Знакомство с насекомыми "Жизнь и развитие муравьёв в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с муравьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_muravyami.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с насекомыми.
Жизнь и развитие муравьёв в природе.
Задачи:
- Формировать представления детей о жизни и развитии муравьёв в природе.
- Дать знания о пользе муравьёв.
- Закреплять знания детей о строении насекомых, используя модели характерных признаков насекомых.
- Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих стадии развития муравьёв. Активизировать речь за счёт слов: муравейник, муравьиная кислота.
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать желание наблюдать за жизнью муравьёв в естественных условиях, оберегать их, воспитывать сочувствие, желание помочь.
Материал:
Игрушка кот Василий, модели характерных признаков насекомых и птиц, изображения: рабочего муравья, самки, самца, муравейника.
Ход занятия:
Идёт кот Василий и плачет: - Здравствуйте, ой как у меня лапка болит! (Здравствуй, Василий)
Воспитатель: - Здравствуй, Василий, что с тобой случилось?
Василий: - Шёл я по лесу, смотрю, лежит куча из веток, хвои, кусочков мха. Я и захотел посмотреть, что это. Взял палку и сунул её в кучу. А оттуда побежали такие маленькие, рыженькие и как укусят меня за лапу.
Воспитатель:- Ребята, вы догадались, куда сунул палку Василий и кто укусил его за лапу? (Сунул палку в муравейник, укусили - муравьи. Василий разрушил их дом) Ребята, а кто из вас знает что-нибудь о муравьях и может нам рассказать? (Ответы детей)
Василий: - А я о них теперь знаю, что они маленькие, рыжие, их много и они кусачие.
Воспитатель: - Ребята, хотите, я расскажу вам о муравьях? (Хотим) Муравьи могут жить везде: и в лесу, и в поле, и в горах, и в пещерах. Только в воде и на самых вершинах гор, где лежит снег, их нет. В лесах живут рыжие муравьи. Живут муравьи большими семьями. Как называется их домик? (Муравейник) (Воспитатель показывает изображение муравейника.) Кто знает, из чего муравьи делают муравейник? (Из веток, иголок, мха) Муравейник может быть до метра в высоту, но и под землёй есть множество ходов, и там живут муравьи. По муравейнику и около него бегают тысячи муравьёв. Одни тащат комочки почвы, чешуйки почек, веточки. Другие – жука, муху, гусеницу. Муравьи, которые строят, чистят муравейник, ухаживают за куколками и личинками, добывают и запасают пищу, защищают муравейник – это рабочие муравьи. (Показать изображение рабочего муравья)
Василий: - Однажды я видел муравьёв с крылышками. Кто они?
Воспитатель: - Ребята, кто знает, как называются муравьи с крылышками? (Ответы детей)
Когда наступает лето, на муравейнике можно увидеть много крылатых муравьёв. Это вышли из куколок, молодые самки и самцы. (Показать изображение самки и самца муравья) Вскоре они покинут муравейник. Самцы после брачного полёта умрут, а рабочие муравьи построят новый муравейник, отгрызут крылья самкам. Самки отложат яички, и появится новая муравьиная семья. В муравейнике у рыжих муравьёв бывает несколько самок.
Василий: - Интересно, и птички яички откладывают и муравьи. Муравьи тоже птички?
Воспитатель: - Ребята, расскажите, кто такие муравьи? (Предложить детям использовать модели характерных признаков насекомых и птиц. Ответы детей: у насекомых 3 части тела: головка, грудка, брюшко; 6 ножек, появляются из яичек. У птиц: голова с клювом, 2 ноги,2 крыла, покрыты перьями, появляются из яиц. Муравьи - это насекомые.)
Василий: - Интересно, а муравьи умеют разговаривать?
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята? (Ответы детей) На голове у муравьёв есть два усика, с помощью которых они общаются друг с другом и даже различают запахи. Ведь носов у муравьёв нет. Ребята, кто-нибудь видел муравьёв, когда становится холодно, и идёт снег? (Нет) Куда же, они спрятались? (Ответы детей) Поздней осенью муравьи забираются глубоко в муравейник и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда сойдёт снег, солнце снова прогреет землю - муравейник оживёт.
Василий: - А зачем нужны муравьи? Они бегают, веточки, мох таскают и всё?
Воспитатель: - Кто знает, зачем нужны муравьи? (Ответы детей) Муравьёв называют « санитарами леса» - они защищают деревья, кусты от вредителей: жуков, гусениц.
Василий: - А я знаю, что муравьи кусаются.
Воспитатель: - Ребята, это правда, они кусаются? (Ответы детей) Нет, в целях защиты, они выделяют жидкость – муравьиную кислоту. Это она и жжётся. А Василию показалось, что его укусили. Так муравьи себя защищают.
Василий: - Такие маленькие, а умеют за себя постоять. Я больше не буду их обижать, и им не надо будет от меня защищаться. А теперь давайте поиграем?
Воспитатель: - Ребята, хотите поиграть? (Да) Предлагаю вам игру, которая называется «Продолжи слово». Я буду произносить фразы, но не договаривать слоги в последних словах. А вы продолжите это слово. Например:
- Ра-ра-ра - начинается иг…(ра).
Василий: - И я буду вам помогать, мне эта игра нравится.
Воспитатель: - Я начинаю, будьте внимательны:
- За-за-за – надвигается гро…(за)
-Зу-зу-зу – вижу в небе стреко…(зу)
Ры-ры-ры – жужжат над ухом кома…(ры)
Арь-арь-арь – на стене висит фон…(арь)
Ёк-ёк-ёк- - летит на свет моты…(лёк)
Ук-ук-ук – ползёт в земле рогатый ж…(ук)
Ла-ла-ла – не ужаль меня пче…(ла)
Лю-лю-лю – насекомых я люб…(лю)
Ать-ать-ать – не буду их я обиж…(ать)
А теперь попробуйте сами придумать такие загадки. (Ответы детей)
Василий: - Я придумал, послушайте, какую:
-Ель-ель-ель – вот летит мохнатый шм…(ель). Как с вами интересно. Очень не хочется от вас уходить. Но мне пора. До свидания.
Воспитатель: - До свидания, Василий. Приходи к нам ещё. (До свидания) Ребята, о каких насекомых мы с вами говорили, что нового вы о них узнали? (О муравьях. Они живут в муравейнике большими семьями. Бывают самки, самцы и рабочие муравьи. Муравьи защищают растения от вредителей…) Молодцы. Вы внимательно меня слушали. А в следующий раз я расскажу вам о другом насекомом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Знакомство младших дошкольников с нарушенным слухом с природой».
Данная консультация поможет родителям и воспитателям младших дошкольников с нарушенным слухом правильно знакомить детей с природой....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие: ознакомление с природой», «Развитие речи», «Художественное творчество: рисование» по теме: «Морское путешествие» в старшей группе
Программные задачи:Образовательные задачи:1. Учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению;2. Закрепить цифры от одног...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»
Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы
Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...
Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с природой «Знакомство с водой»
Конспект занятия по познавательному развитию. Подходит для формата открытого занятия....
Образовательная область "Познавательное развитие".Образовательная деятельность "Природа". Знакомство с кошкой и котятами.
Закреплять знания детей о домашних животных (Кошка и котята). Расширять представления детей о внешнем виде, частей тела, повадках домашнего животного....