Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. мини-музей "Юрта"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Суван Алла Май-ооловна

Юрта является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_mini-muzeyu.docx276.8 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\img044.jpg

                                                      Пояснительная записка

           Данная рабочая программа составлена на основе программ «Улусчу ужурлар» А.К.Ооржака, С.Б.Оюна «Тыва ужур-чанчылдар», по технологиям М.Б. Кенин-Лопсана «Чаагай чанчылдар» и «Традиционная культура тувинцев», Н.И.Деменкова «Окружающий мир», Иргит Самбуу «Тыва оюннар».

          Рабочая программа мини-музея «Юрта» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством тувинского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

         Народные традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений. Программа предусматривает ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, играми, фольклором тувинского народа.

        Идеи народной педагогики, ее богатый жизненный опыт и методы передаются в семейное воспитание и распространяются.
      Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Основания разработки рабочей программы

       Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013года №26.

Педагогические принципы реализации программы

При реализации программы учитываются следующие принципы:

  • доступности: излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребенка;
  • наглядности: развитие у детей познавательного интереса;
  • творческого подхода: это возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности;

Направления:

  1. Знакомство с жизнью и бытом тувинского народа
  2. Знакомство с традициями и обрядами тувинского народа
  3. Знакомство с национальной одеждой
  4. Знакомство с тувинскими музыкальными инструментами
  5. Знакомство с национальными украшениями
  6. Знакомство с предметами обихода тувинского народа, посудой
  7. Знакомство с тувинскими национальными играми
  8. Знакомство с тувинскими национальными орнаментами
  9. Знакомство с тувинским национальным фольклором

Формы работы с детьми

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
  • Экскурсия в мини-музей « Юрта»
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, национальные праздники, использование национальных подвижных игр.
  • Заучивание пословиц, скороговорок, считалок, небылиц, стихов, песен на тувинском языке.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

       Программа рассчитана на детей 4-6 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 4-5 человек. Проводится занятие 4  раза в месяц , во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре тувинского народа;
  • Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • Результаты продуктивной деятельности детей.


Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития творческих способностей детей. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  • Консультации
  • Беседы;
  • Совместные праздники
  • Экскурсии
  • Анкетирование

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, участие детей в развлечениях и досугах, посвященных национальным праздникам.

Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам тувинской народной культуры

Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.

  • Знает название и назначение предметов тувинского народного быта.
  • Знает тувинские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
  • Знает тувинские народные песни, стихи, пословицы- поговорки изучаемые в рамках программы.
  • Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Методы диагностики:

  • собеседование с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.


Тематическое планирование на 2017-2018учебный год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (4-5 лет, первый год обучения).

Месяц

Мероприятия

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

Сентябрь

1.Занятие «Тыва чуртум-чоргааралым». Беседа о столице нашей республики - Кызыле (рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, альбомов).

2.Экскурсия в школьный музей МОУ СОШ с.Хайыраканский.

3.Тувинская народная игра «Хулур-хулур»

Расширение представлений детей о родном крае, о столице нашей Республики – г.Кызыле. Продолжение знакомства с достопримечательнос-тями Республики, в котором живут.

Воспитание любви к своей «малой Родине» и гордости за достижения своей страны

Просмотр видеофильма «Путешествие в Туву»

Октябрь

1.Экскурсия по улицам и достопримечательным местам села.

2.Встреча с библиотекарем детской библиотеки Дагбалдай А.К.

3. Тувинские национальные игры на пальцах

Продолжение знакомства детей с родным поселком: его названием, объектами (улицы, больница, дом культуры, почта, библиотеки и т.д.)

Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа.

Выставка рисунков «Село Хайыракан – сегодня и в будущем глазами детей»

Ноябрь

1.Занятие «Кижи чурттуг, куш уялыг». Беседа «Край, в котором ты живешь» (о природе, климате, животном и растительном мире Тувы).

2. .Рисование «Мое село, мой дом, моя семья».

3.Тувинская национальная подвижная игра «Аскак-кадай»

 Продолжение знакомства детей с родным поселком: его названием, объектами, природой, животным и растительным миром.

Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа.

Декабрь

1.Знакомство с тувинскими национальными костюмами, головными уборами.

2.Занятие «Ыдыктыг саннар».

3.Слушание тувинских песен, частушек.

Расширение представлений о тувинских национальных костюмах и головных уборах. Развивать познавательный интерес к национальным головным уборам и костюмам.

Расширение представлений об священных цифрах (3,5,7,9).

Воспитание интереса к слушанию тувинских песен и частушек.

Январь

1.Экскурсия в мини-музей «Юрта» (знакомство с правилами поведения в юрте, с устройством (элементами), с предметами обихода).

2.Занятие «Ог – ортемчейнин озээ».

3.Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки».

Знакомство с жилищем тувинского народа – с юртой, с его элементами и правилами поведения в юрте.

Расширение знаний о строении юрты.

Воспитание интереса к традициям и обычаям, национальным играм.

Рисование «Украсим юрту»

Февраль

1.Знакомство с предметами обихода. Колыбель.

2. Знакомство с тувинской национальной кухней (с тувинским чаем)

3. Выставка детского творчества

Познакомить с тувинским обрядом « укладывание младенца в колыбель», с колыбельной песней.

Познакомить с особенностями гостеприимства

Национальный праздник «Алдын Шагаа»

Март.

1. Тувинские национальные инструменты

2. Встреча с преподавателями и учениками ДШИ и МОУ СОШ с.Хайыраканский

3. Тувинская народная игра «Кажык»

Познакомить с различными видами казахских инструментов (хомус, игил,бызаанчы и т.д.)

Знакомство с произведениями, исполненными на домбре

Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа.

Развлечение с родителями и детьми «Хоглуг ог»

Апрель

1.Занятие «Чеди чузун малымайны».

2.Знакомство с ширтеком.

3. Аппликация «Украсим ширтек»

Знакомство с семью видами домашних животных и их пользой приготовления одежды.

Расширение знаний детей о приготовлении ширтека, о его назначении.

Познакомить детей с тувинскими национальными орнаментами

Просмотр тувинских мультфильмов  о животных

Май

1.День открытых дверей «Встречаем гостей».

2. Занятие «Тыва чуртувус, аас-чогаал эртиневис»

Расширить  знания детей из других групп о жилище тувинского народа – с юртой, с его элементами и предметами обихода, правилами поведения в юрте.

Закрепление знаний детей пройденных тем.

Викторина «Хуулгаазын аптара».

Тематическое планирование на 2018-2019 учебный год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет, второй год обучения).

Месяц

Мероприятия

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

Сентябрь

1.Занятие «Кызыл – столица нашей малой Родины». Беседа о столице нашей республики - Кызыле (рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, альбомов).

2.Экскурсия в школьный музей МОУ СОШ с.Хайыраканский.

3.Тувинская народная игра «Хулур-хулур»

Расширение представлений детей о столице нашей Республики – г.Кызыле. Продолжение знакомства с достопримечательностями Республики, в котором живут.

Воспитание любви к своей «малой Родине» и гордости за достижения своей страны

Просмотр видеофильма «Путешествие в Туву»

Октябрь

1.Экскурсия по улицам и достопримечательным местам села.

2.Встреча с библиотекарем детской библиотеки Дагбалдай А.К.

3. Тувинские национальные игры на пальцах

Продолжение знакомства детей с родным поселком: его названием, объектами (улицы, больница, дом культуры, почта, библиотеки и т.д.)

Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа.

Выставка рисунков «Село Хайыракан – сегодня и в будущем глазами детей»

Ноябрь

1.Занятие «Кижи чурттуг, куш уялыг». Беседа «Край, в котором ты живешь» (о природе, климате, животном и растительном мире Тувы).

2. .Рисование «Мое село, мой дом, моя семья».

3.Тувинская национальная подвижная игра «Аскак-кадай»

 Продолжение знакомства детей с родным поселком: его названием, объектами, природой, животным и растительным миром.

Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа.

Декабрь

1.Знакомство с тувинскими национальными костюмами, головными уборами.

2.Занятие «Ыдыктыг саннар».

3.Слушание тувинских песен, частушек.

Расширение представлений о тувинских национальных костюмах и головных уборах. Развивать познавательный интерес к национальным головным уборам и костюмам.

Расширение представлений об священных цифрах (3,5,7,9).

Воспитание интереса к слушанию тувинских песен и частушек.

Январь

1.Экскурсия в мини-музей «Юрта» (знакомство с правилами поведения в юрте, с устройством (элементами), с предметами обихода).

2.Занятие «Ог – ортемчейнин озээ».

3.Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки».

Знакомство с жилищем тувинского народа – с юртой, с его элементами и правилами поведения в юрте.

Расширение знаний о строении юрты.

Воспитание интереса к традициям и обычаям, национальным играм.

Рисование «Украсим юрту»

Февраль

1.Знакомство с предметами обихода. Колыбель.

2. Знакомство с тувинской национальной кухней (с тувинским чаем)

3. Выставка детского творчества

Познакомить с тувинским обрядом «укладывание младенца в колыбель», с колыбельной песней.

Познакомить с особенностями гостеприимства

Национальный праздник «Алдын Шагаа»

Март.

1. Тувинские национальные инструменты

2. Встреча с преподавателями и учениками ДШИ и МОУ СОШ с.Хайыраканский

3. Тувинская народная игра «Кажык»

Познакомить с различными видами казахских инструментов (хомус, игил,бызаанчы и т.д.)

Знакомство с произведениями, исполненными на домбре

Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа.

Развлечение с родителями и детьми «Хоглуг ог»

Апрель

1.Занятие «Чеди чузун малымайны».

2.Знакомство с ширтеком.

3. Аппликация «Украсим ширтек»

Знакомство с семью видами домашних животных и их пользой приготовления одежды.

Расширение знаний детей о приготовлении ширтека, о его назначении.

Познакомить детей с тувинскими национальными орнаментами

Просмотр тувинских мультфильмов  о животных

Май

1.День открытых дверей «Встречаем гостей».

2. Занятие «Тыва чуртувус, аас-чогаал эртиневис»

Расширить знания детей из других групп о жилище тувинского народа – с юртой, с его элементами и предметами обихода, правилами поведения в юрте.

Закрепление знаний детей пройденных тем.

Викторина «Хуулгаазын аптара».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...