Беседа на тему "Доктор Природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Продолжить знакомство с лекарственными растениями, воспитать бережное отношение к природе, расширить кругозор детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_so_starshimi_doshkolnikami_na_temu.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад  компенсирующего вида №190

                                          Беседа на тему « Доктор Природа»

                                                Воспитатель

Селитухина Антонина Петровна

2011-2012 уч. год.

БЕСЕДА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ТЕМУ «ДОКТОР ПРИРОДА»

(с использованием медиапродукта)

Цель: продолжить знакомить с природой родного края, с разнообразием лекарственных растений, на основе полученных знаний формировать стремление к их рациональному использованию и охране, разъяснять правила бережного отношения к природе, формирование информационной культуры, охрана здоровья детей, знакомство с профессией фармацевта.

Материал: иллюстрации на тему «Лекарственные травы», гербарные образцы, фломастеры, раскраски, ноутбук, экран, отвары шиповника, липы, земляники, черники, малины.

Участники: дети, воспитатель, родитель-фармацевт-Кошева Светлана Борисовна.

Воспитатель: Ребята, когда вы болеете, чем вас мама лечит?

Ответы детей: таблетки, микстуры, отвары лекарственных трав…

Воспитатель: Когда мы заболеваем, к нам на помощь приходит сама природа. Скажите, какие лекарственные растения вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Их ещё называют «зелёной аптекой». Они помогают избавиться от болезней. Большую помощь они оказывают на даче, в походе, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. Мы с вами говорили, что белки и лоси лечатся мухоморами  в маленьких дозах. Мы сегодня поговорим лишь о некоторых растениях. Начнём с тех, которые помогут на прогулке. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Мягок, а не пух, зелен, а не трава(мох).

СЛАЙД 1 –МОХ.

Кто из вас видел мох? Где он растёт? Посмотрите на экран. Мох – это природная вата. Мхом пользовались партизаны во время войны, прикладывали его к ранам и раны быстро заживали. А сейчас Алёша прочитает нам небольшое стихотворение Вс. Рождественского.

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый,

Повыше- зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны,

Лечил в глуши лесной.

СЛАЙД 2-ПОДОРОЖНИК.

Воспитатель: Ребята, а как называется это растение? Почему?

Ответы детей: растёт вдоль дорог.

Дима читает стихотворение :

Путника друг- подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Воспитатель: Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок и приложить к ране или ожогу. И вскоре они заживут и боль пройдёт.

Дети, а вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие и неприятные на вкус. А ведь есть и очень вкусные лекарства? Вы их знаете? Их можно съесть целую тарелку!

Кто догадался? Что это?

Дети: Ягоды!

Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто- то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко

Только рты с чего- то стали

Чёрные немножко.

СЛАЙД 3 – ЧЕРНИКА.

Посмотрите на экран. Это черника. Она созревает в лесах летом. Окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Черника очень полезна для нервной системы, при болезнях желудка, восстанавливает зрение. Эта ягода очень капризная, не хочет расти на грядках. И вообще растёт очень медленно, поэтому собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить её кустики. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?

СЛАЙД 4 – ЗЕМЛЯНИКА.

Марина читает стихотворение Е. Трутневой

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка

Хорошо цвела весной.

На неё садились пчёлы,

Майский жук летал над ней.

У неё сосед весёлый –

Родничок среди камней.

Солнце грело много дней

Пышный кустик у камней,

Становилась земляничка

Всё пригожей да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Воспитатель: Земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный из листьев земляники.

СЛАЙД 5 – ЕЖЕВИКА.

Воспитатель: Полезна и другая лесная ягода- ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё дарит нам радость в зимнее время. А ещё есть душистая и сладкая ягода, которую приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется…малина!

СЛАЙД 6 –МАЛИНА.

Кто из вас пробовал малину? Где она растёт? Что лечат малиной? Правильно, малина очень помогает при ангине, простуде. А летом ягоды малины – незаменимое лакомство. В чай можно добавлять и ягоды , и листья, и веточки. Они все обладают лечебным свойством. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?

Ответы: медведи, муравьи.

СЛАЙД 7- КЛЮКВА.

Воспитатель: Посмотрите на фото. Кто узнал ягоду? Клюква растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Какая клюква на вкус? Несмотря на кислый вкус, клюква осень полезна во всех видах Из неё делают варенье, морсы, компоты ,едят живые ягоды с сахаром и мёдом. Мы сегодня попробуем напитки из клюквы.

Физкультминутка

Проводиться игра «У медведя во бору». «Медведь» находиться в середине круга, рядом с ним лежат карточки с изображением грибов, орехов, изученных лекарственных растений. Дети идут по кругу, а 2-3 участника направляются к «медведю», приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру; а медведь не спит, на меня рычит».Игроки, приблизившись к медведю, должны взять только карточки с лекарственными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточки и , если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека. Вера расскажет нам стихотворение О. Высотской:

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик первый, молодой,

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький привет.

СЛАЙД 8- ОДУВАНЧИК.

Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени и одуванчик не узнать.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…одуванчик.

СЛАЙД 9- КРАПИВА.

Воспитатель:

 Растёт зелёный кустик,

Дотронешься- укусит.

Не огонь, а жжётся.

Дети: Крапива.

Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны.

СЛАЙД 10 – ШИПОВНИК.

Кто узнал изображение на фото? Это растение нам с вами хорошо известно. Оно растёт на территории нашего садика. Много лекарств изготавливают из него. Их применяют  при лечении почек, желудка, печени. Сироп помогает лечиться от кашля. В шиповнике много витамина С.

А сейчас мы с вами поговорим о нашей красавице – рябине, которая нас встречает каждый день у входа в детский садик. Эту ягоду любят и люди , и птицы. Снегири прилетают зимой полакомиться ягодами. В ягодах много витаминов, есть вещества , обеззараживающие и подсушивающие раны. А сейчас я вам загадаю загадку: белые горошки на зелёной ножке. Что это?

Дети: ландыш!

СЛАЙД 11 – ЛАНДЫШ.

Воспитатель: Цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось мало, они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. А сейчас Миша прочитает нам стихотворение:

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке.

Белый,  с жёлтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит :  «Не тронь!» (М. Познанская)

Оказывается, ромашка может вылечить от простуды. И если поднимается температура и начинается кашель, достаточно приготовить и выпить душистый отвар ромашки. Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие. Их мы встречаем в лесу, на лугу или в парке. Это облепиха, полынь, мята, душица, липа и другие.

СЛАЙДЫ – ОБЛЕПИХА. ЛИПА, ПОЛЫНЬ, ДУШИЦА, МЯТА.

Воспитатель читает стихотворение В.Лукши:

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны,-

И отступят все болезни.

Где же искать эти замечательные растения? Как хранить и использовать? Какие части растений употреблять? Об этом нам расскажет мама  Таси, она фармацевт.

Фармацевт отвечает на вопросы, подробно рассказывает о том, как и какие части растений следует собирать, обращает внимание на то, что собирает нужно только вместе со  взрослыми, которые хорошо знают правила сбора лекарственных растений. Особое внимание обращает на бережное отношение к природе.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём конкурс «Знатоки»: поочерёдно показывает карточки с лекарственными растениями. Дети должны назвать ту часть растений, которая используется в лечебных целях. (Ромашка - цветок, подорожник- лист …)Победителем становится тот, кто даст больше правильных ответов. Победитель награждается набором открыток «Лекарственные растения».Некоторые лекарственные растения выращивают на плантациях. Это женьшень, мята, календула… Давайте, запомним правила сбора лекарственных растений:

1. Собирать лекарственные растения нужно в меру, оставляя часть в природе для размножения.

2. Срезать или собирать нужно только ту часть, которая является полезной. Нельзя выдёргивать растения с корнем!

3. Сбор нужно производить только в определённое время.

4. Незнакомые растения не стоит собирать.

5. Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть другим людям или животным.

6. Некоторые растения ядовиты, поэтому их не стоит собирать без взрослых, а тем более брать в рот незнакомые ягоды.

А сейчас Марина почитает нам очень интересное стихотворение Е. Русаковой:

По лугам , по старым лесосекам

Пробирался в чаще без дорог

И собрал мальчишка для аптеки

Разных трав целебных в нужный срок.

Не для денег вовсе, не для славы

Он бродил среди лесов глухих-

Собирал мальчишка эти травы

Как живую воду для больных.

Школьники помогают фармацевтам собирать лекарственные растения и сдают их в аптеку. А сейчас самое время нам восстановить наши силы и отведать дары Доктора Природы. Родители приготовили нам клюквенный морс, отвар шиповника, Облепиховый кисель, малиновое варенье…

А во второй половине дня мы с вами оформим выставку рисунков лекарственных растений «Поляна здоровья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа об охране природы в Ленинградском парке.

Уточнять представления детей о том, что животные нуждаются в охране  и заботе. Закреплять и обобщать представления о растениях и животных, как о живых существах (они нуждаются в пище, тепле, свет...

Беседа "Кто охраняет природу"

Знакомство детей с природоохранными организациями....

Беседа " Мы - друзья природы"

Цель:развитие внимательного отношения к природе, формирование правильного поведения в отношении флоры и фауны....

Работа с родителями. Беседа «Экскурсия в природу – важнейший фактор экологического воспитания у детей»

Роль родителей в  воспитании у детей любови к природе, расширение представлений об окружающем мире,  бережном отношении и умении ценить красоту и богатство родного края....

Семейная гостиная беседа по теме: «Природа и животный мир осенью»

Семейная гостиная беседа по теме: «Природа и животный мир осенью»...

Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цели: Учить детей  различать объекты живой и неживой природы. Учить различать природные  объекты от объектов  искусственных, созданных человеком. Способствовать у детей формировани...