"Волшебство снежинки и льдинки".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Аникина Елена Юрьевна

Конспект интегрированной НОД по формированию целостной картины мира и рисованию. Форма проведения: опытно-экспериментальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект интегрированной НОД  по формированию целостной картины мира + рисование  «Волшебство снежинки и льдинки»

для  старшей дошкольной  группы.

   Цели:

1.Уточнять и расширять знания детей о свойствах льда и снега.

2.Побуждать  детей устанавливать причинно - следственные связи, делать

   умозаключения

3.Стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

4.Развивать исследовательскую активность и самостоятельность, творческие способности.

Материалы к образовательной деятельности: 

стаканчики с теплой и холодной водой, шкатулка, в которой лежат  кусочки льда, салфетки для рук, посуда для проведения опытов, портрет «Снеговика», картинки с изображением льда и снега, снежинки, музыкальное сопровождение (шум ветра, песенки о снеге); листы чёрной бумаги, гуашь, кисти.

Образовательные области: «Познание» (Формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» (рисование).

Форма проведения: опытно – экспериментальная.

                                 Ход занятия.

1.Организационный момент, сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, со мной произошло одно приключение. Хотите узнать, что случилось?

(Включается аудиокассета с записью шума ветра.)

Вдруг налетел порыв ветра. Все вокруг закружилось. Подул сильный ветер и вдруг с неба упал большой ком снега. Он рассыпался на множество маленьких комочков, и я увидела огромный конверт и блестящую коробочку.

Хотите, ребята, узнать, что было в коробочке? (открыть коробку и достать из неё снеговика, а в руках у него конверт).

2.Вступительная беседа.

Воспитатель достаёт конверт с загадками

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

                                   (Снег).

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

                                    (Лёд)

Картинка с изображением снега и льда.

Воспитатель: Итак, сегодня мы поговорим о свойствах снега и льда.

Снеговик нам предлагает провести эксперимент.

3.Практическая работа.

Проверить лёд на прочность (в целях безопасности воспитатель проверяет его сам, разбив молотком).

Воспитатель: Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку. А ямку? А теперь то же самое изо льда. Что вы заметили?

Воспитатель: Значит снег рыхлый.

Воспитатель проверяет лёд на хрупкость, разбить его молоточком.

Дети: Лёд хрупкий.

Воспитатель: Какого цвета снег? А лёд? Сравните его с листами цветной бумаги. Что заметили?

Дети: Снег белый, лёд прозрачный.

Воспитатель: А теперь положите снег в один стакан, а лёд в другой стакан.

 Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

Дети: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Воспитатель: А почему же снег и лёд зимой на улице не тает?  Верно. Зимой на улице холодно.

 Воспитатель: Опустить лёд в воду. Что происходит со льдом в воде?

Дети: Он плавает на поверхности.

Воспитатель:  Возьмите льдинки в руки и немного  подержите их.  Скажите, какими  стали руки?

Дети:  Руки стали холодные, потому что лед холодный и мокрые, потому что в тепле лед тает и превращается в воду.

Воспитатель: Значит лед – это замерзшая вода.

Воспитатель: А теперь погладьте лед пальчиком. Какой он?

Дети: Лед гладкий.

Воспитатель: Посмотрите, я положила льдинку на доску, и она заскользила. Значит лед, какой?

Дети: Лед – скользкий.

Воспитатель: Правильно, лед не только гладкий, он еще и скользкий. Когда мы выходим на улицу и видим большую замерзшую лужу, что нам хочется сделать?

Дети:  Нам хочется прокатиться по ней.

Воспитатель: Но ведь мы узнали, что лед скользкий, на нем можно упасть и разбиться. Что же делать?

Дети: Можно кататься на коньках и в наколенниках или держась за руку взрослого.

(Показать детям картинку)

Воспитатель: Вы уже знаете, что в тепле лед тает. А  будет ли что – то

происходить со льдом на улице в прохладную погоду?

Воспитатель: Давайте проверим это. У вас на столах стоят стаканчики с холодной и теплой водой (потрогать стаканчики руками) опустите кусочки льда в них. Где быстрее растаял лед?

Дети: В тепле лед тает быстрее, а на улице медленнее.

Воспитатель: А теперь потрогайте свои стаканчики с горячей водой. Какие они стали? Почему?

Дети: Стаканчики стали холодными, потому что лед растаял и охладил воду.

Воспитатель: Летом, когда жарко, специально замораживают воду и полученные кубики льда кладут в напитки, чтобы они стали прохладнее.

Делаем вывод.

Воспитатель от имени снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки.

4.Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо                      Руки вверх и вниз

По ночам трещит мороз,                         Руки на пояс, наклоны в стороны

Во дворе у Снежной Бабы                      Руки на пояс, поворот вокруг себя

Побелел морковный нос.                        Дети показывают нос

В речке стала вдруг вода                        Прыжки на месте

Неподвижна и тверда,  

Вьюга злится,                                           Дети кружатся

Снег кружится.    

Заметает всё кругом                                Имитируют движения руками

Белоснежным серебром.

5. Конкурс «Отгадай-ка».

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б  крыши там нащлись.

(Сосулька.)

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идёт.

 (Снег.)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – тёплое стекло.

(Лёд).

По снегу покатите – я подрасту.

На костре согрейте – я пропаду.

(Снежный ком).

Много – много звёздочек –

Тонких, как стекло.

Звёздочки холодные,

А земле тепло.

(Снежинки).

Воспитатель от имени снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки.

6.Рисование.

Музыкальное сопровождение (Песенки о снеге).

Воспитатель: Помните, ребята, как мы наблюдали на прогулке за снежинками?

Сколько лучиков у снежинки? (6) Вспомните какие снежинки вы видели на прогулке, придумайте и нарисуйте свою снежинку.

7.Итог.

Воспитатель: Назовите основные свойства снега и льда. Что такое снег и лёд?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: « Снежинка и льдинка» Воспитатель Щеблетова М.В. Направление: экспериментально-исследовательская деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениегородского округа Балашиха«Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный островок» Конспект НОД на тему: &la...

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе на тему: «От снежинки до льдинки»

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическо...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Снежинка и Льдинка" (по одноимѐнной сказке М. Ковба)

Программное содержание: расширить представления детей освойствах воды, о том, что снег и лѐд при нагревании превращается в воду.Расширить представление детей о физических свойствах снега и льда,подвес...

Проект "От снежинки до льдинки"

Цель проекта:Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать выводы.Создать условия и побуждать детей к самостоятельной поисковой деятельности....

Конспект открытого занятия «Волшебство снежинок»

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование солью) для детей старшего дошкольного возраста...