Конспект
занимательные факты по окружающему миру (средняя группа) по теме
В конспекте использованы материалы из книги Г. Т. Алифановой " Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет".
Совместная деятельность по петербурговедению
"Дома в нашем городе"(средний возраст)
Цель: пробуждение познавательного интереса к родному городу , к его зданиям и их назначению для жизни горожан.
Задачи
-формировать знания об исторических и современных зданиях города , об их назначении , о различном и общем между ними , уточнить , закрепить понятия "центр города", "окраина";
-активировать словарь детей следующими терминами "здание", "дом", "общественное здание";
-развивать любознательность и интерес как к истории, так и современной жизни города и его жителей.
Материал
Иллюстрационный материал (фотографии, открытки, репродукции) с видами различных зданий; изображение деревянного дома (на ватмане), расписанного "под кирпич"; набор кубиков и конструктор деревянный или пластмассовый.
Предварительная работа
1.Посещение родителями и детьми известных памятников архитектуры и современных зданий в городе;
2.создание рисунков, аппликаций, фотоальбомов на данную тему (совместно с родителями);
3.беседа педагогов с детьми на данную тему с использованием иллюстрации и фотографии различных зданий в нашем городе;
4. рисование детьми своего дома (в группе).
Предполагаемые результаты:
1.понимание детьми назначений зданий, различие между общественными и жилыми зданиям;
2. умение определять центр города и его окраины,
3 развитие активного словаря детей посредством новых терминов.
Ход совместной деятельности:
Надежда Николаевна: Ребята! Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с различными домами, зданиями, которых очень много в нашем городе. Как называется наш город?
Дети: Санкт-Петербург
Н.Н.: -Правильно, скажите, пожалуйста, а кто из вас был в центре города , на главном проспекте –Невском? Какие здания вы там видели? Похожи ли они на дома, расположенные вокруг детского сада?
Н.Н.: -Правильно! В центре города дома очень старинные, им уже по 300 лет. И каждый дом не похож на другой - так раньше было принято строить .
Дома находятся на улицах и проспектах, у всех них есть названия. Часто улицам дают имена великих людей. Скажите, а на какой улице живете вы?
Дети отвечают (улица Вавиловых, улица С.Ковалевской и т.д.)
Н.Н.: -как вы думаете, а для чего или для кого были придуманы названия улиц , проспектов и почему каждому дому назначается свой номер?
Дети отвечают (для работы почтальонов).
Н.Н.: Верно, весть наш город состоит из очень разных домов. Одни дома называются общественными, т.е. принадлежат обществу, всем людям. В какие здания могут заходит все? Покажите на картинках и назовите их.
Дети подходят, показывают и называют.
Н.Н.: Верно, это поликлиники, театры, музеи, почта. Но есть еще и жилые дома – дома, где живут люди. Выглядят они очень просто и часто похожи друг на друга. Посмотрите в окно. Какие дома вы видите?
Дети смотрят и говорят, что между ними общего и какие различия есть.
Н.Н.: правильно, в современных домах есть отличие и состоит оно в количестве этажей. Если в доме больше пяти этажей, то в нем есть лифт. Как вы думаете, для чего он нужен?
Дети отвечают (чтобы людям было не тяжело подниматься, для детей и стариков, чтобы поднимать тяжелые грузы).
Н.Н.: в наших современных квартирах есть разное количество комнат:1,2,3,и даже 4. Но всегда обычно есть коридор или прихожая. Есть кухня, ванная и туалет. У нас в квартирах есть свет, бежит из крана холодная и горячая вода, горит газ, греют батареи. Но знаете ли вы, что так было не всегда? Как вы думаете, где раньше, давно, жили люди?
Ответы детей (пещеры, избушки и т. д.)
Н.Н.:-Наш город построен на Заячьем острове, где царь Петр Первый велел заложить Санкт-Петербург. Кирпичи тогда еще были очень дороги и было их очень мало. И Петр решил строить наш город из бревен. Но, чтобы иностранцы думали, что у нас хорошие крепкие дома , их расписывали "под кирпич". Электричества тогда еще не было , поэтому в таких домах клались печи и камины и топили их дровами . А вместо лампочек, какие у нас сейчас в квартирах , люди освещали свои жилища свечами, а самые бедные лучинами- щепками, наколотыми от чурок.
Так как кирпичей тогда изготовляли очень мало, то богатые люди строили свои дома из камней. Самый первый дворец был у первого губернатора (правителя) нашего города - князя Меньшикова. Этот дворец стоит до сих пор и так и называется - Меньшиковский дворец.
Так же из камня строились и общественные здания: театры, музеи, храмы, большие магазины. Как вы думаете, почему?
Ответы детей (чтобы дома стояли долго, туда ходило бы много людей , чтобы не разрушились быстро).
Н.Н.:- Все правильно. Красивые каменные здания украшали скульптурами, колоннами. Все это вы можете увидеть воочию, если съездите в центр нашего горда с папой или мамой.
На нашем главном городском проспекте - а называется он Невский - вы увидите и колонны, и красивые карнизы и скульптуры мужчин - атлантов и женщин - кариатид, которые поддерживают балконы у старинных домов. Все это находится в центре нашего прекрасного города.
А вот наш район - не центральный. Поэтому дома у нас все одинаковые. Сорок лет назад это была окраина Санкт-Петербурга. Много людей приезжало в наш город, всем им нужно было где-то жить. Вот для них и строились такие дома, которые нас сейчас окружают. Все они кирпичные или блочные (состоят из панелей как в наших конструкторах). Конечно, они не отличаются красотой, не имеют украшений , как дома в центре. Но нам в них тепло и уютно. У нас есть там все, что нужно для жизни: свет, тепло, газ, вода. Это ведь наш дом, он нас защищает (как вы думаете, почему?), кормит, поит. Свою квартиру, свой дом мы очень любим и должны заботиться о нем.
Педагог дает понятие «центр города», « окраина». Дети встают в круг, нужно попросить указать его середину. Встать в центр педагогу. Спросить: "Ребята, а кто старше - вы или я?» Дети: "Вы". Я говорю: "А теперь представьте, что наш круг - это город, а мы с вами – дома. Я старше, поэтому я старый (старинный) дом. А вы маленькие, молодые, значит, вы новые дома (новостройки). А теперь ответьте мне: "В центре города находятся какие здания?" Дети: «Старые». Я: "Правильно, я стою в центре города, в его середине. А вы по краю. Так как называются районы, где молодые дома стоят с краю города?" Дети: "Новостройки, окраина". Я: "Верно, значит, где мы живем с вами - в центре или на окраине города?" Дети: «На окраине».
Продукт занятия: в совместной деятельности педагога и детей (лепка) происходит закрепление полученных новых знаний о городских зданиях.
Выводы: После проведения совместной деятельности дети стали больше заниматься конструированием: строят дома, в которых живут; башни и дворцы; свой детский сад. В лексиконе употребляются следующие понятия: "здания", "музей", дворец, "башня". Появилась просьба со стороны родителей, что можно и нужно посетить в этом возрасте с детьми. Педагогами даны рекомендации для проведения экскурсии по городу. Запланировано изготовление настенной газеты по результатам эти посещений исторических зданий. Дети проявляют себя в рисунках и конструировании, что позволяет говорить о развитии воображения и фантазии у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....