Перспективные планы по познавательной деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)
Кружок “Почемучки”
Большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Это послужило для меня толчком для систематизации занимательных опытов, которые могут сформировать всесторонне развитую личность.Я подобрала материал, который, на мой взгляд, будет интересен ребятам.Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим и активности, стимулируемой взрослым.
Как показала дальнейшая работа с детьми, экспериментальные действия, общение друг с другом оказывают на ребят большое влияние. Дети из пассивных превращаются в активных, любознательных “почемучек”, упорно добивающихся желаемого результата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)
Кружок “Почемучки”
Большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Это послужило для меня толчком для систематизации занимательных опытов, которые могут сформировать всесторонне развитую личность. Я подобрала материал, который, на мой взгляд, будет интересен ребятам. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим и активности, стимулируемой взрослым.
Как показала дальнейшая работа с детьми, экспериментальные действия, общение друг с другом оказывают на ребят большое влияние. Дети из пассивных превращаются в активных, любознательных “почемучек”, упорно добивающихся желаемого результата.
• «Мы фокусники» | (стр. 43) | ||||||
• «Волшебная рукавичка» | |||||||
• «Парящая бабочка» | |||||||
• «Магнитные силы» | |||||||
Январь | 1.О.В.Дыбина. | ||||||
Электричество | 2 | «Неизведанное рядом» | |||||
Цель: | (стр. 98- 100) | ||||||
• познакомить детей с проявлением | 2. Дж.Андруз | ||||||
• статического электричества и возможностью снятия его с предметов | «100 полезных экспериментов» (стр. 39) | ||||||
Опыты: | |||||||
• «Волшебники» | |||||||
• «Чудо - расчёска» | |||||||
• «Волшебные шарики» | |||||||
• «Как увидеть и услышать электричество» | |||||||
• «Прыгающие кружочки» | |||||||
Звук. | |||||||
Цель: | 2 | 1.О.В.Дыбина. | |||||
• помочь понять как распространяются | «Неизведанное рядом» | ||||||
звуковые волны | (стр. 102 - 104) | ||||||
• показать как из разных предметов | 2. Дж.Андруз | ||||||
извлекать звуки | «100 полезных экспериментов» | ||||||
(стр. 20) | |||||||
Опыты: | |||||||
• «Как распространяется звук?» | • | ||||||
• «Стеклянная флейта» | |||||||
• «Танцующие бумажки» | |||||||
• Где живёт эхо?» | |||||||
Февраль | Песок, глина, камни | 1.О.В.Дыбина. | |||||
Цель: | 3 | «Неизведанное рядом» | |||||
• определить свойства песка, глины | (стр. 32- 34, 89) | ||||||
• выяснить, что есть в почве для живых | 2. Ж/л «Обруч» № 3,2003 | ||||||
организмов | стр.24; № 3 2007, стр. 16 | ||||||
• познакомить со свойствами камней | 3. Н.А. Рыжова «Что у нас под | ||||||
• учить классифицировать по разным | ногами», стр. 30 - 36, 80 - 85 | ||||||
признакам | |||||||
Опыты | |||||||
• «Что сыплется?» | |||||||
• «Посадим дерево» | |||||||
• «Ветер» | |||||||
• «Волшебный материал» | |||||||
• «Могут ли животные жить в земле?» | |||||||
• «Инкубатор для дождевых червей» | |||||||
• «Какой ты, камень?» | |||||||
• «Камни бывают разные» | |||||||
• «Кристаллы» | |||||||
Живая природа | |||||||
Март | Растения и животные как живые организмы | 4 | 1. О.В.Дыбина. | ||||
Растения | «Неизведанное рядом» | ||||||
Цель: | (стр. 55 - 63) | ||||||
• выявить потребность растения в воздухе | |||||||
• установить, что растения выделяют | |||||||
кислород | 3. Дж.Андруз | ||||||
• выделить факторы внешней среды. | «100 полезных экспериментов» | ||||||
необходимые для роста и развития | (стр. 66 - 67) | ||||||
растений (вода, свет, тепло, почва) | |||||||
• систематизировать знания о циклах | |||||||
развития всех растений | |||||||
Опыты | |||||||
• «Может ли растение дышать?» | |||||||
• «Что выделяет растение?» | |||||||
• «С водой и без воды» | |||||||
• «На свету и в темноте» | |||||||
• «В тепле и на холоде» | |||||||
• «Где лучше расти» | |||||||
• Лабиринт» | |||||||
• «В погоне за светом» | |||||||
• Фабрика питания» | |||||||
• Что потом?» | |||||||
Апрель | Строение, значение, функции частей растения | 4 | 1. О.В.Дыбина. | ||||
Цель: | «Неизведанное рядом» (стр. 65 | ||||||
• уточнить функцию корней растений | -75) | ||||||
• установить, что в корнеплодах есть запас | |||||||
питательных веществ | |||||||
• доказать, что стебель проводит воду к | |||||||
листьям | |||||||
• доказать, что с листьев происходит | |||||||
испарение воды | |||||||
• выявить, как происходит процесс | |||||||
опыления у растений | |||||||
• выявить взаимосвязь строения плодов со | |||||||
способом их распространения. | |||||||
Опыты: | |||||||
• «Для чего корешки?» | |||||||
• «Как увидеть движение воды через | |||||||
корешки» | |||||||
• «Живой кусочек» | |||||||
• «Выпрямившийся стебель» | |||||||
• «Вверх к листочкам» | |||||||
• «Испарение влаги с листьев растений» | |||||||
• «Почему меньше?» | |||||||
• «Что чувствуешь?» | |||||||
• «Что изменилось?» | |||||||
• «Как пчёлки переносят пыльцу?» | |||||||
• «Кто поможет?» | |||||||
• «Зачем крылышки?» | |||||||
• «Зачем одуванчику парашютики» | |||||||
Май | Животные | 3 | 1. О.В.Дыбина. | ||||
Цель: | «Неизведанное рядом» | ||||||
• установить зависимость между | |||||||
характером питания и некоторыми | |||||||
особенностями внешнего вида животных | |||||||
• установить возможность дыхания рыб в | |||||||
воде |
• выяснить как кошка языком чистит себе шёрстку | |||
Опыты | |||
|
Литература
- Дж. Андруз и К.Найтан “100 научных экспериментов”, М, 2007
- О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина “Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников”, М, 2002
- О.В. Колпакова “Занимательное природоведение для малышей”, М, 2008
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников (под. ред. Л.Н.Прохоровой)
- Н.А.Рыжова “Что у нас под ногами”, М, 2005
- Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова “И учеба и игра: природоведение”, Ярославль, 1998
- Ж/Л “Обруч” №3, 2003; Ст. “Где начинается хвост”, с.23
- Ж/Л “Обруч” №2, 2004; Ст. “Экологически”, с.16
- Ж/Л “Обруч” №3, 2007; Ст. “Мы-геологи”, с.16, ст. ”Как рождается дождь”, с.19
- Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина”, М, 2012г.
Предварительный просмотр:
Содержание курса (2-й год обучения)
Месяц | Содержание работы | Кол-во занятий | Источник |
Неживая природа | |||
Октябрь | Воздух ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 4 | О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с143-с.147 Дж. Андруз “100 научных экспериментов” с.22 Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина” |
Ноябрь | Вода ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 4 | О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с141-с.143 Дж. Андруз “100 научных экспериментов” с.32,с.46-47 Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина” |
Декабрь | Магниты, магнетизм ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
Электричество ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 3
1 | О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с94-с.96, с. 152-с.153 Дж. Андруз “100 научных экспериментов” с.36 О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с. 154, с.99 Дж. Андруз “100 научных экспериментов” с.38 |
Январь | Звук ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 2 | О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с. 157-с.159 Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина” |
Теплота ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 2 | О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с. 106-с.108 с. 42 | |
Февраль | Земля. Космос ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
Свет, цвет ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 2 2 | О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с. 166-с.167 с. 109 - с.110 Дженис Ван Клив 200 экспериментов О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с149-с.151 Дж. Андруз “100 научных экспериментов” Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина” |
Март | Кристаллы ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 1 | Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина” |
Живая природа | |||
Строение, значение, функции, видоизменения частей растений ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
Растения как живые организмы: развитие, размножение ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 1
2 | О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с127-с.129 | |
Апрель-Май | Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы) ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 2 5-6 | О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с.75-с.78 Н. Рыжова “Знакомим детей с почвой” О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с. 134-с.136 Дженис Ван Клив 200 экспериментов Энциклопедия “Биология” |
Эволюция ЦЕЛЬ:
ОПЫТЫ:
| 1 | О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с. 137-с.138 Энциклопедия для дошкольников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «Ржев – город воинской славы!»
Познавательный материал для знакомства дошкольников с городом Ржевом Тверской области и его достопримечательностями...
Перспективный план по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста по средствам изодеятельности.
Преспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи....
Перспективный план по экспериментальной-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план...
Перспективный план по тетрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 2015-2020 год.
Перспективный план по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 2015-2020 год....
Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности
Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...
Перспективный план работы для развития речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
В детском саду серьезное внимание уделяется речевому развитию детей, как одному из важнейших условий полноценного усвоения знаний, формирования различных сторон психической деятельности дошкольника и ...