Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. мини-музей "Юрта"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Юрта является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_mini-muzeyu.docx | 276.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программ «Улусчу ужурлар» А.К.Ооржака, С.Б.Оюна «Тыва ужур-чанчылдар», по технологиям М.Б. Кенин-Лопсана «Чаагай чанчылдар» и «Традиционная культура тувинцев», Н.И.Деменкова «Окружающий мир», Иргит Самбуу «Тыва оюннар».
Рабочая программа мини-музея «Юрта» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством тувинского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Народные традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений. Программа предусматривает ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, играми, фольклором тувинского народа.
Идеи народной педагогики, ее богатый жизненный опыт и методы передаются в семейное воспитание и распространяются.
Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Основания разработки рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013года №26.
Педагогические принципы реализации программы
При реализации программы учитываются следующие принципы:
- доступности: излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребенка;
- наглядности: развитие у детей познавательного интереса;
- творческого подхода: это возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности;
Направления:
- Знакомство с жизнью и бытом тувинского народа
- Знакомство с традициями и обрядами тувинского народа
- Знакомство с национальной одеждой
- Знакомство с тувинскими музыкальными инструментами
- Знакомство с национальными украшениями
- Знакомство с предметами обихода тувинского народа, посудой
- Знакомство с тувинскими национальными играми
- Знакомство с тувинскими национальными орнаментами
- Знакомство с тувинским национальным фольклором
Формы работы с детьми
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
- Экскурсия в мини-музей « Юрта»
- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, национальные праздники, использование национальных подвижных игр.
- Заучивание пословиц, скороговорок, считалок, небылиц, стихов, песен на тувинском языке.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 4-5 человек. Проводится занятие 4 раза в месяц , во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре тувинского народа;
- Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы:
- Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
- Результаты продуктивной деятельности детей.
Индивидуальная работа, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития творческих способностей детей. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
- Консультации
- Беседы;
- Совместные праздники
- Экскурсии
- Анкетирование
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, участие детей в развлечениях и досугах, посвященных национальным праздникам.
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам тувинской народной культуры
Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
- Знает название и назначение предметов тувинского народного быта.
- Знает тувинские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
- Знает тувинские народные песни, стихи, пословицы- поговорки изучаемые в рамках программы.
- Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Методы диагностики:
- собеседование с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
Тематическое планирование на 2017-2018учебный год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (4-5 лет, первый год обучения).
Месяц | Мероприятия | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
Сентябрь | 1.Занятие «Тыва чуртум-чоргааралым». Беседа о столице нашей республики - Кызыле (рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, альбомов). 2.Экскурсия в школьный музей МОУ СОШ с.Хайыраканский. 3.Тувинская народная игра «Хулур-хулур» | Расширение представлений детей о родном крае, о столице нашей Республики – г.Кызыле. Продолжение знакомства с достопримечательнос-тями Республики, в котором живут. Воспитание любви к своей «малой Родине» и гордости за достижения своей страны | Просмотр видеофильма «Путешествие в Туву» |
Октябрь | 1.Экскурсия по улицам и достопримечательным местам села. 2.Встреча с библиотекарем детской библиотеки Дагбалдай А.К. 3. Тувинские национальные игры на пальцах | Продолжение знакомства детей с родным поселком: его названием, объектами (улицы, больница, дом культуры, почта, библиотеки и т.д.) Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа. | Выставка рисунков «Село Хайыракан – сегодня и в будущем глазами детей» |
Ноябрь | 1.Занятие «Кижи чурттуг, куш уялыг». Беседа «Край, в котором ты живешь» (о природе, климате, животном и растительном мире Тувы). 2. .Рисование «Мое село, мой дом, моя семья». 3.Тувинская национальная подвижная игра «Аскак-кадай» | Продолжение знакомства детей с родным поселком: его названием, объектами, природой, животным и растительным миром. Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа. | |
Декабрь | 1.Знакомство с тувинскими национальными костюмами, головными уборами. 2.Занятие «Ыдыктыг саннар». 3.Слушание тувинских песен, частушек. | Расширение представлений о тувинских национальных костюмах и головных уборах. Развивать познавательный интерес к национальным головным уборам и костюмам. Расширение представлений об священных цифрах (3,5,7,9). Воспитание интереса к слушанию тувинских песен и частушек. | |
Январь | 1.Экскурсия в мини-музей «Юрта» (знакомство с правилами поведения в юрте, с устройством (элементами), с предметами обихода). 2.Занятие «Ог – ортемчейнин озээ». 3.Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки». | Знакомство с жилищем тувинского народа – с юртой, с его элементами и правилами поведения в юрте. Расширение знаний о строении юрты. Воспитание интереса к традициям и обычаям, национальным играм. | Рисование «Украсим юрту» |
Февраль | 1.Знакомство с предметами обихода. Колыбель. 2. Знакомство с тувинской национальной кухней (с тувинским чаем) 3. Выставка детского творчества | Познакомить с тувинским обрядом « укладывание младенца в колыбель», с колыбельной песней. Познакомить с особенностями гостеприимства | Национальный праздник «Алдын Шагаа» |
Март. | 1. Тувинские национальные инструменты 2. Встреча с преподавателями и учениками ДШИ и МОУ СОШ с.Хайыраканский 3. Тувинская народная игра «Кажык» | Познакомить с различными видами казахских инструментов (хомус, игил,бызаанчы и т.д.) Знакомство с произведениями, исполненными на домбре Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа. | Развлечение с родителями и детьми «Хоглуг ог» |
Апрель | 1.Занятие «Чеди чузун малымайны». 2.Знакомство с ширтеком. 3. Аппликация «Украсим ширтек» | Знакомство с семью видами домашних животных и их пользой приготовления одежды. Расширение знаний детей о приготовлении ширтека, о его назначении. Познакомить детей с тувинскими национальными орнаментами | Просмотр тувинских мультфильмов о животных |
Май | 1.День открытых дверей «Встречаем гостей». 2. Занятие «Тыва чуртувус, аас-чогаал эртиневис» | Расширить знания детей из других групп о жилище тувинского народа – с юртой, с его элементами и предметами обихода, правилами поведения в юрте. Закрепление знаний детей пройденных тем. | Викторина «Хуулгаазын аптара». |
Тематическое планирование на 2018-2019 учебный год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет, второй год обучения).
Месяц | Мероприятия | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
Сентябрь | 1.Занятие «Кызыл – столица нашей малой Родины». Беседа о столице нашей республики - Кызыле (рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, альбомов). 2.Экскурсия в школьный музей МОУ СОШ с.Хайыраканский. 3.Тувинская народная игра «Хулур-хулур» | Расширение представлений детей о столице нашей Республики – г.Кызыле. Продолжение знакомства с достопримечательностями Республики, в котором живут. Воспитание любви к своей «малой Родине» и гордости за достижения своей страны | Просмотр видеофильма «Путешествие в Туву» |
Октябрь | 1.Экскурсия по улицам и достопримечательным местам села. 2.Встреча с библиотекарем детской библиотеки Дагбалдай А.К. 3. Тувинские национальные игры на пальцах | Продолжение знакомства детей с родным поселком: его названием, объектами (улицы, больница, дом культуры, почта, библиотеки и т.д.) Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа. | Выставка рисунков «Село Хайыракан – сегодня и в будущем глазами детей» |
Ноябрь | 1.Занятие «Кижи чурттуг, куш уялыг». Беседа «Край, в котором ты живешь» (о природе, климате, животном и растительном мире Тувы). 2. .Рисование «Мое село, мой дом, моя семья». 3.Тувинская национальная подвижная игра «Аскак-кадай» | Продолжение знакомства детей с родным поселком: его названием, объектами, природой, животным и растительным миром. Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа. | |
Декабрь | 1.Знакомство с тувинскими национальными костюмами, головными уборами. 2.Занятие «Ыдыктыг саннар». 3.Слушание тувинских песен, частушек. | Расширение представлений о тувинских национальных костюмах и головных уборах. Развивать познавательный интерес к национальным головным уборам и костюмам. Расширение представлений об священных цифрах (3,5,7,9). Воспитание интереса к слушанию тувинских песен и частушек. | |
Январь | 1.Экскурсия в мини-музей «Юрта» (знакомство с правилами поведения в юрте, с устройством (элементами), с предметами обихода). 2.Занятие «Ог – ортемчейнин озээ». 3.Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки». | Знакомство с жилищем тувинского народа – с юртой, с его элементами и правилами поведения в юрте. Расширение знаний о строении юрты. Воспитание интереса к традициям и обычаям, национальным играм. | Рисование «Украсим юрту» |
Февраль | 1.Знакомство с предметами обихода. Колыбель. 2. Знакомство с тувинской национальной кухней (с тувинским чаем) 3. Выставка детского творчества | Познакомить с тувинским обрядом «укладывание младенца в колыбель», с колыбельной песней. Познакомить с особенностями гостеприимства | Национальный праздник «Алдын Шагаа» |
Март. | 1. Тувинские национальные инструменты 2. Встреча с преподавателями и учениками ДШИ и МОУ СОШ с.Хайыраканский 3. Тувинская народная игра «Кажык» | Познакомить с различными видами казахских инструментов (хомус, игил,бызаанчы и т.д.) Знакомство с произведениями, исполненными на домбре Воспитание интереса к национальным играм тувинского народа. | Развлечение с родителями и детьми «Хоглуг ог» |
Апрель | 1.Занятие «Чеди чузун малымайны». 2.Знакомство с ширтеком. 3. Аппликация «Украсим ширтек» | Знакомство с семью видами домашних животных и их пользой приготовления одежды. Расширение знаний детей о приготовлении ширтека, о его назначении. Познакомить детей с тувинскими национальными орнаментами | Просмотр тувинских мультфильмов о животных |
Май | 1.День открытых дверей «Встречаем гостей». 2. Занятие «Тыва чуртувус, аас-чогаал эртиневис» | Расширить знания детей из других групп о жилище тувинского народа – с юртой, с его элементами и предметами обихода, правилами поведения в юрте. Закрепление знаний детей пройденных тем. | Викторина «Хуулгаазын аптара». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...