Циклограмма ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром с использованием художественного слова. Цикл " Осень"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему
Разработанная циклограмма знакомства детей раннего возраста с окружающим миром, позволяет проводить, наблюдения на природе с определенным содержанием на неделю каждого годового месяца. Подборка художественного слова с осенней тематикой, позволяет педагогу дать детям полне представления о времени года, и обо всем , что ребенок наблюдает во-время прогулки. Тематическая подборка произведений, позволит педагогу использовать материал, в любой деятельности, для закрепления темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 554.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Цикл наблюдения по понедельникам I II неделя ………………………..3
Цикл наблюдения по понедельникам III –IV неделя……………………...4
Цикл наблюдения по вторникам с I по IV недели………………………….5
Цикл наблюдения по средам I II неделя…………………………………..6
Цикл наблюдения по средам III - IV неделя……………………………….7
Цикл наблюдения по четвергам I II неделя……………………………….8
Цикл наблюдения по четвергам III - IV неделя…………………………….9
Цикл наблюдения по пятницам I II неделя………………………………10
Цикл наблюдения по пятницам III – IV неделя…………………………...11
Художественное слово – знакомство с явлениями природы……………12-13
Художественное слово – с лесными жителями………………………….14-15
Художественное слово – знакомство с домаш животными……………..16-17
Художественное слово – знакомство с птицами…………………………17-18
Художественное слово – знакомство с растительным миром…………..19-21
Художественное слово – знакомство с фруктами……………………….21-22
Художественное слово – знакомство с овощами…………………………23
Художественное слово – знакомство с транспортом…………………….23-25
Художественное слово – знакомство с трудом…………………………..26
Художественное слово – знакомство с правилами безопасности………27
Художественное слово – знакомство с ПДД……………………………..27
Список литературы…………………………………………………………28
Цикл « Осень»
- Часто идут дожди
- Становится холоднее
- Птицы улетают на юг
- Дикие звери готовятся к зиме
- Люди собирают урожай овощей и фруктов
- С деревьев опадают листья-
День недели | Неделя месяца | Сезонные и погодные явления |
Понедельник | I нед | Погодные условия Учить выделять и различать наиболее характерные изменения в природе. Осень – желтый, бардовый цвет. Сентябрь – «хмурень». Попросите детей объяснить, с чем связано такое название? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.) Октябрь – листопад.По причине осенних дождей в октябре часто бывало много грязи. Отсюда и такое название месяца октября – «грязник». Ноябрь – листогной и полузимок. Оба названия этого месяца – «листогной» и «полузимок» вполне очевидны. Дети обычно легко находят им объяснения. Погода: хмурая, сухая, холодная, теплая. День – солнечный, пасмурный, хмурый, ненастный, холодный, дождливый. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №1 Октябрь - №1 Ноябрь - №8 |
II нед | Знакомство со свойствами воды. Организация разнообразных игр с водой. Рассматривание луж: Что отображается в них? Какая величина? Какая глубина? Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №6 Октябрь - №9 Ноябрь - №6 | |
III нед | Знакомство со свойствами песка. Игры с формочками, совочками. Постройка холмиков, замков, различных поделок с использованием природного материала. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №1 (см. папку №6, стр.150) Октябрь - №13 Ноябрь - №6 | |
IV нед | Экспериментально-исследовательская деятельность с природным материалом. Для обогащения самостоятельной деятельности детей, предложить детям сбор разнообразного природного материала – веточки, камешки, шишки, травинки, палочки, листья и т.д– отметить их различную поверхность, цветовую гамму, структуру , величину. Дать детям разнообразные дидактические занятия, предлагая обследовать эти предметы для стимуляции мыслительной деятельности и накопление чувственного опыта. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №9 Октябрь - №1 Ноябрь - №1 | |
День недели | Неделя месяца | Наблюдение за растениями |
Вторник | I нед | Куст - Дерево. Отличительные признаки их строения : тонкий, толстый ствол, высокий – низкий. Знакомство с осенним нарядом: цвет, форма листьев. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №3 Октябрь - №4 Ноябрь - №9 |
II нед | Рассматривание осенних листьев : по цвету, величине, форме. Знакомство с явлением – Листопад. Шуршание листьями во время ходьбы по ним. Подбрасывание вверх – « листопад» Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №12 Октябрь - №12 Ноябрь - №2 | |
III нед | Рассматривание осенних цветов на клумбе. Закрепление названий двух цветов – Астра, Ноготки. Учить различать их по цвету, величине и аромату. Сбор семян цветов. Познакомить с правилами безопасности : нельзя брать в рот и кушать! Рассматривание состояния трав на участке 6 зеленая, высокая, скошенная, короткая, желтая, сухая. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №5 Октябрь - №7 Ноябрь - №4 | |
IV нед | Рассматривание плодов деревьев : ранетки , яблочки, сосновые шишки, семена вяза. Сбор. Сравнение их отличительных признаков. Напомнить правила безопасности: нельзя брать в рот и кушать! Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №3 Октябрь - №12 Ноябрь - №5 | |
День недели | Неделя месяца | Наблюдение за животным и птичьим миром |
Среда | I нед | Рассматривание котенка /щенка/ ( картинка, игрушка или живой объект) .Называние характерных частей тела. Клички животного? Что ест? Как играет? Как называют детеныша? Познакомить с правилами поведения и безопасности с уличными животными: близко не подходить, наблюдать со стороны, нельзя гладить руками, нельзя махать ногами. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №10 Октябрь - №10 Ноябрь - №7 |
II нед | Рассматривание кошки / собаки/. ( картинка, игрушка или живой объект) Сравнение и различие. Характерные признаки внешнего вида. Особенности поведения этих животных. Что делает взрослое животное? Как зовут? Как кличут? Закрепить правила поведения, безопасности с уличными животными: близко не подходить, наблюдать со стороны, нельзя гладить руками, нельзя махать ногами. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №10 Октябрь - 2 Ноябрь - №7 | |
III нед | Наблюдение за птицами / воробьи, голуби, сороки, вороны/. Рассматривание. Название характерных частей тела: лапки, перышки, крылья, хвостик, голова, клюв. Обогащение представлений у детей: Что они едят / червячков, паучков, хлебных крошек, семена/. Где живут? Почему летают? Как клюют? И т.д. Дать представление о том, что птиц обижать нельзя, они приносят пользу человеку и необходимы природе. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №4 Октябрь - №5 Ноябрь - №10 | |
IV нед | Знакомство с домашними птицами ( курица, петушок, гусь, утка). (картинка, игрушка) Их узнавание и называние на картинках. Имитация их голосов. Сравнение с городскими птицами – есть два крыла, две лапки, перышки, клювик, хвостик. Чем кормят? Как созывают? Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №7 Октябрь - №5 Ноябрь - №11 | |
День недели | Неделя месяца | Наблюдение за трудом взрослых |
Четверг | I нед | Знакомство с трудом дворника. Показ и называние орудия труда : веник, совок, лопата, секатор, грабли. Наблюдение за разнообразными с ними действиями и последовательность действий. - Воспитание уважения к людям труда. - Поддерживать желание оказывать помощь. - Развивать желание трудиться. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №8 (см. «октябрь») Октябрь - №8 Ноябрь - №8 ( см. « октябрь») |
II нед | Наблюдение за трудом шофера. Он привозит продукты в детский сад. Называние его действий и обговорить, что везет, как водит, что рулит, как сигналит, как разворачивает машину, как разгружает продукты и т.д. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №11(см. «октябрь») Октябрь - №11 Ноябрь - №11(см. «октябрь») | |
III нед | Наблюдение за трудом строителя, используя иллюстрации –строительство дома. Учить детей отвечать на вопросы: Из чего строят дом? (из кирпича) Какой транспорт, помогает строить высотный дом? (автокран). Понаблюдать за проезжающим спецтранспортом: автобусом, такси, полиции, скорой помощи. Разговор о профессии водителя, о том, куда направляется машина? Для чего? Прогулка: см. картотеку Сентябрь - № Октябрь - № Ноябрь - № | |
IV нед | Наблюдение за трудом повара : чистит картофель, лук, морковь Обговорить его действия и название используемых продуктов. Наблюдение за работой прачки: стирает, полощет, вывешивает белье, сушит, гладит. Обговорить его действия и название используемых предметов: ведро, тазик, ванна, стиральная машина, мыло, стиральный порошок, утюг. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - № Октябрь - № Ноябрь - № | |
День недели | Неделя месяца | Наблюдение за жизнью улицы |
Пятница | I нед | Знакомство с воздушным , общественным и личным транспортом. Отметить особенности грузовых и легковых машин: цвет кабины, размер и количество колес, фары, двери, кузов, марки машин и т.д. Обсуждение работы транспорта: Что за машина? Куда едет? (на работу, в магазин, в детский сад). Что везет? (груз). Кого перевозит? (людей). Где едет? (по проезжей части) и т.д. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №2 Октябрь - №3 Ноябрь - №3 ( см. « октябрь») |
II нед | Наблюдение за прохожими Кто прошел? Во что одет? Как одет? Где идет? ( по пешеходной дорожке). Что несет? Куда идет? Сколько? ( мало, много, один) .Дать детям понятие, что нельзя разговаривать с малознакомыми людьми. Доверять можно только близким людям. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №11 Октябрь - №11 (см. сентябрь) Ноябрь - №11 ( см. сентябрь) | |
III нед | . Экскурсия по территории д/сада . Учить правилам передвижения: двигаться парами, идти шагом, не тянуть друг друга; быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице, держаться за перила. . Ознакомления со спортивным участком. Учить правилам пользования спортивным оборудованием. Познакомить с огородом (с фруктовым садом) Закрепить знания об овощах (о фруктах). Рассмотреть, как они растут. Использовать художественное слово. Ознакомление с другими детскими участками.. Рассмотреть красоту осенней природы. Какие растут деревья, кустарники и цветы. Познакомиться с игровым оборудованием участков. Поиграть вместе с детьми в подвижную игру . Прогулка: см. картотеку Сентябрь - № Октябрь - № Ноябрь - № | |
IV нед | Безопасность ПДД. Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения. Автомобиль ездит по проезжей части (дороге) .Светофор регулирует движения транспорта и пешеходов. Пешеходы двигаются по тротуару. На красный свет светофора нужно стоять; на – зеленый – двигаться. Переходить улицу по пешеходному переходу, крепко держаться за руку взрослого. Прогулка: см. картотеку Сентябрь - №8 Октябрь - №6 Ноябрь - №8(см. «сентябрь») |
Художественное слово
(Знакомство с явлениями природы)
Осенью.
Осень наступила
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
А. Плещеев.
***
Осень. Обсыпается
Весь наш бедный сад
Листья пожелтелые
По ветру летят.
А. Толстой
Осень
Богата, нарядна,
Щедра, даже очень!
О чем же ты плачешь,
Дождливая осень!
Осень
Закрыли тучи синеву.
Дождинки падают в траву.
Чик –чик – чирик! На край земли
Летят куда-то журавли.
Падают листья.
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М Ивенсен
***
Листопад, листопад.
Листья желтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат.
Скоро голый станет сад.
В. Мирович
Почему деревья сбрасывают листья?
- Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
***
Дуют ветры, ветры буйные,
Ходят тучи, тучи темные.
Не видать в них света белого,
Не видать в них солнца красного.
А.Кольцов
***
Поднялась, шумит непогодушка
Низко бор сырой наклоняется.
Ходят, плавают тучи по небу.
Ночь осенняя черней ворона.
***
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Е. Благинина.
***
Паутина полетела,
Полетела в синеве
Сколько листьев пожелтело.
Сколько листьев на земле!
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели.
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.
М. Ходяков
Сентябрьская скороговорка
Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие –
Кому какая разница!
Осенние горчичники
На колючках у ежа
Два горчичника лежат.
Удивленно я гляжу:
Кто поставил их ежу?
Лес вздохнул и листья сбросил
И ответил: «Доктор Осень!»
Какой бывает ветер?
Ветер бывает недобрым, колючим,
Ветер бывает холодным, могучим,
Скромным и тихим,
Прохладным и теплым,
Радостным ветер бывает и добрым.
Всюду по белому свету летает.
Как хорошо, что он разным бывает!
Отчего?
Я под зонтиком гуляю
И все время размышляю:
Отчего так долго небо
Плачет осенью всегда.
А весною плачет быстро.
Раз! – и то лишь иногда?
***
За окошком кто шалит?
Тук – тук – тук!
Кто по стеклышкам стучит?
Тук – тук – тук!
Может, это птички!
Нет, нет, нет!
Может. Капельки дождя?
Да –да –да!
Дождь
День и ночь он с неба льет
И никак не устает.
Громче – тише, громче – тише
Целый день стучит по крыше.
Знакомство с обитателями природы
С лесными жителями
***
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
А что в кузовочке?
Лесные грибочки,
Грибочки –груздочки
Для сына, для дочки.
Зайчик
Длинноухий озорник
В огород ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал.
Мы за ним – он скок- поскок,
С огорода наутек.
Г.Бойко
Зайка
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
А. Барто
***
Зайчишка – трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капусту нашел,
Сидит ,грызет.
Иди прочь – хозяин идет!
***
Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки, Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Скок, скок.
***
Зайка, зайка, попляши!
Зайка, зайка, попляши!
Нашу Машу посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак!
Г. Лагздынь.
***
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
И в ямку – бух!
Загадки
***
Длинное ухо.
Комочек пуха
Прыгает ловко
Любит морковку
( Заяц)
***
Ловкий маленький зверек
Скачет по лесу – прыг-скок.
Прячется от волка
Под мохнатой елкой.
Этот попрыгайка –
Всем известный ….
( Зайка)
***
Лежит на траве из иголок клубок.
Не видно, где уши, где нос,
А где бок.
Не видно в клубке
Ни хвоста и ни ножек.
Вдруг он развернулся…
Так это же ….
(Ежик)
***
Кактус колючий бежит по траве.
Молча грибы собирает себе.
Это не кактус, ребята. А кто же?
Это зверек по имени…..
(Ежик)
***
- Что ж ты, Еж такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Мышка.
Мышка вылезла из норки.
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки.
Может у деток корка есть?
Видит мышка – чья-то лапа.
Лапа пестрая,
Когти острые.
Эй, мышка, не зевай:
Поскорее убегай!
Убегай из этих мест,
А то кошка съест.
А.Веденский
Белочка
В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
А живет там белочка,
Белочка – карелочка,
Непоседа – егоза,
Словно бусинки глаза!
***
Белочка, пушистый хвостик,
К длинноушке скачет в гости.
В рюкзачке лежит морковка
Для пугливого зайчонка.
Хорошо иметь друзей!
Жить с друзьями веселей!
С домашними животными
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!...
***
- Мур – мур-мур-мурлычет кошка,
Ты погладь меня немножко!
От тепла и ласки
Я зажмур-рю глазки!
Кошечка
Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком махала,
Деток поджидала:
« Где мои ребятки?
Где мои котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам»
Н.Найденова
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!!!!!
Н. Пикулева
Кошка
- Кошка, как тебя зовут?- Мяу.
- Стережешь ты мышку тут? Мяу.
- Мяу, хочешь молочка?- Мяу.
- А в приятели – щенка?- Фрр!
Г. Сапгир
***
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И мышат всех догоняет:
Мяу! Мяу! Мяу!
***
Мягкие лапки,
В лапках – цап-царапки.
Молоко пьет.
Тихо песенку поет:
- Мур! Мур!
( Кошка)
Стихи про собаку
У него четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
А плохих людей кусает!
Он бывает забияка!
Это кто у нас? Собака!
***
Мокрый носик,
Громкий лай,
Это — песик,
Так и знай!
Щенок
У щенка большие уши,
Чтобы много-много слушать.
Чтобы в дом через забор
Не прокрался хитрый вор. « Гав!»
***
Баю-бай, баю-бай,
Ты собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Моя Танечка боится,
Ты. Собачка, не лай.
Мою Таню не пугай!
Про пса
Жил на свете
Пес собачий,
У него был
Нос собачий,
Хвост собачий,
Рост собачий,
Нюх собачий.
Загадка
У дверей рычит замок
Лег у входа поперек,
Как увидит – лает,
Чужих не пускает….
( Собака)
С птицами
***
Лето быстро промелькнуло,
Где его искать?
Снова осень прилетела
К нам издалека.
За окном деревья машут
С явною тоской.
Стали птицы собираться,
Стаи над землей кружатся,
Нам кричат прощальное « Пока»
***
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты:
Там и поешь ты
Песню свою.
А. Барто
***
Воробушки чирикают,
И солнце улыбается –
Два (три) года нашим деткам
Сегодня исполняется.
Воробей
Я – веселый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен, и болтлив,
И пуглив, чив-чив.
Мне едою служат мошки.
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив, чив-чив!
В. Стоянов
Воробей
Чик- чирик! Чик – чирик!
Воробейка – озорник
Скачет резво по дорожкам
На своих пружинках – ножках.
Ему некогда скучать.
Нужно зернышки искать.
Чик –чирик!
Голуби
Голуби, голуби,
Раз, два, три…
Прилетели голуби,
Сизари.
Сели и нахохлились
У дверей.
Кто накормит крошками
Сизарей!
И. Токмакова
Сорока
Хвостик длинный у сороки,
У сороки – белобоки.
Для чего ж такой ей хвост?
Чтоб носить историй воз!
- Сорока, сорока,
Где была?
- Далеко:
В лесу на опушке,
Деток кормила,
Гостей созывала.
На порог скакала.
Ворона
У вороны клюв огромный-Ка-арр!
Голос резкий и нескромный-Кар!
А шагает – королевой!
Хвост – направо, хвост – налево.
Дышит ровно, не спеша.
Будто вправду хороша.
Кыш! Хвастливая ворона1
Некрасиво быть нескромной!Кыш!
Птичка.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела…ай!
Загадки
***
Чик – чирик
На дорожку прыг.
Клюй, не робей!
Кто это?
( Воробей)
***
На суку сидит,
Громким голосом
Кричит: «Кар!»
( Ворона)
Знакомство с растительным миром.
***
Так много разного в природе,
Про все стараемся узнать.
При этом при любой погоде
Неплохо по лесу гулять.
Пройдемся нынче по тропинкам,
Посмотрим, что и где растет,
Всмотреться если, то увидим,
Что рядом мир друзей живет.
Все сочетается в природе:
Кусты, деревья и трава.
Нет ничего милее на планете,
Чем наша русская земля.
Ёлки
Ветки с иглами висят,
Свежей зеленью манят.
Круглый год они в иголках,
Стройные деревья ёлки.
Мы осенние листочки
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Ветер снова подул
И листочки быстро сдул.
Покрутил их, покружил
И на землю опустил.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Березы
Мы приходим погулять,
Отдохнуть и подышать.
В роще той светло и чисто,
Желтые слетают листья.
Листья сбрасывают похдно
Белоствольные березы.
Дуб
Он силен, ветвист и вечен.
От воды лишь только крепче.
Поздно сбросит он листву
Твердый и могучий дуб.
Осина
Трепещут на ней листочки,
Трясет и гонит их ветерочек.
Влагу любит древесина,
Что за дерево? (Осина)
Сосны
Ветки вверх стремятся, к солнцу,
И на них длинны иголки,
А стволы желты, стройны
У красавицы сосны.
***
Полюбуйтесь- ка, у елки
Очень острые иголки.
Их потрогаешь от скуки,
Поисколешь себе руки.
Раз иголка, два иголка,
Сколько их всего у елок?
Рябина
Серый ствол у той девицы.
Длинные резные листья,
Ягод красные корзины.
Так и манит птиц рябина.
Берегите природу
Любят люди отдыхать,
Ездить на природу.
Чтоб им дружнее стать
С временами года,
Чтобы воздухом дышать,
Любоваться лесом,
И по-доброму мечтать
Обо всем на свете.
Так давайте же беречь
Мир кустов, деревьев,
И лугов, озер, болот –
Всего, что есть на свете.
Знакомство с дарами осени
***
Осень ходит по лесам
И подарки дарит нам.
И красивы и вкусны,
Мы же их беречь должны.
Осени дары полезны.
Вам они, друзья, известны?
***
Поехали, поехали
За грибами, за орехи
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
***
- Ножки, ножки
Куда вы бежите?
- В лесок, во борок –
Грибы, ягоды собирать.
Нашу Катю угощать!
Грибок
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной,
Светло – шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
О. Высотская
***
Покатилась шишка,
Шишка – торопышка.
Будем мы в лесу играть.
Чудо шишки собирать!
Астра
Шапочкой астры
Растут озорные.
Синие, красные,
Желто – рябые.
Точно и смело
Подобраны краски.
Шапочки – астры
Любой есть окраски!
Знакомство с фруктами
***
В саду, не в огороде,
Известно так в народе,
Растут деревья не с цветами,
С полезными, друзья, плодами.
Плоды те так мы называем?
Все дружно хором отвечаем.
( Фрукты)
***
Листья яркие летят.
Мы идем в фруктовый сад.
Что за сказка здесь живет!
Так и просится все в рот!
***
Вот и яблоки краснеют,
Груши начали желтеть.
Зреют фрукты на деревьях,
Любо – дорого глядеть.
Соберем мы их в корзины,
Маме в кухню отнесем.
Пусть варенье сварит с ними,
В банки мы его нальем.
Яблоко.
Яблоко, спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое,
С кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я. Аким
Яблочко
Что за яблочко! Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видны семечки насквозь.
А. Пушкин
Знакомство с овощами
***
Весной мы грядки засеваем.
А летом полем, поливаем.
Осенью все урожай собираем,
А зимой все овощи съедаем.
***
Вот и осень наступила.
В огороде благодать.
За овощами мы приходим.
Чтоб урожай успеть собрать.
***
Мы пришли на огород.
Что же там у нас растет?
Есть капуста и лучок,
Свекла есть и чесночок.
Мы корзиночки возьмем,
Урожай наш соберем!
Морковка
Есть у нас огород
Там морковка растет.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины
Вот такой ужины.
Ты. Морковка, поспеши.
С нами вместе попляши.
Морковка
Вся оранжевого цвета.
Вырастает теплым летом.
Ароматна и крепка,
В земле прячется она.
Лишь за хвостик дернешь ловко.
Тут же выскочит морковка.
Капуста
Сто юбок зеленых она надевает,
На солнышке летнем она созревает.
Становится к осени белой и вкусной,
Хрустящей и очень полезной….
Тыква
Тыква выросла большая
Да тяжелая такая!
Разлеглась и не встает,
Словно толстый бегемот.
Картошка
Клубни прячутся в земле.
Летом греются в тепле.
Созревая понемножку,
Будет к осени картошка.
Загадка
Целый он –головка
Часть отломишь –зубчик
Чуть откусишь – горько.
Кто этот голубчик?
( Чеснок)
Знакомство с транспортом
Колесо
Сбил, сколотил – вот колесо,
Сел да поехал – ах, хорошо1
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат!
Я – машина
Отойдите! Я – машина!
И внутри меня пружина!
И с утра всегда она
На весь день заведена.
Я несусь по коридору.
Задеваю тетю Дору,
Я столкнулся с тетей Варей!
Невозможно без аварий!
Нет, я не шучу
Вы думаете,
Это – просто палка?
Нет, я не шучу.
Со мной садитесь,
Покрепче держитесь,
По двору, по саду
Я вас прокачу.
В. Данько
Самолет
Над дремучими лесами,
Над просторными полями,
Над лужайкой, над рекой
Самолет летит большой:
« У –у –у….»
Паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох, чох, чу – чууу!
Я далеко укачу –ууу!
Т. Волгина
Мчится поезд
Чух – чух,
Чух – чух,
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз пыхтит.
-Тороплюсь! – гудит,-
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
Э. Мошковская
Паровоз
Туки- туки –паровоз
Деток маленьких повез.
« Ту-у!» -гудок его гудит,
Всем с пути уйти велит.
« Туки –туки, ту-ту-ту!
Ребятишек я везу!»
Поезд
Загудел гудок тревожный:
« Будьте, дети, осторожны.
Я бегу – лечу, что ветер,
Не ходите рядом, дети!
Ту-у! Ту-у! Ту-у!...»
***
«Чу-чу-чу, у –у -у»-
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
***
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Нам ворота открывай.
Едет с поля урожай.
Трудолюбивый грузовик
Забибикал грузовик: « Би-и!
Я лениться не привык. Би –и!
Все моторчиком рычу. Р –р-р!
Да колесами кручу. Др-р-р!»
Грузовик
Вот трудяга-грузовик.
Он к тяжелому привык.
Перевезет, что нужно,
Быстренько и дружно.
Самосвал
Из кузова песку – обвал!
То машина – самосвал.
Привезли песок рабочим,
Чтобы строить дом помочь им.
Кран
А на стройке утром рано
Есть работа и для крана,
Грузы вверх он подает.
Никогда не устает.
Подъемный кран
На строительной площадке.
Словно добрый великан,
Раздавал свои подарки
Чудо –робот. Чудо –кран.
Он носил в больших ладонях,
Поднимая высоко.
Окна, стены и балконы.
Вот так сила! О –го-го!
Пожарные машины
Мчат пожарные машины.
В них отважные мужчины
Едут быстро на пожар
Побеждать огонь и жар.
Милицейская машина
Милицейская машина
Нам мелькает глазом синим.
А её сирены звук
Слышен далеко вокруг.
Скорая
Если кто-то заболел,
Надо, чтобы врач успел.
« Скорая» его домчит,
Врач поможет, исцелит.
Такси
Легковушка. Всем известно,
Увезет в любое место.
Если человек спешит,
Вмиг такси его домчит.
Уборочная машина
Есть машина –всякий знает-
Щетками ершистыми
Тротуары подметает,
Что бы были чистыми.
Хлебный фургон
Это машина-хлебный фургон,
Хлеб в магазины разводит он.
Ты поутру нынче встал.
А фургон совсем не спал.
Знакомство с трудом
***
Я умница –разумница
Про то знает вся улица.
Петух да кошка,
Пес Ерошка
Да я немножко.
***
Деловой мастеровой,
Стульчик делал он со мной:
Ни минутки не молчал,
Все стучал, стучал, стучал!.
( Молоток)
Портниха
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, -
Будет и тебе одежка.
Б. Заходер
Строители
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего –нибудь да стоит!
И неважно. Что пока
Этот домик из песка!
Б. Заходер
Шофер
Качу, Лечу
Во весь опор.
Я сам – шофер,
И сам – мотор.
Нажимаю
На педаль –
И машина
Мчится вдаль!
Б. Заходер
Сапожник
- Был сапожник?
- Был!
-Шил сапожки?
- Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!
Сапожник
Мастер, мастер,
Помоги –
Прохудились
Сапоги!
Забивай покрепче
Гвозди –
Мы пойдем сегодня
В гости!
Б. Заходер
***
Недаром сапожник
Стучит молотком –
Не всякий ведь может
Ходить босиком.
От острого камня,
Воды и песка
Не сыщешь защиты
Прочней башмака.
Знакомство с правилами безопасности
Осторожным надо быть
Ольга Корнева.
Не прыгай с высоты
Скачет белочка по веткам,
Говорит прыгунья деткам:
- Осторожно! Не спешите!
С высоты не упадите!
Не съезжай с перил
Раз, два, три, четыре, пять!
Отправляемся гулять!
Мы с перил не упадем –
По ступенькам вниз пойдем!
Чтоб здоровыми расти
Чипсы мы жевать не станем,
Лучше яблочки достанем –
Как полезно кушать их –
Витаминов много в них!
Не собирайте грибы и ягоды без взрослых
Мы грибы еще не знаем,
Сами их не собираем.
Ну а ягоды в корзинке
Купим в нашем магазине.
Будь внимательным
Каждый день мы много ходим,
Камни. Ямочки обходим.
Люк открытый – берегись! –
На него не становись!
Безопасная дорога
Ольга Корнева.
Не бегай по рельсам
К рельсам ты не подходи –
Руки – ноги береги!
Там трамвайчик – не зевай!
Перед ним не пробегай!
Не играй на проезжей части дороги
Под машину мяч летит,
А за ним малыш бежит!
Осторожно! Берегись!
Лучше ты остановись!
На дороге не играют –
Все на свете это знают,
Ведь специально для игры
Есть площадки и дворы!
Знай знаки дорожного движения
Для дорожного движения
Всюду есть изображения –
Знаки разноцветные –
Яркие, приметные!
Их мы понимаем,
Уважаем, соблюдаем.
Учим знаки не напрасно:
С ними очень безопасно!
Знай правила светофора
Днем и ночью тут и там
Светофор поможет нам –
Огоньки его горят,
Пешеходам говорят:
- Красный свет – остановись!
Желтый вспыхнет – оглянись!
Засверкал зеленый свет –
Проходи – препятствий нет!
Список используемой литературы
- М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»
Москва «Мозаика – Синтез», 2005г.
- О.А. Соломенникова. « Занятие по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе д/с»
Москва «Мозаика – Синтез», 2007г.
- С.Н. Теплюк. « Занятие на прогулке с малышами». Для работы с детьми 2-4 лет. Москва «Мозаика – Синтез», 2008г.
- С.Н. Николаева. « Юный эколог». Система работы в младшей группе д/сада». Москва «Мозаика – Синтез», 2010г.
- Т.Н. Ильюшина. « Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста». Комплексные занятия. Волгоград «Учитель», 2011г.
- О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в д/с» Первая младшая группа. ФГОС. Москва «Мозаика – Синтез», 2014г.
- Л.В. Пилипенко. « Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ» Стихи. Москва «Скрипторий», 2007г.
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких». Издательство «Просвещение», 1987г.
- « Веселая книга для малышей». Под редакцией Т.Деревянко.
Тверь « АСТ- ПРЕСС», 2006г.
- « Лучшая книга малышам». Для чтения родителям дома. Под редакцией Т. Рашина. Ростов –на- Дону « Проф-Пресс», 2012 г.
- « Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома
Москва «Мозаика – Синтез», 2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром
В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....
Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!"
Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!" Разработала: воспитатель МДОУ "ЦРР - д/с № 134 "Нотка" г. Магнитогорска М...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Обобщение опыта работы" Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста с окружающим миром"
Обобщение опыта работы...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...