой хвои в лесу хватает. А когда сыт, никакой мороз не страшен.
Сыты тетерева и рябчики. На берёзе, ольхе всю зиму висят серёжки. Тетеревам да рябчикам эта еда по вкусу, и почки годятся, и сизые ягоды можжевельника. На ночь тетерева да рябчики ныряют с деревьев в мягкие сугробы; потопчутся, повозятся птицы под снегом и устраивают себе тёплые спаленки. В морозные дни они сидят под снегом, пока не потеплеет.
А клёст ухитрился вовсе зиму обмануть. Мороз трещит, вьюги воют, а клестам хоть бы что, зимой даже гнёзда вьют. Тёплые гнёзда, из еловых веточек, а в них малыши-пуховички. Птенцы зимой? В трескучий мороз? Чудеса, да и только! Ни какого чуда нет. Клёст своим клювом отлично справляется шишками; летят на землю жёсткие чешуйки, а под ними в шишках полным-полно спелых семян. Что ж, раз пищи много и гнездо тёплое – почему бы не выводить птенцов. Для клеста горькие еловые семена самая вкусная еда на свете.
- - А теперь мы поговорим о птицах, которые зимуют с нами в городе.
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень же холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда им будет легко пережить холода.
Мы, ребята, можем помочь птицам в холодное время года – откроем для них столовую, смастерим кормушки.
Повешу на ветку простую кормушку,
В неё положу я печенье и сушку.
Съедят угощенье весёлые птицы
И песнями будут, с нами делится.
Давайте поможем мальчику решить задачу, который не знает, сколько ему надо сделать кормушек для птиц, если к нему прилетят сороки, вороны, воробьи, голуби (одну).
Все ли птицы любят одинаковые угощения?
Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:
1 реб. Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.
2 реб. Следи, чтобы в кормушке не было снега.
3 реб. Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.
4 реб. Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.
5 реб. Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.
6 реб. Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.
7 реб. Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.
Задание детей за столами (угощение для птиц: зёрна, крошки, сало, смена)
«У кого кто?» Образование названий птенцов
У галки - ….галчонок
У вороны - … вороненок
У кукушки - …..кукушонок
У совы - …..совенок
У скворца - …скворчонок
8. - Ребята, с наступлением холодов к нам прилетают птички. Про одну – есть загадка:
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …(снегири)
Снегирь – довольно крупный, с коротким толстым клювом чёрного цвета, чёрными крыльями и хвостом, серой спиной и большой чёрной «шапочкой» на голове. У самца вся грудь и передняя часть брюшка красные, у самки они серого цвета. Голос снегиря – негромкий свист, песня довольно тихая. Кормятся они в кронах, где кроме семян объедают древесные почки. Снегири у нас зимуют с октября по март..
Выбегай поскорей, посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,
А мороз – красный нос, им рябинку принёс;
Хорошо угостил, хорошо подсластил,
Зимним вечером поздним ярко-алые гроздья.
Свиристель – Свиристель размером со скворца, с высоким хохолком на голове. Эти птицы живут стаями – от 5 до нескольких десятков птиц. Голос – нежное свиристение. На зимовке питаются различными ягодами, причём поглощают их невероятном количестве, а опустошив запасы, перекочёвывают в новое место. У нас свиристели встречаются с октября до начала мая.
К нам с морозом прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели
в сто свирелей засвистели,
на рябинку дружно сели
всё до ягодки объели.
Птиц, которые улетают в тёплые края, называют … (перелётные). Птиц, которые остаются с нами зимовать называют … (зимующие), а ещё их называют ОСЕДЛЫЕ. А вот птиц, которые прилетают к нам с морозами и метелями называют КОЧУЮЩИЕ.
Посмотрите на вот эти экологические знаки, объясните их смысл, как это касается птиц.
ЗНАКИ:
Нельзя рубить деревья.
Нельзя разорять птичьи гнёзда.
Нельзя разводить в лесу костёр.
Нельзя вытаптывать и рвать траву.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя уничтожать насекомых.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить
.
Итог занятия
Птицы - это голоса наших полей, гор и пустынь.
Птицы – это покорители неба. Они могут подняться выше облаков, перелететь через моря.
Птицы – это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. О птицах сложены стихи и песни, рассказы и сказки. Без птиц нам не обойтись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии "Зимующие птицы"
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: игровая, продуктив...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Зимующие птицы"
Формирование экологического воспитания детей старшего возраста по теме " Зимующие птицы"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы»
Цель: Обогатить знания детей о непростой жизни птиц в зимнее время года и нацелить их на помощь им.Задачи:Обучающие задачи:- закрепить понятие о «зимующих птицах»;- расширить и активизировать словарь ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:"Зимующие птицы".
Открытая непосредственно-образовательная деятельность была проведена с детьми среднего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Зима. Зимующие птицы" (средняя группа)
Тема: "Зима. Зимующие птицы" Тема: "Зима. Зимующие птицы"Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальная...
Проект образовательной деятельности «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Цель: 1. Формировать у детей общее представление о зимующих птицах.Задачи проекта:1. Зннакомить детей с зимующими птицами. Формировать умение узнавать и называть птиц на картинках.2. Воспитывать...