Совместная образовательная деятельность по экологии на тему: "Деревья осенью"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия по экологии для подготовительной группы поможет познакомить детей с понятием смены цвета листа в осенний период, закрепить представления о разнообразии деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya_osenyu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольной образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида Кировского района г. Санкт-Петербурга

Совместная образовательная деятельность в старшей группе

 тема:  «Деревья осенью»

Составила и провела: воспитатель

 Васильева Е.В.

г. Санкт – Петербург

2010 г.

Ход:

Программное содержание.

Познавательно-речевое развитие:

Познание.

  1. Познакомить с понятием листопад, а также с  причиной смена цвета листа
  2. Закрепить представления о признаках осени.
  3. Закрепить умение узнавать дерево и его лист (клен, береза, дуб, сосна, ель)
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, наглядно-образное мышление.

Коммуникация.

  1. Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.
  2. Упражнять в подборе притяжательных прилагательных: клен- кленовый, береза- березовый, липа – липовый, ель- еловая, сосна- сосновая, дуб- дубовый.

Социально-личностное развитие.

Социализация.

  1. Учить доброжелательному отношению,  чувству коллективизма.

Физическое развитие.

Физическая культура:

  1. Активизация мышечного тонуса и моторно- координаторных систем

Используемые образовательные технологии:

  1. Здоровьесберегающие  ( динамическая пауза)
  2. Игровые технологии (
  3. Технологии развивающего обучения ( моделирование – подбор моделей по временам года, использование моделей для рассказа  «Жил-был листик», мнемотехника – заучивание стихотворения «Осенние листочки»)

Материал:

  1. Модели признаков времен года, модели смены цвета листа
  2. Картинка

Ход:

Воспитатель:  Ходит осень по дорожке

                       Промочила  в лужах ножки

                        Льют дожди и нет просвета

                         Затерялось лето где-то

                         Ходит осень, бродит осень,

                         Ветер с клена листья сбросил

                         Под ногами коврик новый,

                         Желто-розовый, зеленый.

Воспитатель: Про какое время года говориться в этом стихотворении? Глядя в окно или идя по улице, мы знаем, что наступила осень, как мы узнаем? Я для вас приготовила модели, на которых нарисованы признаки разных времен года в том числе и осени, я предлагаю вам выбрать только признаки относящиеся к осени.

Моделирование – «Найди картинки весны»

Воспитатель: Какой самый яркий признак?

Дети: Изменение цвета листа

Воспитатель: А почему листья были зеленые весной и летом, а осенью вдруг стали менять цвет? (высказывания детей)

Воспитатель:  У меня есть листик и я хочу рассказать вам о нем историю.

Рассказ «Жил-был листик»

Жил – был листик внутри него прятались разные цвета: зеленый, красный, желтый.

Зеленый цвет он был удивительный и привередливый, он любил много света и жил только при свете, как только наступала ночь, зеленый цвет  начинал пропадать, но летом день длинный, да еще и  днем много света от солнышка, а ночь короткая и поэтому зеленого цвета в листике летом так много, что он не давал появляться другим цветам, которые, тоже жили в листике. Но наступила осень, к осени день стал значительно короче, да и солнце все больше прячется за тучами, значит света осенью стало… (меньше), а наш зеленый цвет без света жить на может  и понемножку начинает пропадать, и начинают в листочке проявляться другие цвета. В нашем листике, какой появляется цвет? (желтый).

Воспитатель:  Осень раскрасила деревья в разные цвета, но тут налетел ветер и листья полетели на землю, что случилось?

Дети: Листопад

 Воспитатель: Мы с вами учили стихотворение, про листопад давайте вспомним, а помогут нам знаки.

Мнемотехника  «Осенние листья»

 

Опустел скворечник

Улетели птицы

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят

Видно тоже в Африку

Улететь хотят.

Воспитатель: Но что же такое все лето листочки крепко держались за веточку, а осенью не могут? (высказывания детей)

Воспитатель: Дереву листья зимой не нужны, оно от них избавляется осенью. Почему же дереву не нужны листья? (высказывания детей)

Воспитатель: В листьях много воды, а вода на морозе, что делает?

Дети: замерзает

Воспитатель:  Если замерзнет лист, то замерзнет дерево.

Давайте еще представим, листья остались на дереве и выпал снег, вытянете ручки ваши ладошки, это листочки, снег ложиться на листики, много снега, и под тяжестью, что случится?

Дети: сломаются

Воспитатель: Вот почему дереву листья не нужны, дерево может сломаться, или замерзнуть.

Воспитатель: Но как же дерево сбрасывает листья?

Воспитатель:  В листьях все лето накапливались питательные вещества и вода (модель), синим цветом обозначается вода, а коричневым питательные вещества. Листочек был сильным и крепко держался за веточку. Наступила осень и дереву необходимо избавиться от листика и пополнить себя водой и питательными веществами, и дерево  начинает забирать у него воду и питательные вещества (модель). Листик становиться слабый и при дуновении ветра (модель) он падает.

Воспитатель: А теперь вопрос на смекалку.

Осень может быть ветреной, и может маловетреной, т. е. ветер не сильный, а теперь скажите, в какую осень будет листьев больше, а в какую меньше?

Развивающая игра: «Найди лист и назови его»

Воспитатель: Осенью деревья теряют листочки, давайте поиграем в игру «Найди лист»

Воспитатель: Давайте назовем лист:

  1. лист с березы, какой….березовый
  2. с клена….кленовый
  3. с дуба….дубовый
  4. ветка с ели…..еловая
  5. ветка с сосны…..сосновая
  6. с липы… липовый

Воспитатель: Кроме осени у нас есть и другие времена года,  попробуйте определить времена года на каждом рисунке. Расставьте цифры по порядку наступления каждого времени года.

Задание из рабочей тетради: «От осени до лета» Шоригиной

Воспитатель:  Я хочу вам предложить сделать на память об осени медали. Вам нужно на эти круги наклеить три листочка с разных деревьев. Будьте внимательны, здесь есть листочки, которые не соответствуют цвету.

Воспитатель: Вот и все медали наши готовы. Все молодцы.

                       


Некоторые звери делают запасы

 

Некоторые звери делают запасы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность по экологии в старшей группе, тема:" Все в лесу нужны друг другу"

Образовательная деятельность на тему "Все в лесу нужны друг другу", основная цель занятия:  формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано. занятие предназначено для детей ...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности по экологии. "Дорогою добра"

Цель: формирование экологической культуры у детей, в том числе экологического сознания, чувств и деятельности.  Задачи:  Образовательные.  -Формировать экологически ...

Конспект совместной образовательной деятельности по экологии "Береги свою планету, ведь другой, похожей нету" в старшей группе

Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человекаЗадачи:- расширять представления детей о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ,...

Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»

Проблема экологического  образования  и воспитания  детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен  ярко выраженный интерес к окружающей...

Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Что растёт на огороде»

Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Экологическая викторина: «Что растёт на огороде»...

Совместная образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему: «Чистая природа»

Конспект совместной образовательной деятельности по экологии в старшей группе с использованием технологии: логоритмики, опытов, пальчиковой гимнастики....