Кружковая работа "Страницы истории
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Гордеева Елена Олеговна

Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание ребенком истории Родины и родного края настолько трудна, что эффективность ее решения можно обеспечить только при системном подходе в рамках реализуемых программ.

У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности, они еще очень фрагментарны, разрозненны. И, понимая это, я попыталась грамотно выстроить систему формирования у старших дошкольников начал (предпосылок) элементарного исторического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kruzhok.doc37 КБ
Microsoft Office document icon konspekty.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО руководителя: Гордеева Елена Олеговна, воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Пчелка».

Срок проведения: 1 октября – 31 мая

Возрастная группа: дети 5-7 лет

Количество занятий: 16

Периодичность занятий: 2 раза в месяц

Форма организации: подгупповая

Длительность занятий: 25-30 минут

Место проведения: групповая комната

Методическое обеспечение: Агеева И.Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для

всех праздников. М.: 2002. Алексеев    С.    Рассказы    о    Суворове.    -    М.:    «Детская Литература», 1986.

Воскобойников В. «900 дней мужества». - С-П.: «Нева», 1992. История России в памятниках.- М.: «Стрекоза»,2000.

Журнал «Дошкольник. Младший школьник» // Цикл бесед «Задушевные беседы» № 1,2, 3, 4, 5, 2006.

Журнал «Игра и дети» // Пособия к дидактическим играм. № 2, 3,2005, №1,2, 2006.

Журнал    «Дошкольное    воспитание»    //    О    гражданском воспитании дошкольников. № 5, 2006.

Кассиль Л. «Сестра». - М.: «Детская Литература», 1989.

ермонтов М.Ю. «Бородино». - Киев, «Веселка», 1974.

Михалков С. «Быль для детей». - М.: «Детская Литература», 1981. Набор открыток «Теремные церкви Большого Кремлевского дворца».

Набор открыток «Москва».

Набор открыток «Ленинград».

Портреты. Русские полководцы и флотоводцы.

Полуян Е. Довмонтов меч. - М.: «Аграф», 1996.

Сборник   «Рассказы   о   Древней   Руси».    -   М.:    Детская Литература, 1982.

Сборник «Волшебное слово». - М.: Детская Литература, 1989.

Телешов Н. «Зоренька». - М.: «Малыш», 1991.

 «Цитадель». - М.: «Научная книга». 1990.

«Энциклопедия для детей». - М.: «Научная книга», 1984.

 Я    живу    в    России.    Московский    Кремль.    -    Дмитров, «Карапуз»,2002.

Цель кружковой деятельности: воспитание патриотических чувств к своей Родине; развитие у детей ценностного отношения к истории и культуре своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям России; знакомство с историческим и культурным своеобразием «малой Родины»; развитие логического мышления, творчества, речи ребенка.

Задачи кружка:

  1. воспитание патриотических чувств к своей Родине;
  2. развитие у детей интереса к изучению истории своей страны;
  3. утверждение в сознании и чувствах детей социально - значимых ценностей, взглядов и убеждений;

- формирование познавательной сферы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»

Октябрь

1.        Возникновение Руси.

2.        Крещении Руси. Князь Владимир.

Ноябрь

1.        Освоение Москвы.

2.        Князь Александр Невский.

Декабрь

1.        Князь Дмитрий Донской.

2.        Царь Петр Великий.

Январь

1.        Александр Суворов.

2.        Михаил Кутузов. Отечественная война
1812 года.

Февраль

1.        Великая Отечественная война.

2.        Непокоренный Ленинград.

Март

1.        Битва за Москву.

2.        В тылу.

Апрель

1.        Великая Победа!

2.        Современная Россия.

Май

1.        Детские годы И.В. Мичурина.

2.        Символ Мичуринска - наукограда.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУСИ».

Программное содержание: воспитывать патриотические чувства к своей Родине. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны. Приобщать детей к истокам народной культуры. Формировать пространственное представление, воображение. Расширять и обогащать словарный запас. Развивать речь ребенка.

Словарная работа: россы, руссы, русские.

Оборудование: «Лента времени», иллюстрации из сборника «Рассказы о Древней Руси» М., Детская литература, 1982 г., дидактическая игра «Помоги русским богатырям сразиться с врагом», творческая тетрадь, цветные карандаши, запись торжественной музыки.

Работа с родителями в библиотеке детского сада: чтение Л.Обухова «Давным-давно» из сборника «Рассказы о Древней Руси».

I.       Путешествие по «ленте времени».

-        Что такое время? Какое оно? - Мы его не видим, но можем представить.
Детям   представлена   «лента   времени».   В   ее   начале   изображение

старинного деревянного дома, а в конце - современный высотный дом.

  1. Ребята, как вы думаете, что это?
  2. Почему на концах ленты расположены разные дома?

  1. Почему раньше дома   были низкими деревянными, а сейчас - высокие каменные?
  2. Сколько времени прошло, чтобы люди научились строить современные дома?
  3. Хотите узнать, что еще произошло за это время в нашей стране, как эта лента заполнялась?

На «ленту времени» рядом с деревянным домом помещается картинка с изображением видов Древней Руси.

П.   Звучит торжественная музыка. Чтение: А.Коваль-Волков «Россия» Ты людям явилась впервые В названии реченьки - Рось, Потом обернуться Россией Росинке лесной довелось. Тебя мы у сердца носили, В боях заслоняли собой. Ты больше, чем мать, - ты Россия, И все мы бессмертны тобой. И нет в мире слова красивей,

Оно, словно солнце во мгле, И именем светлым России Все росы говорят на земле.

  1. Как вы думаете, о чем и о ком это стихотворение?
  2. Хотите узнать, с чего все началось?

III.        Рассказ воспитателя.

Очень давно людей на Земле было не так много, для своего проживания они выбирали наиболее удобные места, в основном. По берегам рек. Была в то время река Рось. На ее берегах расположили свои селения красивые, светловолосые и голубоглазые люди, которых по названию реки стали называть росами или русыми. О руссах говорили, что они мужественные, храбрые и смелые. Русы отважно защищали своих детей, жен, матерей от врагов, которые постоянно на них нападали. И чтоб не погибнуть, чтобы выжить, русы сплотили вокруг себя других людей, которые дружелюбно относились к руссам.

Вот так было положено начало образованию нашей страны - России, иногда мы ее называем и другим именем - Русь, которое пришло к нам из далеких времен.

IV.        Рассматривание иллюстраций. Беседа.

  1. Что изображено на картинах?
  2. Почему нас называют русскими?
  3. Как выглядят русские на картине?
  4. Как называли наших предков?

V.        Дидактическая игра «Помоги русским богатырям сразиться с врагом»
Цель:      развивать      у     детей      сообразительность,      активность     и

самостоятельность   мышления;   закреплять   знания   детей   о   назначении предметов вооружения; воспитывать уважение к защитникам Родины.

Игровые правила: рассказы детей о назначении предмета. Выигрывает тот, кто больше вспомнит предметов вооружения.

VI.        Работа в творческой тетради .

ТЕМА: «КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР».

Программное содержание: приобщать детей к истокам народной культуры. Воспитывать уважение к людям разной веры. Продолжать знакомить с историческим и культурным своеобразием Родины. Формировать пространственное представление, воображение. Расширять и обогащать словарный запас.

Словарная работа: руссы, славяне, идолы, послы, христианство.

Работа с родителями: напомнить о Конвенции о правах ребенка.

Предварительная работа: экскурсия к Боголюбскому собору.

Оборудование: «Лента времени», иллюстрации, сборник «Волшебное слово» М., Детская литература, 1989, дидактическая игра «Помоги богатырю отыскать дорогу в Стольный Киев», детские фотографии «Мое Святое Крещение», творческая тетрадь, цветные карандаши.

Работа с родителями в библиотеке детского сада: чтение рассказов из сборника «Волшебное слово».

I. Фотовыставка «Мое Святое Крещение». - Какое событие изображено на фотографиях? П.      Путешествие    по    «ленте    времени»    (добавление    иллюстрации

«Крещение Руси»). III.     Рассказ воспитателя.

Позже руссов стали называть другим словом - славяне. Славяне жили в деревянных городах на берегах рек. У опушек лесов они строили свои небольшие поселки - деревни. Простые люди жили в деревянных домах-избах. Князья и богатые люди строили большие дворцы - терема и хоромы. Славяне занимались рыбной ловлей, охотой и земледелием. Они часто воевали, ходили в походы и осаждали города своих противников. Славяне делали себе богов - идолов из камня, дерева и золота. Они поклонялись этим богам и приносили им подарки. Тысячу лет тому назад в славянской стране Русь, в городе Киев правил князь Владимир. Он был храбрым воином, ходил в далекие походы. Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей. После похода или охоты молодой князь слушал рассказы и песни о дальних краях, о войнах, о битвах, о славных делах своих предков. Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую правильную веру для себя и своего народа. Из дальних стран - с запада, востока и юга приходили  в Киев послы. Они хотели, чтобы князь Владимир принял их веру. Князю Владимиру больше всего понравилось христианство, о котором ему говорили греческие монахи. Он крестился и женился на греческой царевне Анне. Жители Киева крестились в Днепре в 988 году. Потом крестилась вся Киевская Русь и другие народы. После крещения Руси идолов сожгли или бросили в реку. В гости к князю Владимиру на торжество приехали соседние князья со своими дружинами. Народ пировал и веселился. Князь Владимир был добрым и справедливым князем, защитником слабых, помощником бедных и строителем многих церквей. Народ любил своего князя и прозвал его «Красное солнышко», а наша святая церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала равноапостольным.

IV.        Дидактическая' игра    «Помоги    богатырю    отыскать    дорогу    в
Стольный Киев» (лабиринт).

Цель:   развивать   сообразительность,   самостоятельность   мышления, координацию движений; воспитывать уважение к защитникам Родины.

V.        Работа в творческой тетради.

ТЕМА: «ОСВОЕНИЕ МОСКВЫ».

Программное содержание: углублять и уточнять знания об истории своей Родины. Расширять представления об истории создания Москвы. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям. Развивать речь ребенка. Развивать эстетическое восприятие, знакомить с искусством (скульптурой).

Оборудование: «Лента времени», набор открыток «Москва», иллюстрации памятника Юрию Долгорукому в Москве (скульптор С.Орлов, архитектор В.Андреев), творческая тетрадь, цветные карандаши, запись песни О.Газманова «Москва», дидактическая игра «Какое здание могло быть построено в Москве?»

I.        Рассматривание открыток с изображением Москвы.
Прослушивание песни О.Газманова «Москва».

  1. Как вы думаете, какой город изображен на этих открытках?
  2. Почему вы так решили?
  3. Чем отличается город Москва от нашего города?
  4. Чем славен город Москва?
  5. Кто из вас был в Москве? Чем понравился город?

  1. Путешествие по «ленте времени» (добавление изображения Древней Москвы).
  2. Рассказ воспитателя.

Князь Юрий Долгорукий, правивший на Руси, после одной из побед решил отпраздновать военную удачу в небольшом поселке - Москва. Это событие произошло в 1147 году. С тех пор эту дату принято считать годом основания Москвы, а Юрия Долгорукого - основателем Москвы.

На твоих церквях старинных Вырастают дерева, Глаз не схватит улиц длинных Это матушка Москва!

IV.        Рассматривание изображения памятника Ю.Долгорукому.

-        Где расположен памятник Ю.Долгорукому?

  1. Почему Ю.Долгорукий на коне?
  2. Как выглядит Ю.Долгорукий?

-        Почему   правая   рука   Ю.Долгорукого   вытянута   вперед,   куда   он
показывает?

V.        Дидактическая   игра   «Какое   здание   могло   быть   построено   в
Москве?»

Цель:   учить   детей   сравнивать   предметы,   замечать   определенные признаки,     анализировать    постройки;    развивать    наблюдательность, мышление, речь

VI.     Работа в творческой тетради .

ТЕМА: «КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ».

Программное содержание: воспитывать патриотические чувства к своей Родине. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям России. Формировать пространственные представления. Развивать эстетическое восприятие, знакомить с живописью. Развивать речь ребенка.

Оборудование: «Лента времени», иллюстрации, картина Д.А.Корина «Александр Невский», дидактическая игра «Что лишнего нарисовал художник в княжеских покоях», творческая тетрадь, цветные карандаши, иллюстрации орденов Великой Отечественной войны.

Словарная работа: шведы, археологи.

I.        Рассматривание орденов Великой Отечественной войны.

  1. Что это за ордена?  *
  2. За какие заслуги их вручали?
  3. Когда это было?
  4. Какие ордена вам знакомы?
  5. Почему имя Александра Невского сохранили и увековечили в ордене?

П.      Путешествие    по    «ленте    времени»    (добавление    изображения Александра Невского).

III.        Рассказ воспитателя .

Одним из замечательных русских князей был Александр по прозвищу Невский. Своим мужеством, отвагой он был славен по всей земле русской.

В 1240 году шведы напали на Русь. На реке Неве шведов встретил со своим войском князь Александр. Он разбил шведов и обратил их в бегство. За эту победу князь Александр получил прозвище Невский.

IV.        Беседа по картине Д.Корина «Александр Невский».

  1. Как выглядит Александр Невский?
  2. Во что он одет?
  3. Как он вооружен?
  4. Что можно сказать о характере Александра Невского по выражению его лица, позы, которую принял русский князь?

V.        Дидактическая игра «Что лишнего нарисовал художник?»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, различать предметы старины и современные вещи, активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей.

VI.        Работа в творческой тетради .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

"О чём расскажут улицы Коломны" - история России в истории города.

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Кружковая работа в средней группе "Непоседы".Кружковая деятельность «Веселые ладошки.» Цель: • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. • Развитие

Кружковая деятельность«Веселые ладошки.»   Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого с...