Рабочая программа по духовно-нравственному воспитатнию детей в ДОУ.
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Меняются времена, эпохи, люди.
Но вечным остается стремление человека к добру,
Любви, свету, красоте, истине.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_programmy.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание
Рабочая программа для дошкольников.
Меняются времена, эпохи, люди.
Но вечным остается стремление человека к добру,
Любви, свету, красоте, истине.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в безстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).
Анализ социально-экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека, потеря им социального идеала. Поэтому стратегическая задача общества: «…воспитание в русском народе национального духовного характера». Понимание данной проблемы нашло своё отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других нормативно-правовых документах Российской Федерации.
Названные документы создают правовую основу для демократических преобразований, подчёркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта.
Образование, рассматриваемое государством и обществом как основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, нравственного, физического и психического здоровья нации, неотъемлемо от воспитания духовного самосознания.
В современной педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Социально – личностный подход в воспитании детей это приоритетное направление деятельности нашего ДОУ , направленное на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности. На протяжении нескольких лет мы работают над вопросом приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, понимая педагогический аспект культуры не только как возрождение и воссоздание традиций, но и как приобщение к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Задачей воспитания является создание условий для личностного саморазвития и духовно-нравственного роста.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.
Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключик к сердцу человека…» Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Мы с большой любовью относимся к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно – нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.
Задачи:
- Создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
- восстановить связь времён и поколей;
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, обычаям, традициям;
- воспитание детей в духе национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование чувства патриотизма и любви к Родине;
- воспитывать активное познавательное, духовно - нравственное, эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.
В основу программы положены принципы российского образования:
- Профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно – ориентированном взаимодействии его с ребёнком.
- Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребёнку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры.
- Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – Игру.
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
Принципы отбора содержания образования.
- Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
- Учет требований типовых программ.
- Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы организации занятий.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Главным условием реализации данной программы является: естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс.
Основные характеристики деятельности:
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.
3. Программа рассчитана на три возрастные группы:
с 4 до 5 – средняя,
с 5 до 6 – старшая,
с 6 до 7 лет – подготовительная.
Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
В программе прослеживается несколько направлений работы.
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Предполагаемые результаты:
- Создание системы духовно – нравственного воспитания на основе единства деятельности ДОУ и семьи.
- Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.
- Формирование духовного и культурного сознания у воспитанников.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Контроль за реализацией программы будет осуществляться в форме:
- наблюдений за детьми;
- бесед на заданные темы;
- выполнение определённых тестовых заданий (Е.В.Колесникова «Тесты для детей 5-ти лет», «Тесты для детей 6-ти лет»)
- участие в конкурсах, выставках;
- выступление на концертах, соревнованиях;
- открытые занятиея и др.
Дошкольник в сфере духовно-нравственного воспитания характеризуется:
устойчивым интересом к знаниям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежды, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи)
осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа.
овладением речью, т.е употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями. Использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, изобразительной, игровой, музыкальной, конструктивной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроем.
Схема учебно-тематического плана работы.
Край в котором мы живём
Дерево добра
Мир вокруг нас
Православная Россия
О чём поёт колокол?
Духовно-нравственное воспитание
Православная культура
История в архитектурных памятниках
О чём рассказывает крепость.
Хозяева и хозяюшки
Количество занятий в месяц
№ п/п | Цикл заняий | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 | Мир вокруг нас | 1 | 1 | 1 |
2 | Дерево добра | 2 | 1 | 1 |
3 | Край, в котором ты живешь | 1 | 1 | |
4 | История в архитектурных памятниках | 1 | 1 | |
5 | О чем рассказывает крепость? | 1 | ||
6 | О чем поет колокол? | 1 | ||
7 | Православная Россия в лицах | 1 | 1 | |
8 | Православная культура | 1 | 1 | |
9 | Хозяева и хозяюшки | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 5 | 6 | 10 |
«Мир вокруг нас»
Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.
«Дерево добра»
Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.
«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах»
Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Тамбовского края, русского государства.
«Край, в котором ты живешь»
«История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы (города, в котором мы живем), «О чем поет колокол?»
«Православная Россия в лицах»
«Православная культура»
Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.
Тематика занятий:
«Хозяева и хозяюшки»
На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
Формы работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.
Методическое обеспечение:
Наглядно-дидактические пособия серии:
«Мир в картинках»- М.: Мозаика – Синтез, 2005
«Рассказы по картинам» - М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Рабочие тетради «Искусство-детям». – М.: Мозаика – Синтез, 2005
Художественная литература для детей:
Сборник песенок, потешек, загадок. -М.: Мозаика-синтез 2006
Хрестоматии сказок, рассказов, былин.- М.: Мозаика-синтез 2006
Материально-техническое оснащение:
DVD, с дисками.
Мультимидийный проектор.
Музыкальный центр.
П/К.
Литература:
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающия и социальной действительностью - М. 1998
- Богатеева З.А. Мотивы народных арнаментов в детских аппликациях. - М.:1985
- Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. М.: Мозаика-синтез 2006
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003
- Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2004
- Дёмин Н.В. Тайна русского платка - М.: ТЦ Сфера, 2001
- Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Науменко Г.Н. Этнография детства – М. 1998
- НовицкаяМ.Ю. Наследие. Париотическое воспитание в детском саду РОССИИ - М.: АРКТИ, 2004
- Осетров Е. Святая Русь. – М., 1996
- Панкеев И. Русские праздники. – М., 1998
- Русская традиционная культура. Золотая веточка. Альманах . Выпуск № 1,2,5. – М.1998
- Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов. Выпуск № 1,2. – М.,1997
- Смолицкий В.Г. Русь избяная – М., 1993
- Стихи духовные для детей и взрослых. – М,. 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Край мой северный»
Предлагаемая программа «Край мой северный» направлена на воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В ходе различных видов детской деятельности ...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. мини-музей "Юрта"
Юрта является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества...
Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию старшего возраста детей компенсирующей группы (6 -7 ЛЕТ) на 2019 -2020 г. «Книга жизни»
Систематическое духовно-нравственное воспитание дошкольника с ОВЗ обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности....
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...