Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в мини-музее.
Епифанова С.Ю., старший воспитатель МБДОУ детского сада «Ивушка», г.Бор.
«О Волга!…Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я!»
Н. Некрасов “На Волге ”.
Вот уже несколько лет в нашем детском саду для решения задач социально-нравственного, общекультурного и общеинтеллектуального воспитания используется музейная педагогика. Коллективом детского сада созданы такие мини-музеи, как «Хрустальный перезвон»- музей колокольчиков, «Куклы из бабушкиного сундука»- о первых куклах, «Русская изба», «Золотое кольцо Нижегородской области». Они выступали источниками обогащения знаний детей о быте русского народа, его традициях, искусстве. Наш детский сад в течение трех лет являлся экспериментальной площадкой по экологическому образованию детей. Поэтому перед коллективом была поставлена задача - создать такой мини-музей, который давал бы детям знания об истории малой Родины, ее природе. Наш поселок Октябрьский расположен на живописном берегу реки Волги. Большинство семей - семьи речников и поэтому жизнь многих детей связана с рекой: рядом с ней они живут, отдыхают, катаются на судах, наблюдают труд родителей.
Так возникла идея создания мини-музея «Главная улица России - река Волга».
В его создании приняли участие педагоги, дети, родители. Сегодня наш мини-музей представляет собой комплекс из различных экспозиций:
1-я экспозиция: макет реки с указанными на ней городами, макет корабля, макет маяка, штурвала, морские узлы, спасательный круг. Она дает детям общее представление о теме.
2-я экспозиция: «Красота природы» - фото выставка о природе реки Волги: животные, рыба, птицы, леса, степи.
3-я экспозиция: «Хозяйственное значение реки»: рыболовный промысел, грузовые и пассажирские перевозки, туризм.
4-я экспозиция: «История пароходства». В ней представлена история судостроения. Детей знакомят с первыми судами, на которых использовался бурлацкий труд; с самоходными судами, связанных с именем Ивана Кулибина и современными судами.
5-я экспозиция: «Мы - семья речников», рассказывает детям о труде членов их семей, профессиях, связанных с речным флотом. В этой экспозиции собраны фотографии, портфолио семейных династий, презентации на темы: «Люблю тебя, мой край родной», «По родным местам», «Путешествие в Санкт- Петербург», «Любимые места отдыха», «Мама, папа, я - туристская семья», «Где бывали, что видали».
Таким образом, экспозиции охватывают различные аспекты, что позволяет сформировать у детей систему знаний о реке Волге, ее красоте, природном богатстве, значении для человека и всей страны; показать взаимосвязь человека и природы, воспитать бережное отношение к природе родного края.
Материалы музея используют в непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка»; в совместной и самостоятельной деятельности.
В группах разработан дидактический материал: альбомы о реке, речных рыбах, профессиях речников, гербарий, картотеки загадок; представлены энциклопедии и художественная литература. Игровой материал представлен макетами, игровыми полями, игрушками для сюжетно-ролевых игр.
В рамках темы «Малая родина» с детьми проводится экскурсии на зимнюю стоянку теплоходов, в ДК - музей, к судоремонтному заводу. В детском саду стало традицией проведение развлечения на День речника. Посиделки «На волжских просторах» устраиваются 20 мая – День Волги: дети читают стихи, поют песни, рисуют плакаты в защиту реки.
Работа мини-музея позволила нам не только расширить и уточнить знания детей об особенностях природы родного края, труде взрослых, но и повысить эффективность сотрудничества с семьей, укрепить семейные традиции и упрочнить контакты между членами семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-981133-1512229941.jpg)
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-1094100-1545020693.jpg)
Мини-музеи как основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Методические материалы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-563757-1476976652.jpg)
Мини-музей как средство развития патриотических качеств детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными предс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1271187-1600769149.jpg)
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/04/picture-1425110-1664892611.jpg)
мини-музей в ДОО нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/17/picture-1454649-1676617755.jpg)
«Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего творческого уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.Задачи:Развивать...