Конкурс знатоков отечественной истории "Богатырями гордится народ" для детей старшей группы
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему
Данный конспект конкурса для детей старшей группы позволяет в игровой форме проверить представления об историческом наследии русского и марийского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyryami_gorditsya_narod.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Богатырями гордится народ»
конкурс знатоков отечественной истории
с детьми старшей группы
Программное содержание: систематизировать и обобщить знания детей о культуре и традициях людей русского и народа-мари; развивать познавательный интерес к истории своего края; формировать толерантное отношение к людям разных национальностей; способствовать воспитанию чувства гордости за свою родину.
Материал: символика РФ, Республики Марий Эл, Чувашии, Татарстана (гербы), аудиозапись русских и марийских мелодий, картины с изображением русских и марийских богатырей.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».
Предварительная работа: чтение марийских легенд и русских былин о богатырях; знакомство с символикой РФ И РМЭ; беседы об историческом прошлом русского и марийского народа; разучивание стихотворений о Родине на марийском и русском языках; обыгрывание народных игр «Горелки», «Вульо алаша», «Вувер Патыр ден Тылзе Патыр».
Ход конкурса знатоков:
Ведущий:
- У каждого человека есть своя Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
- Родина – это то место, где человек родился. Все мы с вами родились в одной большой стране, и она нам очень дорога. Как называется наша большая родина – страна?
- Россия.
- Вы знаете, что в России есть много разных республик, где живут люди различных национальностей. Ребята, а вы знаете, кто вы по национальности?
- В нашей группе есть русские, марийцы, татары, даже азербайджанцы, но у нас у всех есть еще малая Родина – это республика, в которой мы живем и наш родной поселок. Как называется наша республика и наш поселок?
- Республика Марий Эл, поселок Сернур.
- С давних пор марийский народ жил в мире и согласии с русским народом. Поэтому наша Родина – это Россия и Республика Марий Эл.
Чтение стихотворений о Родине на русском и марийском языке под аудиозапись русских и марийских мелодий:
- «Марий элем кугу тунян картлаште»
- «Шочмо вер» М.Казаков
- «У каждого листочка …» и др. на выбор педагога.
- У каждого народа и у русского, и у марийского были люди, которые отличались мужеством, силой, добротой. Скажите, как вы думаете, кто был настоящим защитником от злых сил, их даже называли настоящими…?
- Богатырями.
- Настоящих защитников земли русской и русских людей называли богатырями.
- У марийского народа тоже были свои богатыри, только их называли – патыр, мари патыр.
- Посмотрите, пожалуйста, на картины и назовите русских и марийских богатырей. Расскажите, что вы знаете об их подвигах.
(Русские богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.
Мари патыр – Чоткар-патыр, Онар, Акпарс, Ненчык-патыр).
- Ребята, а как вы думаете, какие богатыри были сильнее? Русские богатыри или мари патыр? (выслушивается мнение детей)
- Я предлагаю вам сегодня стать настоящими знатоками богатырского искусства и ответить на этот трудный вопрос.
- Чтобы определиться, кто каких богатырей будет защищать, возьмите по своему желанию по цветной карточке (на обратной стороне - картинки с изображением русских и марийских богатырей).
- Назовите богатырей на своей картинке и встаньте в группу, которая вам подходит (распределение на группы знатоков русских и марийских богатырей).
- Команды знатоков определились – давайте придумаем название.
Н-р: «Русские богатыри» и «Мари патыр».
Задания:
- Символика:
- Узнать и показать герб России, что он обозначает; найти по картинке столицу России и назвать ее.
- Показать герб РМЭ. Рассказать о гербе. Показать столицу Республики Марий Эл и назвать ее.
- Богатырская силушка:
Богатыри всегда славились совей силой. Давайте поиграем в марийскую народную игру «Вульо алаша» и проверим силу богатырей и патыров.
Марийская народная игра «Вульо алаша»: Команды стоят в шеренге по одному напротив друг друга. По одному человеку от команды поскоками приближаются к команде соперников, выбирают кого-то по желанию и стараются перетянуть его на свою сторону. Затем очередь переходит к другой команде. В какой команде окажется больше детей, та и побеждает.
- Национальные блюда:
- Назовите продукты питания на марийском языке (по очереди). Кто больше?
- Назовите русские национальные блюда.
- Назовите марийские национальные блюда.
4. Отгадывание загадок:
- Марийский край богат лесами, реками, озерами. Отгадайте загадки, отгадку нужно сказать на марийском языке. Задание дается отдельно для каждой команды.
Хвост пушистою дугой, Великан в бору живет.
Вам знаком зверек такой? Он сладкоежка – любит мед.
Острозубый, темноглазый, Когда испортится погода,
По деревьям любит лазать. Ложится спать да на полгода.
(белка – ур) (медведь – маска)
Хвост пушистый, Серовато, зубовато,
Мех золотистый, По полям рыщет,
В лесу живет, Телят, ягнят ищет.
В деревне кур крадет.
(лиса – рывыж) (волк – пире)
Вот иголки и булавки Это что за зверь лесной?
Выползают из-под лавки. Встал, как столбик под сосной На меня они глядят, И стоит среди травы,
Молока они хотят. Уши больше головы.
(еж – шокшо) (заяц – меран)
- Загадки о деревьях – пушенге:
С моего цветка берет Ее всегда в лесу найдешь –
Пчелка очень вкусный мед, Пойдем гулять и встретим:
А меня все обижают, Стоит колючая, как еж,
Шкуру тонкую сдирают. Зимою в платье детнем.
(липа – писте) (ель – кож)
Что за дерево стоит - Осень в сад к нам пришла,
Ветра нет, а лист дрожит. Красный факел зажгла.
(осина – шопке) Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, ее клюют.
(рябина – пызле)
5. Игровая минутка:
- Русские люди говорят: «Делу время – потехе час». А марийцы: «Пашам пытаренат – каненат кертат». Давайте с вами отдохнем и проверим вашу богатырскую ловкость в русской народной игре «Горелки».
6. Угадайте сказку:
- Я буду читать отрывки из сказки, а вы угадывайте – какие сказочные герои и из какой они сказки:
- «Смотри, матушка, какую я букашку нашел в лесу» (Онар, марийская народная легенда «Онар»)
- «Не пей, братец, теленочком станешь…» (Аленушка, русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- «Не печальтесь, дети мои родные. Если вам будет тяжело, придите ко мне на холм и крикните громко: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!» (Чоткар, марийская народная сказка «Чоткар-патыр»)
- «Лягушка, лягушка, как же мне не горевать? Батюшка наказал, чтобы я пришел с тобой на пир, а как я тебя людям покажу?» (Иван-царевич, русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
7. Сложи орнамент:
Обеим командам дается общее задание – сложить орнамент из разрезных картинок и определить орнамент какого народа у них получился.
Во время выполнения задания звучит марийская мелодия.
- Самое трудное задание у нас получилось, но все вместе мы справились с ним, потому что мы работали дружно и не делились на русских и марийских богатырей. И получился у нас МАРИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ, потому что мы живем с вами в Республике Марий Эл.
Мир, дружба и согласие между детьми и взрослыми всегда победят любое зло. А богатыри и русского и марийского народов были настоящими защитниками нашей земли и Родины.
Кажне кечын куанен,
Йочасадыш коштына.
Икте весым пагален,
Ваш келшалын илена.
Составила – Соловьева Галина Николаевна, воспитатель и учитель марийского языка МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знатоки дорожных правил КВН для детей старшей группы
Цели:- Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города.- Закрепить умение детей применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Материал включает занимательные игры с...
Сценарий конкурса «Знатоки правил дорожного движения» (для детей 5-6 лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах зимой)
Занятие для старших детей в форме викторины.Участвуют три команды....
Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Знаем, помним, гордимся!»
Обобщающая совместная образовательная деятельность по теме Великая Отечественная Война...
Викторина «Знатоки природы родного города» (для детей старших групп)
Цель: воспитание у старших дошкольников бережного отношения к природе родного города.Задачи:· формировать основы экологической культу...
ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ Экологический квест для детей старшей группы детского сада
Девиз Квеста:«Дошколята ЯМАЛА за сохранение природы!»...
Конкурс.Развлечение по пожарной безопасности для детей старшей группы «Поле чудес»
Данный методический материал пригодится для педагогов старшего дошкольного возраста для профилактики пожарной безопасности....