Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:«Полхов – майданские матрешки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Программное содержание:
- Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки.
- Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхов – Майданская, Семёновская, Вятская.
- Формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрёшки, как символ русского народного искусства.
- Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, экологической, художественной, игровой.
- Закреплять знания и умения при изготовлении матрешки из пластического материала.
- Формировать технические умения и навыки кистевой росписи, путём “наложения” цвета (жёлтый, синий, алый).
- Формировать эстетическое отношение к Декоративно - Прикладному Искусству.
- Умение выделять характерные особенности Полхов – Майданских игрушек –
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:
«Полхов – майданские матрешки.»
Программное содержание:
- Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки.
- Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхов – Майданская, Семёновская, Вятская.
- Формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрёшки, как символ русского народного искусства.
- Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, экологической, художественной, игровой.
- Закреплять знания и умения при изготовлении матрешки из пластического материала.
- Формировать технические умения и навыки кистевой росписи, путём “наложения” цвета (жёлтый, синий, алый).
- Формировать эстетическое отношение к Декоративно - Прикладному Искусству.
- Умение выделять характерные особенности Полхов – Майданских игрушек –
.Ход занятия
В кабинете стоят яркие силуэты матрёшек разных видов: Семёновские, Загорские (Сергие–Посадские), Полхов – Майданские, Вятские. На столах у детей принадлежности для лепки матрёшек, а так же их росписи. На мольбертах демонстрационный материал с изображением разных видов матрёшек, а так же изображение первой Японской матрёшке и первой русской. На столе у педагога выставка матрёшек разных видов, которые состоят из несколько составляющих. Наглядное пособие “Египетский саркофаг”, выполненное из бумаги в соответствии формы матрёшки.“Экологическая мастерская”: изображение токарного станка, стружки, опилки, деревянная заготовка из которой изготавливают матрёшку,крахмальный клей, краски. Приспособление с одеждой для подвижной игры “Оденем матрёшку”.
Педагог вместе с детьми подходит к выставке деревянных игрушек – матрёшек, затем читает стихотворение – загадку:
Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок - глаз.
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко –
Наша русская … (матрёшка)
- “Ребята, сегодня мы подведём итоги об истории матрёшки, всё то, что мы с вами: рисовали, изучали,узнавали о ней”.
Та-ра-рушки,
Та-ра-рушки –
Это русские игрушки,
Очень славные,
Да забавные, да нарядные, не – на – глядные…
Русская матрёшка
Педагог задаёт ребятам вопросы:
- “А что вы знаете о первой русской матрёшке?” “Как она получила это имя?” “Что оно означает?”
Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Появилась матрёшка, в правление царя Николая -2 из рода Романовых.
Вопросы: “Кто первый токарь и художник, которые создали эту матрёшку?” По образу этой игрушки токарь Василий Звёздочкин выточил фигурку,художник Сергей Малютин расписал её.
Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик затем, девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя,восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Матрёшка – это символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие Декоративно – Прикладного Искусства!
Виды матрёшек
Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками,букетами цветов. Появились матрешки ,изображающие пастушков со свирелью. Матрёшка становилась известным Русским сувениром.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: “Сказка о царе Салтане ”,“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек -Горбунок ” П.П. Ершова и другие…
Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.
Мастерская по изготовлению матрёшек
Педагог предлагает ребятам пройти в “условную мастерскую”, где изготавливались матрёшки.
На столе разложены предметы, инструменты,краски, кисти которыми изготавливают матрёшек, а так же стружки и опилки, деревянные заготовки для матрешек, изображение токарного станка. Дети“мастера” рассказывают стихотворения и стоят рядом с “условной мастерской” показывая на изделия:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
В ней живёт шестая.
А в шестой- седьмая,
А в седьмой- восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть “ побольше”, чем орех.
Вот, поставленные в ряд
Сёстры куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: - восемь.
Педагог предлагает ребятам пройти снова за своё рабочее место. Дети разукрашивают матрешек по своему выбору
Игра “Оденем матрёшку”
Педагог предлагает ребятам сыграть в игру“Оденем матрёшку”. Для этого понадобится разделиться на две команды и выбрать две матрёшки (матрёшками будут сами дети). Одежда матрёшек, помещена в две большие корзины,вперемешку с другими костюмами, не соответствующими стилю одежды матрёшек. Игра сопровождается музыкальным сопровождением и ращитана, по времени на 5 -7 минут. Победила команда, правильно одевшая матрёшку.
Лепка матрёшек
Педагог предлагает детям попробовать себя в роли мастеров Декоративно – Прикладного Искусства и изготовить собственную матрёшку с последующей росписью под Полхов - Майдан.
Для этого понадобится: скульптурный пластилин,салфетки, гуашь, палитра, две кисти разного размера, баночка с водой, готовые матрёшки и образцы выполнения, а так же пособие с поэтапным выполнением росписи Полхов – Майдан.
Первый этап – лепка. Ребята из целого,круглого куска пластилина, вытягивают голову и сглаживают основание для того, что – бы матрёшка могла ровно стоять.
Физкультминутка предлагается педагогом, для того чтобы ребята могли зрительно отдохнуть для предстоящей работы.
Второй этап – роспись. Обратить внимание детей на особенности росписи, задавать наводящие вопросы: “Какие цвета использовались при росписи Полхов - Майданскойматрёшки и каким способом мастера добивались других цветов?”
Занятие на этом закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:«Полхов – майданские матрешки»
Программное содержание: Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки. Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхо...
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Фартук для матрешки»
Сегодня популярен необычный подход к детскому художественному творчеству. Детям очень интересно использовать в рисовании необычные предметы, штампы.Представляю конспект занятия по изобразительной деят...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-703695-1510160847.jpg)
Конспект занятия по изобразительной деятельности " Платочек для матрешки"
Программные задачи:-Формировать способность к диалогической речи.-Учить называть основные цвета: красный ,желтый ,синий ,зеленый.-Закрепить понятие большая, маленькая. Учить классифицировать предметы ...
Конспект НОД по изобразительной деятельности "Матрешки"
Образовательная деятельность по росписи силуэта матрешки для детей старшего дошкольного возраста. Роспись по выбору детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-832457-1490610141.jpg)
Конспект занятия по изобразительной деятельности "Русская матрешка"
Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Русская матрешка"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-125176-1350311729.jpg)
Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе Тема: «Матрешки из Полхов- Майдана»
Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
Конспект НОД по изобразительной деятельности (для детей первой младшей группы) «Наряд для матрешки».
Формировать навыки рисование пальчиками....