Занятия по патриотическому воспитанию дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

 

                       

 

 

                         Конспект занятия по патриотическому воспитанию

                         дошкольников в подготовительной к школе группе

                                     Тема: «Большая и малая Родина»

Программное содержание:
     Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России и города Саратова.
Развивать память, сообразительность, находчивость, познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.

Активизация словаря: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, герб, символ, президент, родная сторона.

     Воспитывать у детей уважительное отношение к символике России, любовь к родному краю,  к её природе.

Оборудование и материалы:
Демонстрационный: карта России, видеоматериал «Достопримечательности нашего города», изображение герба и флага России и других городов, иллюстрации  с изображениями достопримечательностей города Саратова,
Раздаточный:  карточки-пазлы с изображением достопримечательностей г. Саратова.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о родном городе, о городах Саратовской области, занятия по ознакомлению с государственной символикой, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире  родного края, заучивание стихов о Родине.

 

  Ход занятия.
     Воспитатель. Организационный момент.

Давайте с вами сделаем интеллектуальный массаж, чтобы вам хорошо думалось.

Воспитатель.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

- Такое место по-другому еще называют - «Родина».

Воспитатель:

- Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

- Да, наша Родина – Россия.

У каждой страны есть своя символика.

Посмотрите на доску и из предложенных вам флагов, покажите флаг нашей страны. (ребёнок показывает) А теперь выберите герб нашей страны.

- А как называется столица нашей Родины? (Москва). (показ иллюстраций).

-Чем отличается столица от других городов? (Тем, что там работают президент и правительство.

-Как зовут президента нашей страны? (Д. А. Медведев)

В России много городов, и у каждого из них есть свой герб. Рассматривая герб, можно узнать много интересного о городе. Есть гербы, которые расскажут нам о том, как родился город. О его традициях, исторических событиях. Другие покажут, как выглядит город, какая в нем природа. Герб может рассказать, чем занимаются люди, населяющие город. А есть такие гербы, которые подсказывают нам, само название города.

Есть в России город Орёл.

-Как вы думаете, что изображено на гербе этого города? (Птица орёл). Найдите этот герб.

А это герб города Тулы.

-Что изображено на нём? (оружие.)

Так, знакомясь с гербами городов России, можно узнать, чем славится родная страна, чем она богата.

Россия – самое большое государство мира. Давайте подойдём к карте и рассмотрим (показываю  по карте, указкой очерчивая границы страны).

- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы

Страна наша богата лесами, равнинами, горами, реками.

Посмотрите как много рек! Какие они разные! У каждой своё название. Какие вы знаете из них назовите. (Дети называют)

 Все это наша большая Родина и мы гордимся нашей страной.

- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина

  Воспитатель. Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Сейчас послушайте  Алёну - она нам расскажет  стихотворение о малой Родине.
    Малая Родина – островок земли.
    Под окном смородина, вишни расцвели,
    Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
    Ласковая, малая Родина моя!
Воспитатель. Наша малая Родина-город Саратов, город,  в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится  наш родной дом.

Ребята, давайте погуляем по городу.

Проводится физминутка.  Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
Мы по городу шагаем            (идут по кругу)
То, что видим, называем        (образуют пары)
светофоры и машины,        (поворачивают голову вправо)
ярмарки и магазины,           (поворачивают голову влево)
скверы, улицы, мосты.        (взмахивают сначала левой,  

                                          затем правой рукой)                                                                                                            
И деревья, и кусты!          (поднимают руки вверх,

                                          опускают).

Сели.

Воспитатель. Чем вам нравится наш город?
Дети. Он красивый, большой, в нём много достопримечательностей. Здесь есть парк, где мы отдыхаем с родителями, недалеко от города есть  леса, там растёт много ягод, грибов, водятся дикие животные.  Город стоит на берегу реки Волга.

Воспитатель. Река Волга особенно любима русским народом. «Красавица народная как море полноводная» - это  о Волге. Люди ласково называют ее Волга-матушка (показать ее на карте). Многие реки и речушки России текут к Волге, несут ей свои воды. Это Кама, Ока… (показать на карте). Кому невидно мы с вами потом подойдём после занятия и рассмотрим поближе. Волга – мать русских рек. Как же родилась великая река Волга? Послушайте рассказ об этом. (Звучит аудиозапись журчания родника)

Случится в солнечный денёк

Ты в лес уйдёшь поглуше -

Присядь, попробуй на пенёк,

Не торопись. Послушай.

…Шумит листва. Шуршит трава.

Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет явится.                  Я. Аким.

 Бегут в тёмном подземном царстве ручьи. Долго подыскивает  чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, начинает бить маленький фонтанчик – родник родился! Родничок совсем крохотный, такой, что его можно закрыть ладошкой. Извиваясь, бежит ручеёк куда-нибудь вниз, под уклон. Встречается с другими, крепнет. Набирается сил. Так постепенно становится ручеек рекой. Так родилась и наша река Волга. Куда несёт река свои воды? (показать на карте)  (в Каспийское море)

Воспитатель. Найдите среди этих гербов герб Саратова.  (показ на доске) Показав  герб, дети вместе с воспитателем рассказывают о том, что символизируют три стерлядки на голубом  фоне) Да, наш город был знаменит тем, что в Волге ловили стерлядь.  

И на флаге нашего города, бело-красного цвета изображен герб с тремя стерлядками.
Воспитатель:  Мы очень любим наш город. Посмотрите, какой он красивый, и послушайте Гимн нашего города.  (просмотр видеоматериала с изображением  достопримечательностей города )

 Теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазам.

    Сделаем зарядку для глаз:

  1.Сидя, спрятать руки за спиной. Повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади. (2 р.)

   2. сидя, «спрячь глаза» (зажмурится)  «У кого глаза большие» (широко открыть глаза). (4-5 р.)

   3. стоя, правая рука перед собой в кулак. Двигать рукой влево-вправо, следить глазами за рукой.(4-5 р.)

   4. стоя, левая рука в кулак внизу, совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за кулаком. (4-5р.)

   5. Стоя, руки вытянуты перед собой в «замок». Согнуть руки, поднести к носу, в и. п. следить за руками. (4-5 р.)

 Давайте поиграем. У меня есть две фотографии достопримечательностей нашего города, но они в виде пазл, их нужно собрать, правильно назвать и рассказать о них. (Распределяю между детьми комплекты частей фотографий) составление детьми  фотографий. Напоминаю, что не нужно спешить, а нужно сделать всё правильно и аккуратно.
  Воспитатель. молодцы все сделали правильно и аккуратно. Расскажите, что изображено на получившейся картинке? (дети рассказывают)

Итог.  Вспомним, про что мы говорили сегодня?

 В какой стране мы живём?

Кто главный в нашей стране?

В каком городе мы живём?

На какой реке стоит наш город?

 

                                        Занятие по ознакомлению с историей родного города.
                                                   (в подготовительной к школе группе)

 

 

Цель занятия: дать детям начальные  представления  об истории возникновения и развития  Саратова. Познакомить с образом жизни  людей в старину, с особенностями строительства на Руси. Воспитывать любовь к малой родине, расширять кругозор и краеведческие знания об истории, достопримечательностях  родного края. Способствовать развитию эстетического вкуса.

Материалы к занятию: слайды с видами старого города и его достопримечательностями. Картинки и карты.

Предварительная работа: Привлекать родителей к совместной деятельности по воспитанию у детей краеведческих знаний (посещение библиотеки, экскурсии по городу и др.). Изготовление пособий.

 

Ход занятия: В прошлый раз мы с вами рассматривали достопримечательности нашего Саратова. Как вы думаете всегда ли Саратов был такой? Давайте заглянем в прошлое . для этого воспользуемся машиной времени.  Люди жили на месте современного Саратова с древнейших времён.  Поселение то возрождалось в период относительно стабильного времени, то исчезало без следа в период очередного прилива волн кочевых народов. Последний такой период, перед основанием Саратова, закончился  в период нашествия Тамерлана, который разрушил Увек (— золотоордынский город. В следующие 200 лет редкое население Дикого поля было представлено ногайскими, а затем калмыцкими кочевьями, шайками воровских казаков и рыболовецкими артелями московских монастырей.

        Основание города и XVII век

После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 и на Астраханское ханство в 1556 году Московское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города-крепости. Крепость Самара, и  Царицын (ныне Волгоград). Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.

Представьте себе, что вам надо выбрать место для будущего города.

-Где оно будет: на холме или на равнине? на холме город лучше освещается солнцем, обдувается ветром. С холма лучше просматриваются окрестности.

-Зачем? Труднее незаметно приближаться врагам. В итоге город под названием Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. Эта гора сейчас называется Соколовая гора. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден почти весь город. Именно к югу от неё полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году.

В 1700 году Пётр I пожаловал грамоту об отводе Саратову земли на луговой и нагорной стороне Волги. Послушайте как раньше писали о нашем городе.

 

«Самое города построение весьма изрядно, хотя в нем нет каменного строения, кроме 7 церквей и двух монастырей — мужского и женского; однако прямые улицы и хорошие ряды делают сей город приятным, так что его можно почесть за один из лучших волжских городов. В нем находятся соляная и рыбная пристани, кожевенные заводы, канатная, шляпная и шелковичная фабрики. Для последней из оных расстоянием верст в пять от города заведен обширный сад с тутовыми деревьями, которые бьющими из гор ключами орошаются. Около города на берегу Волги целый флот судов с пушками — для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов».                                                      академик И.И. Лепехин 1769 г.

 

Тогда жители  стали строить  вокруг поселения стены из брёвен огораживали, городили.

- Как вы думаете, какое слово произошло от этих слов? Слово «город»  в древности  означило только деревянные или каменные стены, которые строились для укрепления и защиты. Позднее так стало называться всё пространство в внутри. Люди приходящие в город. Старались ставить свои дома вдоль рек.

-Как вы думаете почему?

    Физминутка.

Особенно важной в городе была пристань, туда приходили корабли из разных стран с товаром. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь, торг. Сильный толчок развитию города дала торговля солью. Расположение на пересечении кратчайшего сухопутного пути на Москву и водного с низовьев Волги и Каспия сделало  Саратов важным перевалочным пунктом, крупным центром торговли рыбой и солью.

 (посмотрите на карту)

 «Столица Поволжья»

4 июля 1871 года было завершено строительство железной дороги Тамбов — Саратов, соединившая город с Москвой и Петербургом, начался быстрый рост промышленности, город стал одним из крупнейших в России (наряду с Нижним Новгородом и Самарой) центров торговли зерном и мукомольной промышленности.

В Советское время

Бурное развитие города отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производящий военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.


Современный Саратов

Саратов — многофункциональный центр с многочисленными промышленными, культурными, образовательными учреждениями. В историческом центре находятся администрация города и области, театры, музеи, консерватория, цирк, филармония.

Итог. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию дошкольников

Конспект занятия рассчитан для средней группы...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Программные задачи. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.В доступной форме объяснить детям этимологию слов: защитники О...

Серия занятий по патриотическому воспитанию дошкольников "Моя Страна- моя Родина"

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время большое значение. Необходимо создавать условия в дошкольном учреждении для воспитания патриотов, приобщая д...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной к школе группе Тема: «Большая и малая Родина»

Программное содержание:Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России, достопримечательности Орехово - Борисово.Развивать память, сообразительность, находчивость, позна...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию дошкольников "Нет ничего краше Родины нашей"

Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа.Воспитание бережного отношения ко всему живому,к окружающему миру, к природе родного края-и природе в целом.Воспит...