Интегрированная образовательная деятельность с детьми старшего возраста по воспитанию основ гражданственности и патриотизма
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сикирицкая Татьяна Петровна

Это пример совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на воспитание лучших нравственно-духовных качеств юного гражданина Отечества на основе формирования начальных знаний об истории и культуре родного города. В ход мероприятия включена презентация с видеописьмом от воспитаннивов детского сада и различными занимательными заданиями для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachinaetsya_rodina....doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

Курортного района Санкт-Петербурга

Приморское шоссе, д. 350 литера А,

г. Сестрорецк, Санкт-Петербург, 197706

Интегрированная образовательная деятельность с детьми старшего возраста по воспитанию основ гражданственности и патриотизма

«С чего начинается Родина…»

Авторы:

Воронцова Г.А., воспитатель;

Сикирицкая Т.П., старший воспитатель

Цель: Воспитание лучших нравственно-духовных качеств юного гражданина Отечества на основе формирования начальных знаний об истории и культуре родного города.

Задачи:

1. Заложить основы формирования понятий Родина, Отечество.

2. Познакомить дошкольников с природой, историей, культурой, знаменитыми людьми, прославившими город Сестрорецк, развивать познавательный интерес,

3. Обогащать обществоведческий словарь детей, способствовать развитию эстетического вкуса, воспитание патриотических чувств, любовь к своей малой Родине.

4. Обеспечить распространение знаний о родном городе среди детей других групп.

Оборудование:

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Мольберты или магнитная доска
  5. Детские рисунки с видами Сестрорецка
  6. Фотография Петра Первого, портреты царя нарисованные детьми
  7. «Видео письмо» - видео сюжет о городе Сестрорецке, предварительно записанный с воспитанником подготовительной группы детского сада
  8. Слайды с видами современного Сестрорецка          

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! давайте с вами познакомимся. меня зовут Галина Алексеевна, я работаю воспитателем в таком же детском саду, как ваш, только в другом районе г.Санкт-Петербурга – в Курортном. Наш детский сад находится в городе Сестререцке. Когда наши ребята узнали, что я еду к вам в гости, то попросили передать вам огромный привет и вот это видео-письмо. Посмотрим?

На  экране – видеосюжет:  Катя приглашает познакомиться с Сестрорецком. (До слов «…….») Экран гаснет – пустой кадр.

Педагог: А вы любите путешествовать?

Ответы детей:………………………………………………………………………….

Педагог:

Я  - тоже люблю. Как замечательно путешествовать по разным странам, городам любоваться их красотой, изучать их историю, знакомиться с новыми друзьями! А потом так хорошо возвращаться обратно - домой, в свой любимый город домой. Ребята, а как называется город, в котором вы живёте, где находится ваш детский сад? (ответы детей).

А как можно одним словом назвать то место, где мы родились, где живём мы и наши родители? (ответы детей).

Педагог: Я приглашаю вас прямо сейчас в путешествие, а куда мы отправимся, подскажет волшебный экран.

По щелчку на экране появляется пустая рамка.

Педагог: Смотрите, картинка не открывается, она как будто заколдована. Её можно расколдовать, называя красивые слова о Родине.

Подумайте и скажите Родина какая? (ответы детей).

На каждое красивое прилагательное на экране появляется 1 часть (из 8 фрагментов фотографии города Сестрорецка), таким образом, собирается полная фотография панорамы города в рамке.

Педагог:

Это город Сестрорецк. Это – родина  ребят из нашего детского сада, они родились и живут в этом городе. Ребята, а вы знаете, что имя города нам многое может рассказать? Прислушайтесь, как звучит слово  Сестрорецк, оно как будто состоит из частей, которые напоминают нам знакомые слова. Послушайте ещё раз (произносит, разделяя интонационно на части): «Сестро-рецк» Кто догадался, назовите эти слова.

Ответы детей: …………………………………………………………………………

Педагог: Правильно, это слова «сестра» и «река».

Город назвали Сестрорецком, не случайно, он построен по приказу Петра 1-го на реке Сестре больше трёхсот лет назад, как и Санкт-Петербург.

Экран гаснет – пустой кадр.

Педагог показывает детям репродукцию портрета Петра I:

Посмотрите, это портрет царя Петра I -  основателя городов Санкт - Петербурга и Сестрорецка. А вот как его нарисовали ребята нашего детского сада.

Педагог демонстрирует детям рисунки детей старшего возраста «Портрет Петра I», размещённые на мольбертах или на доске, называя авторов. Дети вместе с педагогом рассматривают рисунки и обмениваются впечатлениями.

Педагог: Ребята, а вы хотели бы перенестись в прошлое и посмотреть, каким наш город был раньше?

Ответы детей:………………………………………………………………………….

Педагог: Давайте с помощью нашего волшебного экрана перенесёмся хотя бы на 200 лет назад. Люди тогда одевались по-другому - мода тогда была совсем другая. Вот такой капор (демонстрирует детям) украшал голову дамы. А мужчины, военные, назывались «гусары», Они носили вот такие кивера (показывает кивер). Давайте примерим эти красивые головные уборы (дети надевают шляпки, педагог помогает им).

По щелчку на пустом кадре презентации звучит вальс.

Педагог: Какая красивая мелодия. Кавалеры приглашайте дам, давайте немного потанцуем (дети и педагог двигаются под музыку).

Педагог: Старинный вальс приглашает нас в то давнее время. Посмотрите на экран:

На экране появляются одно за другим  фото старого Сестрорецка:

1 фото - морские купания на Финском заливе 

Педагог: Как вы думаете, что на фотографии?

Ответы детей:………………………………………………………………………….

Педагог: На таких закрытых повозках, запряжённых лошадьми, желающих искупаться подвозили прямо в воду. Лошадей распрягали и уводили, а в повозках люди переодевались в купальные костюмы и спускались в воду по специальным лесенкам. После купания в повозках переодевались в свои платья и костюмы. Слуги запрягали в повозки лошадей  и увозили их на берег.

2 фото - беседка в Курорте

Педагог: А это, что за сооружение?

Ответы детей: …………………………………………………………………………

Педагог: Это беседка для отдыха. Такие беседки есть и сейчас в парках, только более современные.

3 фото – железнодорожный вокзал

Педагог: Посмотрите, что это вам напоминает? Что здесь делают люди?  

Ответы детей: …………………………………………………………………………

Педагог комментирует, отвечает на вопросы детей, объясняет, что изображено.

4 фото – парк «Дубки»

Педагог: А на этой фотографии - На что это похоже? Что это могло бы быть?

Ответы детей: …………………………………………………………………………

По щелчку меняется слайд - новый слайд - пустой кадр

Педагог: Наше с вами путешествие в прошлое закончилось, говорит экран. Давайте снимем старинные шляпы, мы потом с ними можем ещё поиграть, и вернёмся в наше время.

Дети снимают шляпки, педагог помогает.

На экране – 3 фото современного Сестрорецка:

Педагог: Смотрите: вот как наш Сестрорецк выглядит сейчас.

Главное богатство каждой страны и каждого города – это люди, которые жили раньше и живут сейчас. Многие из них очень знамениты они своим трудом и подвигами прославили нашу Родину.

На экране - портрет Ильи Ефимовича Репина

Педагог: Недалеко от Сестрорецка на Приморском шоссе, в поселке Репино жил и творил выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин. Его картины известны всему миру и находятся в главных музеях страны. Он писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей.

На экране – фото Пенаты

Педагог: Свой дом – усадьбу он называл «Пенаты». «Пенаты»-  латинское слово, а по-русски это родной дом. Любимые места прогулок Ильи Ефимовича – это тенистые аллеи в его усадьбе, берег Финского залива.

На экране – картина И.Е. Репина «На берегу Финского залива»

Педагог: Эти красивейшие места вдохновляли художника на творчество. Так родилась картина «На берегу Финского залива»  

- Кто из вас был на Финском заливе? Где вы любите гулять?

Ответы детей: …………………………………………………………………………

По щелчку меняется слайд - новый слайд - пустой кадр

Педагог: Наши ребята  тоже очень любят гулять и нарисовали для вас свои любимые места прогулок

Педагог показывает рисунки детей и комментирует, что на них изображено

Педагог: Однажды в Пенатах художник И.Е.Репин познакомился с молодым писателем К.И. Чуковским.

По щелчку на экране – портрет К.И.Чуковского

Педагог: Корней Иванович переехал в дом почти напротив репинской усадьбы и   был частым гостем в доме Репина. Они стали большими друзьями. Какие произведения писателя К.И. Чуковского вы знаете?

Ответы детей: …………………………………………………………………………

Педагог: Давайте поиграем в игру «Добавлялки» - сделаем разминку для ума.

Я начну, а вы заканчиваете:

                 Добрый доктор Айболит!

                 Он под деревом сидит.

                 Приходи к нему лечиться

                 И корова и волчица,

                 И жучок, и червячок, и медведица!

                 Всех излечит, исцелит…

Ответы детей: (добрый доктор Айболит)

Педагог:   Вдруг из подворотни

                 Страшный великан,

                   Рыжий и усатый…

Ответы детей: (таракан)

Педагог:   Я – Великий Умывальник,

                 Знаменитый Мойдодыр,

                 Умывальников начальник

                 И мочалок –…

Ответы детей: (командир)

Педагог:   У меня зазвонил телефон.

                   Кто говорит?

Ответы детей: (слон)

Педагог:   Откуда?

Ответы детей: (от верблюда)

Педагог:   Что вам надо?

Ответы детей: (шоколада)

Педагог:   Ох, нелегкая это работа-

                   Из болота тащить…

Ответы детей: (бегемота)

Педагог: Ох, не простое это дело - писать стихи. Вдохновение может придти в самый неожиданный момент. Вы знаете, как К.И. Чуковский  написал сказку «Муха-Цокотуха»?

Ответы детей: …………………………………………………………………………

Педагог: Стоял жаркий июльский денек. Корней Иванович шел по Невскому проспекту, изнемогая от жары и зноя. И вдруг, у него в голове стали складываться строчки: «Муха, муха- Цокотуха…..» Чтобы не забыть их, Чуковский помчался к дому, взлетел на третий этаж своей квартиры. Не найдя бумаги он стал записывать строчки сказки прямо на обоях:

Муха, муха, цокотуха

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла.

Педагог обращается к детям: Помогайте!

Ответы детей: (муха денежку нашла)

Педагог: Пошла муха на базар

Ответы детей: (и купила самовар).

Педагог: Вот так родилась сказка «Муха- Цокотуха».

По щелчку на экране – пустой кадр

Педагог: Хорошую разминку для ума мы с вами провели.

По щелчку на пустом кадре - звучит музыка – спортивный марш.

Педагог: Спортивный марш приглашает нас подвигаться, заняться физкультурой (берёт в руки футбольный мяч).

Педагог: Вот этот футбольный мяч нам сейчас поможет провести небольшую командную тренировку.

Становитесь в полукруг.

Дети становятся в полукруг перед педагогом. Проводится небольшая игра на внимание с мячом, например, «Поймай, кого назвали». После игры по щелчку – на слайде выключается звук. Педагог приглашает детей на стулья перед экраном

Педагог: Не устали? Любите ли вы заниматься спортом? Какие виды спорта вам нравятся?

Ответы детей: …………………………………………………………………………

На слайде по щелчку – фото Боброва-футболиста

Педагог: Вы узнали этот вид спорта?

Ответы детей: …………………………………………………………………………

Следующий слайд по щелчку  – фото Боброва- хоккеиста

Педагог: А это какой вид спорта?  

Ответы детей: …………………………………………………………………………

Педагог: На обеих фотографиях – известный хоккеист и футболист Всеволод Бобров, который родился  и жил в Сестрорецке. Он был талантливым спортсменом, мог забить мяч в любой игре. Он стал Олимпийским чемпионом, заслуженным мастером спорта, известным тренером. В нашем городе ему установлен памятник:

На слайде – фото памятника Боброва

Педагог: Я желаю вам добиться в спорте таких же успехов, как и Всеволод Бобров. И не только в спорте. Пройдет немного времени, вы подрастете. Кто-то из вас станет знаменитым футболистом, писателем, художником, но я думаю, что вы не забудете свой родной город, будете его прославлять своими успехами, а мы будем вами гордиться.

На экране – пустой слайд, по щелчку на слайде - звуковой сигнал

Педагог: Ребята, мы же не досмотрели видео-письмо. Волшебный экран нас снова приглашает полюбоваться Сестрорецком.

Следующий слайд - окончание видео письма и песня о Сестрорецке.

Дети смотрят видео письмо, затем педагог приглашает детей потанцевать под мелодию песни.

Педагог: Мне очень понравилась наша встреча. Я бы хотела, чтобы и вы запомнили город, с которым сегодня познакомились. На память о Сестрорецке наши ребята оставляют эти картины  вам в подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Интегрированная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу»

Данный конспект позволяет: расширить представление детей о родном городе, о достопримечательностях и  главных природных богатствах родного края; закрепить знания детей об историческом прошлом и н...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по нравственному воспитанию на тему: «Путешествие в страну Доброты»

Цель: формировать представления детей о добре и зле.Задачи: воспитывать умение сопереживать ближнему человеку;развивать умение анализировать и оценивать поступки литературных героев;формировать умения...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Изучаем культуру Ставрополья»

Цель: закрепить знания детей о поэтах и писателях Ставропольского края. Познакомить с творчеством Ставропольского художника П.М.Гречишкина. Формировать познавательный интерес к истории, культуре родно...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "В поисках клада"

В нод представлены задания,  охватывающие разные виды детской деятельности.  Проводится в форме квеста....

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Красивое платье для мамы»

Данная образовательная деятельность направлена на создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....