КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ."Покорми птиц зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гришанович Елена Николаевна

материал который подобран поможет воспитателям познакомить детей с жизнью птиц в зимнее врамя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Пушкинского района Санкт- Петербурга

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

тема «Покормите птиц зимой»

с детьми старшего дошкольного возраста.

                                      Автор-составитель

                                                      Воспитатель высшей категории ГБДОУ №8

                                                              Гришанович Елена Николаевна

ГБДОУ №8

Санкт – Петербург

2012год

Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их;  научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, инсценировок, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц, разучивание детьми стихов, инсценировок.

В зимнее время мы наблюдаем за птицами. Все выходим на улицу и устраиваем птичью “столовую”. Весёлые маленькие гости не заставляют себя долго ждать и в благодарность за угощение показывают разные фокусы: скачки вбок, качание и кувыркание на ветках. Во время птичьего “обеда” дети наблюдали за повадками птиц, сравнивали их по размеру и окраске, подмечали, какой корм по вкусу той или иной птице.

Ход занятия.

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите».

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)

Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а

зимующие – могут?

Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель выставляет модели.)

Ближе к осени дни становятся короче. Это

и служит для них сигналом – пора отправляться в путь (модель – небо).

Исчезают насекомые – они прячутся  в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев (модель с изображением насекомого).

Трава увядает (модель – трава).

Вода в водоёмах, реках замерзает (модель – капелька).

Почва покрывается снегом (модели – почва и снег).

Тепла становится все меньше и меньше (модель – солнце).

Воспитатель:

 А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе
 отвечайте.

Вещунья – белобока,
А зовут её …
                        (Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
                               (Синичка)

Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»

                                 
(Ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?

                                       
(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
                                          (Снегирь)

Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
                                       (Сова)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

                                     
(Дятел)

Белый бок, серый бок
Воркует нежно …
                                                (Голубок)

- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Воспитатель  обращает внимание на кормушку, висящую в группе.

- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.

В. Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).

Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).

Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц.

Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.

– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.

Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)

А что произойдёт, если у нас не будет птиц?

Как мы можем помочь птицам?

Как мы можем помочь птицам зимой, весной ( повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)

Инсценировка отрывка по произведению

 В. Бианки “Синичкин календарь. Февраль”.

“Зинь-зинь-зинь!” – запела синичка. “Рано, пташечка, поешь”, – сказал ей старый воробей. – Смотри, сколько еще морозу будет. Еще наплачешься”. “Ну, да”, – не поверила синичка. Вдруг зашипело вокруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, снег завился – началась пурга. Синичка присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвёт её с ветки, перья ерошит и леденит под ними сердце. (Дети высказывают свои предположения.)

В старину февраль ещё называли “снеговеем”.  В народе говорят: у февраля два друга – метель и вьюга. Февраль месяц – дотерпи до весны. В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека. Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски корма мало.

Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.

О чём они просят?

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты им корма: горсть зерна им нужна.

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть для них тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

А. Яшин

  Воробышки

На дворе – морозище – градусов под сорок.

Плачутся воробышки, что весна не скоро,

Что в морозы лютые плохо греют шубки…

Я принёс воробышкам на тарелке крупки:

– Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки подарил с калошами.

Но сказала мама: “Воробей ведь маленький,

Сразу, как запрыгает, потеряет валенки”.

В. Звягина

В. Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя.

Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

Проводится игра “Узнай птиц по голосу”. (Включается фонограмма с голосами птиц, дети отгадывают, какая птица поёт.)

В. Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.

Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.

2.Ребята, кого мы называем пернатыми друзьями?

Почему?

А для чего птицам нужны перья?

Все ли перья у птицы одинаковые?

В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

В хвосте рулевые перья – направляют полёт

Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.

Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.

А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?

ОРНИТОЛОГ

3.На земле очень много разных птиц: есть большие  и … (маленькие), есть дневные и … (ночные), есть птицы, которые не умеют летать, назовите их (страус, пингвин). Есть птицы, которые хорошо плавают … (водоплавающие), есть птицы, которые чудесно поют … (певчие). Есть птицы, которые питаются насекомыми … (насекомоядные), есть птицы, которые питаются другими живыми существами … (хищные), есть птицы, которые улетают в тёплые края … (перелётные). Есть птицы, которые остаются с нами … (зимующие).

Д/игра «Отгадай загадку»

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.           ВОРОБЕЙ – зимующий, всеядный

***

Я по дереву стучу,

Червяков добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой.      ДЯТЕЛ  - зимующий, всеядный

***

Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг                ГРАЧ  - перелётный, насекомоядный

***

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его …        СКВОРЕЦ – перелётный, насекомоядный

***

Пёстрая крякуша, ловит лягушек.

Ходит вразвалочку – спотыкалочку.

                                          УТКА  - водоплавающая, всеядная.

***

Живёт в лесу,

Ухает, как разбойник,

Люди его боятся,

А он людей боится.    ФИЛИН – ночной, зимующий, хищный


***


Известно с давних нам времён,


Что это птица – почтальон.


                                        ГОЛУБЬ – зимующий, зерноядный


 ***


Птицы с длинными ногами


До весны простились с нами.


Машут крыльями вдали


И курлычут … ЖУРАВЛИ - болотные, перелётные, всеядные.


4 Д/упражнение:


 «Покажи и назови перелётных и зимующих птиц»


Дети выбирают из предложенных картинок птиц зимующих и перелётных.



 Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?


Холод птицам не почём. Самое главное, улетающим птицам зимой нечего есть. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся, значит, насекомоядным птицам зимой прокормиться невозможно. Большая часть птиц питается всё лето семенами разных трав, кустарников, деревьев, но  многие семена, созревая, падают на землю и скрываются под снегом. Пойди их, найди зимой. Замерзают болота, речки, озёра, а это значит, что уткам, чайкам, цаплям, журавлям, куличкам, тоже негде добывать пищу.


Возле крупных электростанций воду не могут сковать даже самые лютые морозы, и тут стайки уток зимуют, как ни в чём не бывало. Но таких мест мало.


Физминутка.



А что происходит с птицами, которые остаются с нами зимовать?


Если мы отправимся в зимний лес, то увидим,  жив, не пропал пернатый народец. Ещё издали в морозной тишине слышно, как стучит дятел. Это он кору долбит на больных деревьях, добывает из-под коры вредных личинок, да сонных жучков. Вместе с дятлом летают, попискивают стайки синичек, поползней, пищух. Они тоже отыскивают в коре, в трещинах деревьев спрятавшихся на  зиму насекомых, отложенные ими  яички, куколок.


Всегда сыт зимой глухарь. Чего-чего, а уж сосновой хвои в лесу хватает. А когда сыт, никакой мороз не страшен.


Сыты тетерева и рябчики. На берёзе, ольхе всю зиму висят серёжки. Тетеревам да рябчикам эта еда по вкусу, и почки годятся, и сизые ягоды можжевельника. На ночь тетерева да рябчики ныряют с деревьев в мягкие сугробы; потопчутся, повозятся птицы под снегом и устраивают себе тёплые спаленки. В морозные дни они сидят под снегом, пока не потеплеет.


 А клёст ухитрился вовсе зиму обмануть. Мороз трещит, вьюги воют, а клестам хоть бы что, зимой даже гнёзда вьют. Тёплые гнёзда, из еловых веточек, а в них малыши-пуховички. Птенцы зимой? В трескучий мороз? Чудеса, да и только! Ни какого чуда нет. Клёст своим клювом отлично справляется шишками; летят на землю жёсткие чешуйки, а под ними в шишках полным-полно спелых семян. Что ж, раз пищи много и гнездо тёплое – почему бы не выводить птенцов. Для клеста горькие еловые семена самая вкусная еда на свете.



  1. - А теперь мы поговорим о птицах, которые зимуют с нами в городе.

Морозы жестокие в этом году…


Тревожно за яблоньку в нашем саду,


Тревожно за Жучку: в её конуре


Такой же морозище как на дворе.


Но больше всего беспокойно за птиц


За наших воробышков, галок, синиц:


Ведь очень же холодно в воздухе им.


Поможем ли мы беззащитным таким?


Поможем! Их надо кормить,


И тогда им будет легко пережить холода.


Мы, ребята, можем   помочь птицам в холодное время года – откроем для них столовую, смастерим кормушки.


Повешу на ветку простую кормушку,


В неё положу я печенье и сушку.


Съедят угощенье весёлые птицы


И песнями будут, с нами делится.



Давайте поможем мальчику решить задачу, который не знает, сколько ему надо сделать кормушек для птиц, если к нему прилетят сороки, вороны, воробьи, голуби (одну).


Все ли птицы любят одинаковые угощения?


Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:

1 реб. Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

2 реб. Следи, чтобы в кормушке не было снега.

3 реб. Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.

4 реб. Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.

5 реб. Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.

6 реб. Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.

7 реб. Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.


Задание детей за столами (угощение для птиц: зёрна, крошки, сало, смена)


«У кого кто?» Образование названий птенцов

У галки - ….галчонок

У вороны - … вороненок

У  кукушки - …..кукушонок

У совы - …..совенок

У скворца  - …скворчонок


8. - Ребята, с наступлением холодов к нам прилетают птички. Про одну – есть загадка:


Зимой на ветках яблоки,


Скорей их собери!


И вдруг вспорхнули яблоки,


Ведь это …(снегири)


Снегирь – довольно крупный, с коротким толстым клювом чёрного цвета, чёрными крыльями и хвостом, серой спиной и большой чёрной «шапочкой» на голове. У самца вся грудь и передняя часть брюшка красные, у самки они серого цвета. Голос снегиря – негромкий свист, песня довольно тихая. Кормятся они в кронах, где кроме семян  объедают древесные почки. Снегири у нас зимуют с октября по март..


Выбегай поскорей, посмотреть на снегирей!


Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,


А мороз – красный нос, им рябинку принёс;


Хорошо угостил, хорошо подсластил,


Зимним вечером поздним ярко-алые гроздья.


 Свиристель – Свиристель размером со скворца, с высоким хохолком на голове. Эти птицы живут стаями – от 5 до нескольких десятков птиц. Голос – нежное свиристение. На зимовке питаются различными ягодами, причём поглощают их невероятном количестве, а опустошив запасы, перекочёвывают в новое место. У нас свиристели встречаются с октября до начала мая.


К нам с морозом прилетели


Стайки ярких свиристелей.


Прилетели свиристели


в сто свирелей засвистели,


на рябинку дружно сели


всё до ягодки объели.


Птиц, которые улетают в тёплые края,  называют … (перелётные). Птиц, которые остаются с нами зимовать называют … (зимующие), а ещё  их называют ОСЕДЛЫЕ. А вот птиц, которые прилетают к нам с морозами и метелями называют КОЧУЮЩИЕ.



Посмотрите на вот эти экологические знаки, объясните их смысл, как это касается птиц.


ЗНАКИ:


Нельзя рубить деревья.


Нельзя разорять птичьи гнёзда.


Нельзя разводить в лесу костёр.


Нельзя вытаптывать и рвать траву.


Нельзя разорять муравейники.


Нельзя уничтожать насекомых.


     Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

     Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

     Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

     Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

     Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

       Мусор с травки убирать.

 Зря цветы не надо рвать.

   Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

  Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить



.






Итог занятия


Птицы -  это голоса наших полей, гор и пустынь.


Птицы – это покорители неба. Они могут подняться выше облаков, перелететь через моря.


Птицы – это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.


Птицы – это тайна и красота. О птицах сложены стихи и песни, рассказы и сказки. Без птиц нам не обойтись!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии "Зимующие птицы"

Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: игровая, продуктив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Зимующие птицы"

Формирование экологического воспитания детей старшего возраста по теме " Зимующие птицы"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы»

Цель: Обогатить знания детей о непростой жизни птиц в зимнее время года и нацелить их на помощь им.Задачи:Обучающие задачи:- закрепить понятие о «зимующих птицах»;- расширить и активизировать словарь ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:"Зимующие птицы".

Открытая непосредственно-образовательная деятельность была проведена с детьми  среднего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Зима. Зимующие птицы" (средняя группа)

Тема: "Зима. Зимующие птицы" Тема: "Зима. Зимующие птицы"Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальная...

Проект образовательной деятельности «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Цель:  1. Формировать у детей общее представление о зимующих птицах.Задачи проекта:1. Зннакомить детей с зимующими птицами. Формировать умение узнавать и называть птиц на картинках.2. Воспитывать...