Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Программные задачи.
Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.
В доступной форме объяснить детям этимологию слов: защитники Отечества, славяне, предки. Внести в словарь новые слова: кольчуга, палица, латы.
Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о её народных героях-богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «РЯБИНУШКА»
607651 г.Кстово, ул.Талалушкина, д.4 тел.7-63-35/факс 8(83145)75987
эл.адресriabinushka9@mail.ru
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему:
«Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Выполнила:
Воспитатель старшей –
подготовительной группы
Осокина С.С.
2014 год
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему:
«Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Программные задачи.
Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.
В доступной форме объяснить детям этимологию слов: защитники Отечества, славяне, предки. Внести в словарь новые слова: кольчуга, палица, латы.
Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о её народных героях-богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков.
Предварительная работа.
Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич»; сказки «На заставе богатырской». Заучивание стихов, пословиц и поговорок. Рисование, аппликация на тему «Богатыри».
Оборудование.
Географическая карта, иллюстрации с изображением внешнего вида славян, жизни предков (охота, рыболовство), оружия богатырей (щит, меч, булава, палица), репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Художественное творчество, Физическая культура, Социализация, ЧХЛ, Познание.
Словарная работа: кольчуга, палица, латы, славяне, предки.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Педагог. Ребята, а вы хотите совершить небольшое путешествие на машине времени?
Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке».
Педагог. Вот мы и оказались в прошлом нашей страны. Посмотрите, какой была наша Родина?
Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Педагог. Итак, сегодня мы будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас. А для вас кто предки? Кого мы можем назвать?
Дети: Это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки.
Педагог. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живём, находились равнины, реки, горы, непроходимые леса, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне.
- На что похоже слово «славяне»?
Дети: Это слово напоминает слова: слава, славный.
Педагог. Да, славяне – это славный, хороший, добрый народ. Им нужно где-то было жить и поэтому место для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.
- Почему славяне в древности селились в лесах и вблизи рек?
Дети: В лесу можно было охотиться. В реке ловить рыбу.
Педагог. Правильно, в лесу можно было охотиться, собирать грибы, ягоды, в реках – ловить рыбу. Они разводили домашних животных, а расчистив участок леса, выращивали хлеб.
- Давайте мы сейчас попробуем собрать из пазлов изображение древнего поселения.
- Отлично справились с заданием! Умницы!
Наши предки-славяне были дружелюбными, но на них часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители оборонялись. Когда нужно было защитить свои земли и родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни.
Стихотворение «Славяне». (Ваня Гуйганов)
Русь святая, никем не побитая,
История твоя патриотами незабытая.
Славянские народы связаны дружбой навсегда,
И никто её не сможет сломать никогда.
Необъятные просторы с реками и лесами,
С белым снегом и зелёными полями.
Нас всегда окружают доброта и любовь,
Ведь в наших венах течёт одна кровь.
Педагог. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Жителей становилось всё больше и больше и люди стали строить свои дома за стенами крепости. Русь росла, но враги становились опаснее и сильнее и тогда, чтобы дать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так образовалась Русь. Родную землю и свой народ надо было защищать. Назывались защитники земли русской – богатырями. Кто такие богатыри?
Дети. Силачи, воины, борцы.
Педагог. А какие они были?
Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.
Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.
Педагог. А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети. Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.
Педагог. Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?
Дети. Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.
Педагог. А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?
Дети.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!
Педагог. А сейчас давайте представим, что мы с вами – богатыри на заставе.
Физкультминутка:
Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще через левое плечо.
Педагог. Молодцы. Садитесь на свои места.
А каких богатырей вы знаете?
А вот как они выглядели.
Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.
Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?
Дети. Русские богатыри.
Педагог. Кто назовет их имена?
Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
Рассматривание картины Васнецова «Богатыри».
- Какой богатырь самый могучий?
- Что надето на богатырях?
- Чем они вооружены? (Показ оружия.)
- Для чего нужны кольчуги (шлем)?
- Что охраняют богатыри?
- Для чего нужен верный конь?
- Как называется эта картина?
Педагог. Да, дети, эта картина называется «Богатыри». Написал её художник В.М.Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.
А что еще вы можете рассказать про этих богатырей? (стихи)
Алёша Попович. (Дима Рахманин)
Алёша Попович, сын русской земли,
Искал богатырскую славу.
Дороги Ростова в град Киев вели
По вешним полям и дубравам.
Тугарин тот край разоряет, злой змей,
Осилить Поповича хочет.
Алёша взмахнул булавой посильней,
Огрел его в лоб что есть мочи!
Посыпались искры у змея из глаз:
Удар был достаточно точен.
Его богатырь подхватил в тот же час
И крепко к седлу приторочил.
Встречает их с радостью Киевский князь,
За стол приглашает гостей он,
Пастись богатырь отпускает коня,
И сам подкрепиться намерен.
Но яства: гусь жареный, сбитень, и сиг,
И крепкие вина тем паче –
Бессовестный змей проглотил в тот же миг
И новую битву назначил.
Не хочет Попович победу отдать:
Он храбро сражаться умеет,
Но хитро сказал: «За спиной твоей рать!»
И саблей ударил по шее.
Добрыня Никитич. (Родион Шанин, Денис Гелев)
Добрыня – русский богатырь,
Никитич – отчество его,
Он быстро рос и вверх, и вширь
И побороть мог всех легко.
Но говорила часто мать:
- Я лишь добра тебе хочу,
Ты, мой сыночек, должен знать,
Внимай, чему тебя учу, -
Сорочинскую гору ты
Впредь стороною обходи
За две, не то за три версты:
Там ждёт опасность впереди.
И не ходи к Пучай-реке,
Змеёнышей не потопчи,
Пускай резвятся на песке,
И ты погрейся на печи.
Добрыня матушке не внял,
Купался в реченьке Пучай
И принуждал топтать коня
Змеёнышей-то сгоряча.
Ударил тотчас жуткий гром,
Исчез последний солнца луч,
И появляется притом
Злой Змей Горыныч из-за туч.
Добрыня взял большой колпак
Да бросил Змею прямо в глаз,
(В таких делах он был мастак),
И победил змеюку враз!
И попросил пощады Змей:
- Не буду я летать на Русь,
И ты змеёнышей не смей
Топтать на круче поутру.
А сам нарушил уговор:
Пришлась Забава по нутру.
Унёс племянницу Змей-вор
В свою глубокую нору.
Печален князь был целый день,
Негодовал и Киев-град,
И люд окрестных деревень
Желал племянницу – назад.
Воссел Добрыня на коня –
Забаву должен он вернуть.
Её Горыныч охранял
Внимательно, не как-нибудь.
Не растерялся богатырь
И первым тотчас же напал,
А Змей шипел на все лады,
Но был убит им наповал.
Творить не будет больше зло:
Людей неволить взаперти.
Досталось Змею поделом,
От кары он не смог уйти.
Илья Муромец. (Тима Цепов)
А Илья-то Муромец
Был лихой казак,
Настоящий он боец
И большой добряк.
Богатырь всея Руси,
Как гора кулак,
Званье с гордостью носил
Он не просто так.
Рядом, у Чернигова,
Враг стоял стеной,
И вопил неистово,
И грозил бедой.
Силу ту великую
Потоптал конём,
Страшную и дикую
Поколол копьём!
Скачет Муромец один
В стольный Киев-град.
Соловей в гнезде сидит,
Он Илье не рад!
Соловья-разбойника
С дуба сбил стрелой.
Понимают школьники:
Муромец – герой!
Педагог. Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской. А сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Это все может пригодиться богатырям в бою.
Сейчас солдатам в их нелегком деле тоже помогает разное оружие и еще современная техника. А нам с вами пора вернуться в наш детский сад.( Машина времени.)
Педагог. Ну вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. Что вам в нем понравилось? Что интересного вы сегодня узнали?
Дети:
Педагог. Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.
Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Вы – будущие защитники нашей Родины – России!
«Богатыри». (Женя Фадеев)
На лбу бывали шишки,
Под глазом - фонари.
Уж если мы - мальчишки,
То мы - богатыри.
Царапины. Занозы,
Нам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога.
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
Упрямые, с утра мы
Опять на бой, в дозор...
От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.
Звучит музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси, с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....
«Как наши предки – славяне защищали Русь от врагов»
Программное содержание :1. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;причины и предпосылки образования единого государства.Дать представление об укладе жизни древних славян.2....
Конспект НОД «Как наши предки-Славяне защищали Русь от врагов»
Цели: - Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси; - Дать представление об укладе жизни древних славян; - Объяснить детям этимо...
Конспект занятия по нравственному воспитанию дошкольников в подготовительной группе №2 Тема: «Правила дружбы»
Образовательные задачи: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «дружба», «дружелюбие», «честность».Активизировать словарь по данной теме, добиваться усвоения детьми умений оценивать ч...
Проведение тематического занятия по теме «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов» Рисование в книжках-раскрасках «Одежда богатырей –защитников»
Закрепление вида рисования – раскрашивание контурных картинок в книжках-раскрасках. Закрепление освоения способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечив...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в в подготовительной группе на тему «История Российского флага».
Цель:Формировать представления о Российском флаге и его истории. Задачи:1. Закрепить представления о цветах Российского флага, понять символическое значение каждого цвета2. Развивать связную речь, зак...
Конспект занятия по развитию речи (ОНР) в подготовительной группе на тему: «Как наши предки выращивали хлеб»
Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравн...