Кружковая работа "Страницы истории
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание ребенком истории Родины и родного края настолько трудна, что эффективность ее решения можно обеспечить только при системном подходе в рамках реализуемых программ.
У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности, они еще очень фрагментарны, разрозненны. И, понимая это, я попыталась грамотно выстроить систему формирования у старших дошкольников начал (предпосылок) элементарного исторического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kruzhok.doc | 37 КБ |
konspekty.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО руководителя: Гордеева Елена Олеговна, воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Пчелка».
Срок проведения: 1 октября – 31 мая
Возрастная группа: дети 5-7 лет
Количество занятий: 16
Периодичность занятий: 2 раза в месяц
Форма организации: подгупповая
Длительность занятий: 25-30 минут
Место проведения: групповая комната
Методическое обеспечение: Агеева И.Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для
всех праздников. М.: 2002. Алексеев С. Рассказы о Суворове. - М.: «Детская Литература», 1986.
Воскобойников В. «900 дней мужества». - С-П.: «Нева», 1992. История России в памятниках.- М.: «Стрекоза»,2000.
Журнал «Дошкольник. Младший школьник» // Цикл бесед «Задушевные беседы» № 1,2, 3, 4, 5, 2006.
Журнал «Игра и дети» // Пособия к дидактическим играм. № 2, 3,2005, №1,2, 2006.
Журнал «Дошкольное воспитание» // О гражданском воспитании дошкольников. № 5, 2006.
Кассиль Л. «Сестра». - М.: «Детская Литература», 1989.
ермонтов М.Ю. «Бородино». - Киев, «Веселка», 1974.
Михалков С. «Быль для детей». - М.: «Детская Литература», 1981. Набор открыток «Теремные церкви Большого Кремлевского дворца».
Набор открыток «Москва».
Набор открыток «Ленинград».
Портреты. Русские полководцы и флотоводцы.
Полуян Е. Довмонтов меч. - М.: «Аграф», 1996.
Сборник «Рассказы о Древней Руси». - М.: Детская Литература, 1982.
Сборник «Волшебное слово». - М.: Детская Литература, 1989.
Телешов Н. «Зоренька». - М.: «Малыш», 1991.
«Цитадель». - М.: «Научная книга». 1990.
«Энциклопедия для детей». - М.: «Научная книга», 1984.
Я живу в России. Московский Кремль. - Дмитров, «Карапуз»,2002.
Цель кружковой деятельности: воспитание патриотических чувств к своей Родине; развитие у детей ценностного отношения к истории и культуре своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям России; знакомство с историческим и культурным своеобразием «малой Родины»; развитие логического мышления, творчества, речи ребенка.
Задачи кружка:
- воспитание патриотических чувств к своей Родине;
- развитие у детей интереса к изучению истории своей страны;
- утверждение в сознании и чувствах детей социально - значимых ценностей, взглядов и убеждений;
- формирование познавательной сферы.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Октябрь | 1. Возникновение Руси. 2. Крещении Руси. Князь Владимир. |
Ноябрь | 1. Освоение Москвы. 2. Князь Александр Невский. |
Декабрь | 1. Князь Дмитрий Донской. 2. Царь Петр Великий. |
Январь | 1. Александр Суворов. 2. Михаил Кутузов. Отечественная война |
Февраль | 1. Великая Отечественная война. 2. Непокоренный Ленинград. |
Март | 1. Битва за Москву. 2. В тылу. |
Апрель | 1. Великая Победа! 2. Современная Россия. |
Май | 1. Детские годы И.В. Мичурина. 2. Символ Мичуринска - наукограда. |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУСИ».
Программное содержание: воспитывать патриотические чувства к своей Родине. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны. Приобщать детей к истокам народной культуры. Формировать пространственное представление, воображение. Расширять и обогащать словарный запас. Развивать речь ребенка.
Словарная работа: россы, руссы, русские.
Оборудование: «Лента времени», иллюстрации из сборника «Рассказы о Древней Руси» М., Детская литература, 1982 г., дидактическая игра «Помоги русским богатырям сразиться с врагом», творческая тетрадь, цветные карандаши, запись торжественной музыки.
Работа с родителями в библиотеке детского сада: чтение Л.Обухова «Давным-давно» из сборника «Рассказы о Древней Руси».
I. Путешествие по «ленте времени».
- Что такое время? Какое оно? - Мы его не видим, но можем представить.
Детям представлена «лента времени». В ее начале изображение
старинного деревянного дома, а в конце - современный высотный дом.
- Ребята, как вы думаете, что это?
- Почему на концах ленты расположены разные дома?
- Почему раньше дома были низкими деревянными, а сейчас - высокие каменные?
- Сколько времени прошло, чтобы люди научились строить современные дома?
- Хотите узнать, что еще произошло за это время в нашей стране, как эта лента заполнялась?
На «ленту времени» рядом с деревянным домом помещается картинка с изображением видов Древней Руси.
П. Звучит торжественная музыка. Чтение: А.Коваль-Волков «Россия» Ты людям явилась впервые В названии реченьки - Рось, Потом обернуться Россией Росинке лесной довелось. Тебя мы у сердца носили, В боях заслоняли собой. Ты больше, чем мать, - ты Россия, И все мы бессмертны тобой. И нет в мире слова красивей,
Оно, словно солнце во мгле, И именем светлым России Все росы говорят на земле.
- Как вы думаете, о чем и о ком это стихотворение?
- Хотите узнать, с чего все началось?
III. Рассказ воспитателя.
Очень давно людей на Земле было не так много, для своего проживания они выбирали наиболее удобные места, в основном. По берегам рек. Была в то время река Рось. На ее берегах расположили свои селения красивые, светловолосые и голубоглазые люди, которых по названию реки стали называть росами или русыми. О руссах говорили, что они мужественные, храбрые и смелые. Русы отважно защищали своих детей, жен, матерей от врагов, которые постоянно на них нападали. И чтоб не погибнуть, чтобы выжить, русы сплотили вокруг себя других людей, которые дружелюбно относились к руссам.
Вот так было положено начало образованию нашей страны - России, иногда мы ее называем и другим именем - Русь, которое пришло к нам из далеких времен.
IV. Рассматривание иллюстраций. Беседа.
- Что изображено на картинах?
- Почему нас называют русскими?
- Как выглядят русские на картине?
- Как называли наших предков?
V. Дидактическая игра «Помоги русским богатырям сразиться с врагом»
Цель: развивать у детей сообразительность, активность и
самостоятельность мышления; закреплять знания детей о назначении предметов вооружения; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Игровые правила: рассказы детей о назначении предмета. Выигрывает тот, кто больше вспомнит предметов вооружения.
VI. Работа в творческой тетради .
ТЕМА: «КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР».
Программное содержание: приобщать детей к истокам народной культуры. Воспитывать уважение к людям разной веры. Продолжать знакомить с историческим и культурным своеобразием Родины. Формировать пространственное представление, воображение. Расширять и обогащать словарный запас.
Словарная работа: руссы, славяне, идолы, послы, христианство.
Работа с родителями: напомнить о Конвенции о правах ребенка.
Предварительная работа: экскурсия к Боголюбскому собору.
Оборудование: «Лента времени», иллюстрации, сборник «Волшебное слово» М., Детская литература, 1989, дидактическая игра «Помоги богатырю отыскать дорогу в Стольный Киев», детские фотографии «Мое Святое Крещение», творческая тетрадь, цветные карандаши.
Работа с родителями в библиотеке детского сада: чтение рассказов из сборника «Волшебное слово».
I. Фотовыставка «Мое Святое Крещение». - Какое событие изображено на фотографиях? П. Путешествие по «ленте времени» (добавление иллюстрации
«Крещение Руси»). III. Рассказ воспитателя.
Позже руссов стали называть другим словом - славяне. Славяне жили в деревянных городах на берегах рек. У опушек лесов они строили свои небольшие поселки - деревни. Простые люди жили в деревянных домах-избах. Князья и богатые люди строили большие дворцы - терема и хоромы. Славяне занимались рыбной ловлей, охотой и земледелием. Они часто воевали, ходили в походы и осаждали города своих противников. Славяне делали себе богов - идолов из камня, дерева и золота. Они поклонялись этим богам и приносили им подарки. Тысячу лет тому назад в славянской стране Русь, в городе Киев правил князь Владимир. Он был храбрым воином, ходил в далекие походы. Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей. После похода или охоты молодой князь слушал рассказы и песни о дальних краях, о войнах, о битвах, о славных делах своих предков. Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую правильную веру для себя и своего народа. Из дальних стран - с запада, востока и юга приходили в Киев послы. Они хотели, чтобы князь Владимир принял их веру. Князю Владимиру больше всего понравилось христианство, о котором ему говорили греческие монахи. Он крестился и женился на греческой царевне Анне. Жители Киева крестились в Днепре в 988 году. Потом крестилась вся Киевская Русь и другие народы. После крещения Руси идолов сожгли или бросили в реку. В гости к князю Владимиру на торжество приехали соседние князья со своими дружинами. Народ пировал и веселился. Князь Владимир был добрым и справедливым князем, защитником слабых, помощником бедных и строителем многих церквей. Народ любил своего князя и прозвал его «Красное солнышко», а наша святая церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала равноапостольным.
IV. Дидактическая' игра «Помоги богатырю отыскать дорогу в
Стольный Киев» (лабиринт).
Цель: развивать сообразительность, самостоятельность мышления, координацию движений; воспитывать уважение к защитникам Родины.
V. Работа в творческой тетради.
ТЕМА: «ОСВОЕНИЕ МОСКВЫ».
Программное содержание: углублять и уточнять знания об истории своей Родины. Расширять представления об истории создания Москвы. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям. Развивать речь ребенка. Развивать эстетическое восприятие, знакомить с искусством (скульптурой).
Оборудование: «Лента времени», набор открыток «Москва», иллюстрации памятника Юрию Долгорукому в Москве (скульптор С.Орлов, архитектор В.Андреев), творческая тетрадь, цветные карандаши, запись песни О.Газманова «Москва», дидактическая игра «Какое здание могло быть построено в Москве?»
I. Рассматривание открыток с изображением Москвы.
Прослушивание песни О.Газманова «Москва».
- Как вы думаете, какой город изображен на этих открытках?
- Почему вы так решили?
- Чем отличается город Москва от нашего города?
- Чем славен город Москва?
- Кто из вас был в Москве? Чем понравился город?
- Путешествие по «ленте времени» (добавление изображения Древней Москвы).
- Рассказ воспитателя.
Князь Юрий Долгорукий, правивший на Руси, после одной из побед решил отпраздновать военную удачу в небольшом поселке - Москва. Это событие произошло в 1147 году. С тех пор эту дату принято считать годом основания Москвы, а Юрия Долгорукого - основателем Москвы.
На твоих церквях старинных Вырастают дерева, Глаз не схватит улиц длинных Это матушка Москва!
IV. Рассматривание изображения памятника Ю.Долгорукому.
- Где расположен памятник Ю.Долгорукому?
- Почему Ю.Долгорукий на коне?
- Как выглядит Ю.Долгорукий?
- Почему правая рука Ю.Долгорукого вытянута вперед, куда он
показывает?
V. Дидактическая игра «Какое здание могло быть построено в
Москве?»
Цель: учить детей сравнивать предметы, замечать определенные признаки, анализировать постройки; развивать наблюдательность, мышление, речь
VI. Работа в творческой тетради .
ТЕМА: «КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ».
Программное содержание: воспитывать патриотические чувства к своей Родине. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям России. Формировать пространственные представления. Развивать эстетическое восприятие, знакомить с живописью. Развивать речь ребенка.
Оборудование: «Лента времени», иллюстрации, картина Д.А.Корина «Александр Невский», дидактическая игра «Что лишнего нарисовал художник в княжеских покоях», творческая тетрадь, цветные карандаши, иллюстрации орденов Великой Отечественной войны.
Словарная работа: шведы, археологи.
I. Рассматривание орденов Великой Отечественной войны.
- Что это за ордена? *
- За какие заслуги их вручали?
- Когда это было?
- Какие ордена вам знакомы?
- Почему имя Александра Невского сохранили и увековечили в ордене?
П. Путешествие по «ленте времени» (добавление изображения Александра Невского).
III. Рассказ воспитателя .
Одним из замечательных русских князей был Александр по прозвищу Невский. Своим мужеством, отвагой он был славен по всей земле русской.
В 1240 году шведы напали на Русь. На реке Неве шведов встретил со своим войском князь Александр. Он разбил шведов и обратил их в бегство. За эту победу князь Александр получил прозвище Невский.
IV. Беседа по картине Д.Корина «Александр Невский».
- Как выглядит Александр Невский?
- Во что он одет?
- Как он вооружен?
- Что можно сказать о характере Александра Невского по выражению его лица, позы, которую принял русский князь?
V. Дидактическая игра «Что лишнего нарисовал художник?»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, различать предметы старины и современные вещи, активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей.
VI. Работа в творческой тетради .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
"О чём расскажут улицы Коломны" - история России в истории города.
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....
Реферат по истории педагогики: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Реферат по истории педагогики...
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...
Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...
Кружковая работа в средней группе "Непоседы".Кружковая деятельность «Веселые ладошки.» Цель: • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. • Развитие
Кружковая деятельность«Веселые ладошки.» Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого с...