Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
статья (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития
познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового.При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развитияребенка решающее значение имеет не изобилиезнаний, а типих усвоения, способы приобретения этих знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Прежде чем; давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В.Сухомлинский
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Китайская пословица.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития
познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, способы приобретения этих знаний.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, поиск знаний, приобретаемых самостоятельно или под руководством взрослого в сотрудничестве и сотворчестве.
Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, 'в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства, предметов, их сходство и различия, предоставлять им возможность приобретать знания самостоятельно.
Интеллектуальная пассивность детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Основная особенность этой деятельности в том, что ребенок познает объект входе практической деятельности и сам осуществляет практические действия. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что цель имеет неопределенный, неустойчивый характер. В ходе поиска она
уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он самостоятельно строит свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. И говоря о детском экспериментировании нельзя не сказать об опытах, используемых в процессе этой деятельности.
«Опыт - вот учитель жизни вечный». ,
Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача ясно и четко формулирована. Ее решение требует анализа, соотношения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои· предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение 'имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда.
Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям. .
Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами живой природы.
Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, мы организуем разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи: дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное - живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызывается чувство радости от общения с живым существом.
В процессе опытов ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение, экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Опыты в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Главным является не качество результата, а активность каждого ребенка. Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Дети способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое (вода в твердом, жидком, газообразном состоянии), свойства воздуха (он есть всюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься), свойство магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т.д. Выявление скрытых свойств явлений не живой природы, которое происходит под непосредственным руководством воспитателя, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений.
С этой целью были проведены 12 занятий:
- Звуки, которые нас окружают
- Волшебные лучи
- Воздух невидимка
- Вода – волшебница
- Путешествие капельки
- Путешествие в ботанический сад
- Эти удивительные растения
- Мир, который мы не видим
- Красный цветок
- Волшебные палочки
- Путешествие капельки. Удивительные кристаллы
- Кладовые земли
Чем больше различных опытов вы проделаете вместе с ребенком, тем больше этот процесс захватит вас обоих. Вы вместе испытаете и радость, оттого что «все получилось», и досаду, потому что немного не вышло, и совместное стремление к преодолению трудностей – все, что способствует единению и чувству «общего дела».
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....
"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок
Данная работа, это мой опыт работы, которым я хочу поделиться с другими коллегами....
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".
В данном материале обобщён опыт использования инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....
«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
laquo;Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного во
Спасибо