Викторина «Знатоки природы родного города» (для детей старших групп)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Канчёшина Светлана Олеговна

Цель: воспитание у старших дошкольников бережного отношения к природе родного города.

Задачи:

·         формировать основы  экологической  культуры дошкольников;

·         обобщать и закреплять знания детей о животном и растительном мире;

·         развивать познавательную мотивацию, любознательность, память;   

·         воспитывать  любовь и уважение к природе, умение работать в команде.                           

Предварительная работа: придумывание названия для команды, приветствия, эмблемы;   рассматривание сюжетных картинок «Правила поведения в природе», беседа на тему «Птицы», «Животные» отгадывание загадок про животных.

Возраст аудитории: старшие группы.

Участники: 2 команды по 6 человек (сформированы заранее), у каждого участника эмблема своей команды. Болельщики.

Команды оцениваются по бальной системе (ответ-бал). Итоги подводит жюри после каждого конкурса, отмечая на табло.

 

Ход викторины.

Звучит фонограмма песни «Наш край» Сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского.          

Команды детей входят в зал, занимают свои места.

Ведущий: читает стихотворение

                    «Моя Родина — Сибирь»

                                                       А. Евстигнеева.

Мы живем в Сибири, Красноярском крае,

Нет просторов шире, нет полей бескрайней.

В нашем крае много и лесов и речек.

Родиной гордится каждый человечек.

Красота природы и степей просторы,

Чистые озера, и леса, и горы.

В заповедных зонах соболи, лисицы,

Средь высоких елей сойки и синицы.

Величавых кедров ввысь глядят верхушки,

Сотни километров ни одной избушки.

Край у нас богатый, даже дети знают

Что Сибирь в России щедрой называют.

Щедрой на богатства, что дает природа,

На добро и чуткость нашего народа.

А талантов сколько рождено в Сибири

Суриков, Астафьев - все их знают в мире.

Все это сибирский край родной чудесный.

И для нас, как прежде, нет прекрасней места!

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы принять участие в викторине, которая посвящена природе нашего города, поговорить о том, как надо относиться природе, как мы ее бережем и охраняем.

Детям напоминают правила викторины: за верный ответ команда получает один балл; при ответах одной команды – другая соблюдает тишину; если одна команда не согласна с другой, то может дать свой вариант ответа позже.       

Ведущий: - Поприветствуем наши команды и справедливое жюри, знающее все  о природе.                                                                                                      

Ведущий: - Команды в добрый час! Пусть  удача встретит вас! Начинаем игру с приветствия команд.

Конкурс №1 «Приветствие».

Команды представляют своё название и девиз.

Команда «Знайки»

Команда «Почемучки»

Команда «Знайки» приветствует

 команду «Почемучки»:

- Мы сюда пришли играть

  Чтоб больше о природе знать.

  Мы любим природу и бережем,

  В обиду ее никому не даем!

Команда «Почемучки» приветствует

 команду «Знайки»:

- Чтоб природа человеку была рада

  Охранять ее нам надо.

  «Привет» соперникам мы говорим,

  Не огорчайтесь, если победим!

 

Ведущий: - Ребята, что же такое природа?                                                                     Дети отвечают. Появляется Сорока.

Сорока: - Я, я это знаю! Это то, что нас окружает – зелёные леса, яркие цветы, птицы, реки, озёра, даже лужицы после дождя. Всё это привлекает и радует нас. Знаете ли вы, что лес – это ваш большой и настоящий друг? Это дом для  птиц и зверей. Как приятно очутиться в лесу и послушать пение пернатых.                               

Конкурс №2 «В гостях у пернатых».

(Команды прослушивают записи голосов птиц и поочерёдно их отгадывают).   

Конкурс№3 «Отгадай загадку».

Сорока: - В этом конкурсе вам необходимо отгадать загадку.

Вопросы задаются по очереди каждой команде (если команда не отвечает на вопрос – возможность ответа переходит к другой команде).

 

«Знайки»

« Почемучки»

Только тронь

Одернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь. (Крапива)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Над ним не кружит пчёлка

Она с ним не дружна.

Пахучая метелка

Солениями нужна. (Укроп)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это-

Мы от этого чихаем (Тополь)

Был он желтеньким цветком —

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик —

Облетает... (Одуванчик)

Мячики колючие,

Очень приставучие.

Их прицепит всем бездельник –

Пакостный сорняк... (Репейник)

Чьи высокие макушки

Розовеют на опушке?

Лето красное встречай!

Расцветает... (Иван-чай)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличии от елки,

Опадают те иголки. (Лиственниц)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. (Рябина)

 

Для болельщиков и игроков проводится подвижная игра «Хочу быть птичкой»

 

Я по улице гулял

Дети шагают.

Галок и ворон считал

 

Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.

Раз, два, три, четыре, пять

 

Загибать поочередно пальцы рук, начиная с

большого.

Буду я считать опять

 

Загибать пальцы с мизинца.

Рот открыл, смотрю я в небо

Открыть рот, поднять голову вверх

Вправо-влево. Я там не был.

Повороты головы

 

Птичкой захотел я стать. И руками стал махать.

Взмахи руками через стороны вверх,

вниз, часто, кисти напряжены.

 

Крылья вверх и крылья вниз

Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.

 

Только слышно ветра свист.

Покачивание обеих рук, поднятых вверх

Я подпрыгнул, чтоб взлететь.

Руки поднять вверх, подпрыгнуть.

 

Но пришлось на землю сесть.

Сесть на стульчики.

 

 

Ведущий: - Что самое вкусное растет в лесу?

Конкурс №4 «Ягоды».

Игра «Собери картинку «Лесные ягоды» - пазлы»

Командам предлагается за 2 минуты собрать разрезную картинку «Лесные ягоды» и назвать ягоды.

Сорока: Пока команды собирают пазлы, вам болельщики, предлагаю отгадать загадки.

 

Я красна и кисла,                                               На болоте росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Ягодка нежная

Прячется в валежнике,

Сине-черная сладкая,

Смотрит украдкой.

Рви да знай -

Руки не замарай! (Черника)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина)

Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,                                                     И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка... (Брусника)

Конкурс № 5. Конкурс капитанов «Ответь на вопрос Сороки».

Сорока: - Капитану каждой команды необходимо ответить на  вопросы по очереди: 

1. Какое лекарственное растение можно встретить на любой дорожке? (Подорожник).

2. Как называются ягоды, которые собирали наши предки для лечения ангины? (Малина).

3. Какой гриб является для человека ядовитым, а для животных лекарством? (Мухомор).

4. Сушеная трава, зимний корм коровы? (Сено).

5. Как называется дерево сок, листья, почки и корень которого используют в лекарственных целях? (Береза).

6. Каким весенним напитком любят лакомиться и дети, и птицы, и  звери и насекомые? (Березовым соком).

Ведущий: - Предлагаю болельщикам вспомнить и назвать, чего нельзя делать в лесу.

1. Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?

2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему?

3. Нельзя разорять муравейники. Муравьев считают санитарами леса. Почему?

4. Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?

5. Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?

6. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?

9.Не подходи близко к гнёздам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.                                                                     

10.В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

Мы должны беречь и охранять лес. Поэтому его надо хорошо знать.

Конкурс №6 «Животные леса».

Ведущий: -  Очень много диких животных обитает в нашем лесу.

По описанию команды должны узнать, о каком животном идет речь.

1. «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь)

2. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса)

3. Я очень шустрая, мне не лень скакать с ветки на ветку целый день. У меня 2 домика, это на тот случай, если куница разорит мое жилище, я перехожу в другой. Люблю полакомиться семенами, травкой, грибами, орехами. (Белка)

4. Я очень опасный хищный зверь. У меня острые, большие клыки, острый нюх, добычу, или опасность чувствую очень далеко. В стае ходим друг за другом след в след, впереди идет вожак. На обед у нас мясо, грибы, птицы, яйца. (Волк)

Ведущий: - Жюри подводит итоги  викторины. Мы поиграем.

Физкультминутка «А в лесу растет черника»

А в лесу растет черника, земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать, надо глубже приседать (приседания).

Нагулялся я в лесу.

Корзину с ягодой несу (ходьба на месте).

Ведущий: - Ребята!  Где мы путешествовали свами? Что видели на лесных тропинках? Мы надеемся, что вы  станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.

(Жюри подводит итоги и команду победителей награждает).
 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский     сад  №9 «Сказка» города Лесосибирска»

Викторина

«Знатоки природы родного города»

(для детей старших групп)

                                                                           

                                                                           Воспитатель:  

Канчёшина Светлана Олеговна                                                                                                  

г. Лесосибирск 2016г.

Цель: воспитание у старших дошкольников бережного отношения к природе родного города.

Задачи:

  • формировать основы  экологической  культуры дошкольников;
  • обобщать и закреплять знания детей о животном и растительном мире;
  • развивать познавательную мотивацию, любознательность, память;    
  • воспитывать  любовь и уважение к природе, умение работать в команде.                          

Предварительная работа: придумывание названия для команды, приветствия, эмблемы;   рассматривание сюжетных картинок «Правила поведения в природе», беседа на тему «Птицы», «Животные» отгадывание загадок про животных.

Возраст аудитории: старшие группы.

Участники: 2 команды по 6 человек (сформированы заранее), у каждого участника эмблема своей команды. Болельщики.

Команды оцениваются по бальной системе (ответ-бал). Итоги подводит жюри после каждого конкурса, отмечая на табло.

Ход викторины.

Звучит фонограмма песни «Наш край» Сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского.           

Команды детей входят в зал, занимают свои места.

Ведущий: читает стихотворение

                    «Моя Родина — Сибирь»

                                                       А. Евстигнеева.

Мы живем в Сибири, Красноярском крае,

Нет просторов шире, нет полей бескрайней.

В нашем крае много и лесов и речек.

Родиной гордится каждый человечек.

Красота природы и степей просторы,

Чистые озера, и леса, и горы.

В заповедных зонах соболи, лисицы,

Средь высоких елей сойки и синицы.

Величавых кедров ввысь глядят верхушки,

Сотни километров ни одной избушки.

Край у нас богатый, даже дети знают

Что Сибирь в России щедрой называют.

Щедрой на богатства, что дает природа,

На добро и чуткость нашего народа.

А талантов сколько рождено в Сибири

Суриков, Астафьев - все их знают в мире.

Все это сибирский край родной чудесный.

И для нас, как прежде, нет прекрасней места!

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы принять участие в викторине, которая посвящена природе нашего города, поговорить о том, как надо относиться природе, как мы ее бережем и охраняем.

Детям напоминают правила викторины: за верный ответ команда получает один балл; при ответах одной команды – другая соблюдает тишину; если одна команда не согласна с другой, то может дать свой вариант ответа позже.        

Ведущий: - Поприветствуем наши команды и справедливое жюри, знающее все  о природе.                                                                                                      

Ведущий: - Команды в добрый час! Пусть  удача встретит вас! Начинаем игру с приветствия команд.

Конкурс №1 «Приветствие».

Команды представляют своё название и девиз.

Команда «Знайки»

Команда «Почемучки»

Команда «Знайки» приветствует

 команду «Почемучки»:

- Мы сюда пришли играть

  Чтоб больше о природе знать.

  Мы любим природу и бережем,

  В обиду ее никому не даем!

Команда «Почемучки» приветствует

 команду «Знайки»:

- Чтоб природа человеку была рада

  Охранять ее нам надо.

  «Привет» соперникам мы говорим,

  Не огорчайтесь, если победим!

 

Ведущий: - Ребята, что же такое природа?                                                                     Дети отвечают. Появляется Сорока.

Сорока: - Я, я это знаю! Это то, что нас окружает – зелёные леса, яркие цветы, птицы, реки, озёра, даже лужицы после дождя. Всё это привлекает и радует нас. Знаете ли вы, что лес – это ваш большой и настоящий друг? Это дом для  птиц и зверей. Как приятно очутиться в лесу и послушать пение пернатых.                               

Конкурс №2 «В гостях у пернатых».

(Команды прослушивают записи голосов птиц и поочерёдно их отгадывают).    

Конкурс№3 «Отгадай загадку».

Сорока: - В этом конкурсе вам необходимо отгадать загадку.

Вопросы задаются по очереди каждой команде (если команда не отвечает на вопрос – возможность ответа переходит к другой команде).

«Знайки»

« Почемучки»

Только тронь

Одернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь. (Крапива)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Над ним не кружит пчёлка

Она с ним не дружна.

Пахучая метелка

Солениями нужна. (Укроп)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это-

Мы от этого чихаем (Тополь)

Был он желтеньким цветком —

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик —

Облетает... (Одуванчик)

Мячики колючие,

Очень приставучие.

Их прицепит всем бездельник –

Пакостный сорняк... (Репейник)

Чьи высокие макушки

Розовеют на опушке?

Лето красное встречай!

Расцветает... (Иван-чай)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличии от елки,

Опадают те иголки. (Лиственниц)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. (Рябина)

Для болельщиков и игроков проводится подвижная игра «Хочу быть птичкой»

 

Я по улице гулял

Дети шагают.

Галок и ворон считал

Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибать поочередно пальцы рук, начиная с

большого.

Буду я считать опять

Загибать пальцы с мизинца.

Рот открыл, смотрю я в небо

Открыть рот, поднять голову вверх

Вправо-влево. Я там не был.

Повороты головы

Птичкой захотел я стать. И руками стал махать.

Взмахи руками через стороны вверх,

вниз, часто, кисти напряжены.

Крылья вверх и крылья вниз

Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.

Только слышно ветра свист.

Покачивание обеих рук, поднятых вверх

Я подпрыгнул, чтоб взлететь.

Руки поднять вверх, подпрыгнуть.

Но пришлось на землю сесть.

Сесть на стульчики.

Ведущий: - Что самое вкусное растет в лесу?

Конкурс №4 «Ягоды».

Игра «Собери картинку «Лесные ягоды» - пазлы»

Командам предлагается за 2 минуты собрать разрезную картинку «Лесные ягоды» и назвать ягоды.

Сорока: Пока команды собирают пазлы, вам болельщики, предлагаю отгадать загадки.

Я красна и кисла,                                               На болоте росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Ягодка нежная

Прячется в валежнике,

Сине-черная сладкая,

Смотрит украдкой.

Рви да знай -

Руки не замарай! (Черника)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина)

Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,                                                     И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка... (Брусника)

Конкурс № 5. Конкурс капитанов «Ответь на вопрос Сороки».

Сорока: - Капитану каждой команды необходимо ответить на  вопросы по очереди:  

1. Какое лекарственное растение можно встретить на любой дорожке? (Подорожник).

2. Как называются ягоды, которые собирали наши предки для лечения ангины? (Малина).

3. Какой гриб является для человека ядовитым, а для животных лекарством? (Мухомор).

4. Сушеная трава, зимний корм коровы? (Сено).

5. Как называется дерево сок, листья, почки и корень которого используют в лекарственных целях? (Береза).

6. Каким весенним напитком любят лакомиться и дети, и птицы, и  звери и насекомые? (Березовым соком).

Ведущий: - Предлагаю болельщикам вспомнить и назвать, чего нельзя делать в лесу.

1. Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?

2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему?

3. Нельзя разорять муравейники. Муравьев считают санитарами леса. Почему?

4. Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?

5. Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?

6. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?

9.Не подходи близко к гнёздам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.                                                                      

10.В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

Мы должны беречь и охранять лес. Поэтому его надо хорошо знать.

Конкурс №6 «Животные леса».

Ведущий: -  Очень много диких животных обитает в нашем лесу.

По описанию команды должны узнать, о каком животном идет речь.

1. «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь)

2. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса)

3. Я очень шустрая, мне не лень скакать с ветки на ветку целый день. У меня 2 домика, это на тот случай, если куница разорит мое жилище, я перехожу в другой. Люблю полакомиться семенами, травкой, грибами, орехами. (Белка)

4. Я очень опасный хищный зверь. У меня острые, большие клыки, острый нюх, добычу, или опасность чувствую очень далеко. В стае ходим друг за другом след в след, впереди идет вожак. На обед у нас мясо, грибы, птицы, яйца. (Волк)

Ведущий: - Жюри подводит итоги  викторины. Мы поиграем.

Физкультминутка «А в лесу растет черника»

А в лесу растет черника, земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать, надо глубже приседать (приседания).

Нагулялся я в лесу.

Корзину с ягодой несу (ходьба на месте).

Ведущий: - Ребята!  Где мы путешествовали свами? Что видели на лесных тропинках? Мы надеемся, что вы  станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.

(Жюри подводит итоги и команду победителей награждает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия -викторины "Знатоки родного города" для детей подготовительной группы

Семейная викторина "Знатоки родного города" для ГМО (подготовительная группа)...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Родной город» для детей старшей группы.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Родной город» для детей старшей  группы....

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Труд взрослых в родном городе» для детей старшей группы.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающимна    тему: «Труд взрослых в родном городе»для детей старшей группы....

Викторина «Знатоки диких и домашних животных» для детей старшего возраста

Викторина проводилась по двум командам. Дети показали хорошие знания диких и домашних животных, учились работать в команде, помогали и поддерживали друг друга....

Викторина: «Знатоки диких и домашних животных» для детей старшего возраста

В викторине дети закрепляют знания о диких и домашних животных...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...