ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
статья по окружающему миру по теме
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия у ребенка складываются первичные впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по формированию тактильно-двигательного восприятия очень важна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktilno-dvigatelnoe_vospriyatie.doc | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ
ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
В настоящее время разработка проблемы сенсорного воспитания детей осуществляется в рамках исследований восприятия как особой сенсорно-перцептивной организации деятельности детей. Под сенсорным воспитанием понимают целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов - ощущений, восприятий, представлений. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что ее решение позволяет понять взаимосвязь чувственного и рационального в отражении человеком окружающей действительности. Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию конкретного образа. Перцептивное действие тесно связано с практическим. Эта связь проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере, а именно в движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия у ребенка складываются первичные впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Первым действием с предметами является хватание, во время которого форма, величина, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука «учит» глаз. Кроме того, на ощупь познается объемная форма предметов: ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, ребенок выделяет его плоскостной образ из объема, познает ту форму, которая становится основой в рисовании.
Тактильное восприятие играет важную роль при определении таких свойств, как температура и масса предметов и веществ. Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту - везде, где необходимы навыки ручного труда. При выполнении привычных действий ребенок почти не пользуется зрением, а целиком опирается на тактильно-двигательную чувствительность.
Все вышесказанное позволяет прийти к выводу о том, что работа по формированию тактильно-двигательного восприятия особенно важна для детей с интеллектуальной недостаточностью. По причине своего дефекта эти дети в младенчестве самостоятельно не овладевают хватанием предметов, поэтому не могут на ощупь определять форму и величину предметов. В дальнейшем у них сохраняется пассивность восприятия: они не проявляют целенаправленных попыток тактильно-двигательного обследования окружающих предметов и нуждаются в создании специальных педагогических условий для формирования их тактильно-двигательного восприятия.
Таким образом, основными задачами формирования тактильно-двигательного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью являются:
- Формирование умения длительно сосредотачивать внимание на предмете, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств и качеств предметов (формы, величины, фактуры материала);
- Развитие внимания, умения выделять из фона и узнавать предметы на ощупь;
- Формирование более точных и координированных движений рук (умение учитывать форму и величину предметов при их захвате, захватывать предметы щепотью);
- Обучение детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий умывания (определение на ощупь холодной/теплой воды, сухих/мокрых рук);
- Формирование навыков обследования реальных предметов: различение их по внешним признакам при ощупывании.
- Совершенствование двигательных навыков, особенно мелкой моторики;
- Формирование умения использовать информацию, полученную при тактильно-двигательным обследовании, в процессе хозяйственно-бытового труда;
- Закрепление представлений о сенсорных эталонах в процессе тактильно-двигательного обследования предметов;
- Формирование умений использовать представления о форме, величине, температуре, весе, текстуре материала в повседневной жизни;
- Совершенствование указательного захвата предметов, точности и силы движений;
- Развитие умений находить предметы на ощупь с заданным признаком среди нескольких;
- Формирование навыков выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов, используя тактильное восприятие;
- Обучение умению описывать предмет, используя результаты тактильно-двигательного обследования, в процессе формирования представлений об окружающем мире и развитии речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
В планировании представлены этапы работы по теме "Формирование тактильно-двигательного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью" в различных видах совместной с детьми деятельности....
Тема: «СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»
Цели и задачи:Создание речевой среды и развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.Обучение детей рассказыванию с использованием наглядности.Использование разнообразных методов и...
. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов
Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология....
Особенности формирования гендерной идентичности у детей с интеллектуальной недостаточностью
Данный материал является текстом выступления на научно - практическом семинаре "Оценка развития детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы и решения"....
Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации
Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
В статье раскрыто влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений старших дошкольников...