Использование природоведческой литературы в работе с детьми дошкольного возраста.
статья (окружающий мир) по теме

Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая  является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование природоведческой литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

                                         План.

  1. Значение детской природоведческой книги;
  2. Требования     к     детской      природоведческой     книге      (единство познавательного содержания и художественной формы);
  3. Книги,  рекомендуемые  для чтения  с детьми дошкольного возраста (автор, название, краткое содержание);
  4. Использование природоведческой книги в работе с детьми;
  5. Организация уголка книги в разных группах ДОУ.

1.Главная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Экологическая культура  дошкольников – это осознанно правильное  отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя: само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном. Дети слушают литературные произведения, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Такие  разные формы деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая  является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности. Одним из первых  писателей-природоведов для детей был В. В. Бианки. В своих произведениях он сохраняет особенности народной сказки и в этой форме дает детям научные знания о природе. Содержание книг В. Бианки научно достоверно, оно помогает детям познавать природу во всем ее многообразии. Еще один автор познавательных книг для детей - Н. Павлова. Она использует сказочную форму изложения, для сообщения детям реальных событий и знаний. Характерна для познавательных сказок Н. Павловой вера в торжество правды, справедливости. Читая ее сказки, приходишь к выводу, что познавательный материал связывается с воспитательным. Главный герой произведений Пришвина - умный и любознательный человек, относящийся к природе любовно и бережно. Писатель-природовед Е. Чарушин любит наблюдать за животными. Рассказы Чарушина производят тем более сильное впечатление, что он сам их иллюстрирует. «Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства». ( С.Н. Николаева).   Тема произведений Н. Сладкова - жизнь детенышей зверей и птиц. Сладков дает детям знания о природе в форме реалистического рассказа. Интерес к книге у ребенка проявляется рано. И, впоследствии, по мере взросления, его нужно развивать и углублять. Для этого в детском саду используются разные произведения: сказки, рассказы, стихотворения отечественных и зарубежных писателей. Детская природоведческая книга способствует обогащению, расширению диапазона имеющихся у дошкольников знаний о природе;  формированию у детей материалистического миропонимания, основы представления о мире природы.  Чтение природоведческой литературы делает понятным, доступным, ясным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы, и знакомит  с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно.  С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, о необычных эпизодах взаимодействия человека и природы, уточнить и конкретизировать представления о предметах, явлениях. Чтение художественного произведения  развивает у детей познавательный интерес, наблюдательность,  помогает осознать общую  экологическую картину мира. Природоведческая книга помогает воспитателю объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность дошкольникам осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.  Природоведческая литература,  как и любая художественная литература,  рекомендованная для чтения детям,  служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Слушая и воспринимая книгу, ребенок  учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У него развивается память, мышление, внимание, воображение. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Образный язык произведений и иллюстрации художников способствуют развитию у детей эстетического восприятия. В занимательной, высокохудожественной форме авторы книг о природе дают маленькому читателю (или слушателю)  не только знания о природе, но и воспитывают в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла. Они учат сопереживать, радоваться, сострадать, постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем. Таким образом, детская природоведческая литература является важным звеном в системе экологического образования  и воспитания дошкольников, так как она:

  1.    воспитывает у детей гуманное отношение к природе;
  2.    формирует начальные экологические знания о природе и ее законах;
  3.    учит детей видеть и чувствовать красоту природы;
  4.    воспитывает  в детях  внутреннее желание хранить и беречь природу;
  5.    дает детям знания по уходу за растениями и защите природы.    

В результате одновременно решаются задачи нравственного, интеллектуального эстетического и  трудового развития дошкольников.    

Детство - время познания ребенком окружающего мира, время формирования психофизического, нравственного, интеллектуального, эстетического облика личности, время становления системы оценочных критериев, определяющих ориентацию его в природе и в обществе. По мере накопления знаний и навыков развиваются природные свойства субъекта, создаются предпосылки духовного роста личности. Книга занимает свое место в этих процессах. До определенного возраста дети воспринимают ее содержание как реальную жизнь, откликаясь на показанные в ней события так же, как и на те, которые происходят вокруг. Причем, поскольку сюжеты, герои литературы, как правило, более ярки и разнообразны, чем окружающий ребенка быт, именно они запоминаются, волнуют, преображают человека. Более того, если книга способна возбудить интерес, обострить эмоции своего читателя, она запоминается человеку на долгие годы, влияя на все сферы духовного развития личности. Часто, перебирая в памяти впечатления детства, человек вспоминает и литературные произведения, оставившие в его воспоминаниях наиболее яркие страницы.

2.В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. Важнейшей особенностью детской книги является ее воздействие на читателя. Однако это  может осуществиться, прежде всего, в том случае, если книга «отыщет своего читателя», то есть  наиболее полно выполнит задачи воздействия на ребенка как раз в тот период детства, особенности которого учитывались при создании произведения литературы, опираясь на данные педагогики и психологии. Действенность книги связана с тем, чтобы в каждом возрастном периоде дошкольник получил такую книгу, которая отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Поэтому при использовании природоведческой литературы для детей, необходимо  учитывать ее воспитательное  и обучающее воздействие,  возрастные и индивидуальные особенности детей. Знания и представления об окружающей действительности должны быть изображены  в форме, доступной детскому восприятию.  Большое значение имеет и содержание природоведческой книги. Оно должно быть интересно и увлекать читателя. В детской книге особенно важно единство познавательного, нравственного и эстетического начал. Как уже было сказано ранее, детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.

 Познавательные функции реализуются, прежде всего, за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей.

В процессе чтения ребенок познает также собственно книгу - как явление культуры, как средство варьирования впечатлений, разгадки тайн, поиска ответов на возникающие вопросы. Особое значение приобретают обучающие свойства книги, формирующие само мышление, демонстрирующие методику овладения знаниями, развивающие логическое мышление, познание абстрактных понятий, умение сопоставлять, оценивать, отбирать, давать характеристики предметам и явлениям. Книга способствует развитию речи ребенка, его активного словаря.

 Эстетические функции книги реализуются через восприятие художественного образа, направлены на развитие эстетической сферы личности. Художественная литература развивает в детях художественно-образное восприятие действительности, умение познавать окружающий мир при помощи художественного образа, учит образному мышлению и выражению своих чувств и мыслей. Если книга воспринимается эмоционально, она формирует соответствующие эмоции и по отношению к конкретной реальности, что помогает детям прояснять и осознавать нравственные оценки. Следовательно, эстетическое восприятие определяет нравственную позицию, формируя определенные свойства личности ребенка.         Большое значение  на формирующийся эстетический вкус ребенка оказывают  иллюстрации в книгах. Ученые и педагоги отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. При выборе книги и  иллюстраций в ней, необходимо учитывать особенности ребенка, специфику его восприятия и задачи воздействия книги на ребенка. Иллюстрация в книге, где содержание передает текст, выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, дополняющую функции. Познавательная функция обеспечивается посредством отражения в иллюстрациях реалий окружающего мира, которые способствуют узнаваемости предметов и явлений. Воспитательная функция обеспечивается связью иллюстраций с воспитательной идеей, составляющей основу содержания книги. Иллюстрация подсказывает ребенку общую оценку ситуации независимо от того, как эта ситуация представлена в тексте книги.  Как средство воспитания и обучения детей рассматривал иллюстрации К.Д. Ушинский, подчеркивая необходимость отражения в них познавательного и художественного начал. Последнее связано с выполнением иллюстрациями эстетических функций. Эстетическая функция иллюстрации определяется качеством ее исполнения, и тут важным критерием оценки становится критерий художественности. Дополняющая функция иллюстраций связана с возможностью изображения расширить понимание текста, показать часть в границах целого или, наоборот, представить целое составляющими частями. Кроме того, иллюстрации способствуют формированию у читателя дополнительных переживаний, которые расширяют возможности воздействия книг для детей на эмоциональную сферу личности. Рисунки-иллюстрации в дошкольном возрасте воспринимаются ребенком как точное отражение действительности, почти как сама действительность. Поэтому изображения должны быть узнаваемы и понятны, статичны. Иллюстрация в произведениях художественной литературы тесно связана с текстом и способствует пониманию его смысла.  При выявлении связи иллюстрации с текстом необходимо особое внимание уделять деталям; к примеру, если, описывая одежду героя, автор называет красную рубаху - в иллюстрации она должна быть именно красной.  Дети остро реагируют на конкретные детали, легко узнают их и именно по ним идентифицируют явления, предметы, события, персонажей. Поэтому деталь должна отличаться изобразительной точностью, связывать текст с рисунком. В художественной литературе, в сказках иллюстрации помогают понять смысл содержания, дополняя его, раскрывая оценку поступков и характеров героев, которые могут быть не совсем понятны из текста. Иллюстрация, передавая настроение повествования, выделяя главное в ситуации, помогает ребенку осмыслить повествование. Таким образом, в познавательной книге рисунок выполняет познавательные, дополняющие и эстетические функции, наряду с текстом формируя систему знаний и представлений детей об окружающем их мире.

В качестве основных можно назвать следующие требования к иллюстрациям книг для детей:

  1. иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, должны помочь ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста;
  2. мера, степень полноты отражения содержания в иллюстрациях должна определяться функциями, которые они выполняют; учитываются такие факторы, как возраст читателя, вид издания (например, книжка-картинка или альбом преимущественно представлены изобразительным рядом), специфика содержания произведения литературы.

Необходимо учитывать:

  1. достоверность изображений, их схожесть с реальными предметами и явлениями, узнаваемость;
  2. целостность иллюстративного ряда;
  3. эстетическую ценность иллюстраций.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

  1.     сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;
  2.      связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
  3.     произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);
  4.    оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

3. Для ведения эколого-воспитательного процесса в ДОУ необходимы разные книги.  К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой ДОУ, которая должна быть разработана и реализовываться в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  В соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы», разработанной под руководством Вераксы Н.Е. и Комаровой Т.С.,  в детском саду могут быть использованы  произведения классиков детской литературы: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также других писателей и поэтов: И. Бунина, С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Павловой, Е. Серовой, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе таких авторов как:  С. Аксаков, Т. Никольский, И. Акимушкин, В. Чаплина, В. Танасийчук, с произведениями которых воспитатель должен познакомить детей. Важно отбирать высокохудожественную литературу.  

  Приведем примеры некоторых произведений:

 Виталий Бианки – писатель, который писал научно-художественные книги для малышей. «Лесная газета», «Страна зверей» и другие прославили его имя, сделав классиком жанра. Казалось бы, все в книгах писателя подчинено сюжету, но легко и ненавязчиво он все время дает пытливому читателю пищу для ума. Малыш узнает, как передвигается гусеница, переставляет свои мохнатые ножки паучок, прыгает кузнечик и т.д. В сказке «Сова» В.Бианки очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого. В простой цепи фактов: сова – полевые мыши – шмели – опыление клевера раскрывается перед ребенком смысл сложного взаимоотношения между организмами. (Рекомендована для чтения детям в старшей группе детского сада).  Сказка Виталия Бианки «Первая охота» рассказывает о первой охоте щенка-малыша и способностях к маскировке животных от таких охотников. Показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т.д. (Рекомендована для детей средней группы) Сказки Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?» интересны для детей и помогают раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями.  В произведении «Купание медвежат» дети получают знания о бурых медведях, их повадках и умении приспосабливаться к среде обитания. ( Рекомендована для чтения детям во второй младшей группе детского сада). В сказке «Как Муравьишка домой спешил»  рассказывается о приключениях  Муравьишки, унесенного ветром в лес, и о том, как гусеница, кузнечик, водомер и майский жук помогли ему до захода солнца попасть домой. В сказке Муравьишка чувствует, думает, переживает.  Из этой сказки ребенок узнает, что в этом мире жить одному, без друзей, трудно. Книги В. Бианки учат добру, мудрости, внимательному отношению к природе, к братьям нашим меньшим. Г. Гроденский в книге, посвященной творчеству В.Бианки, пишет: «Старую народную сказку писатель смело и весело наполнил новым содержанием. И она стала не только носительницей морально-этических идей. Оказалось, сказка может быть проводником положительных знаний, доступных самому маленькому слушателю или читателю. Какой другой жанр литературы дает возможность так доходчиво, так увлекательно ввести ребенка в круг первых правильных понятий и представлений о сложных явлениях природы!»

Произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» рекомендовано для чтения детям в подготовительной к школе группе. В нем рассказывается о  мальчике Фильке, который однажды  зло накричал на коня, просящего у него хлеб, да еще и сильно ударил его. А конь этот был не простой, а «заслуженный» — раненый, пострадавший от врага во время боевых действий. И вот, не успели утихнуть Филькины жестокие слова, как навалилась на все село беда, грянул лютый мороз, сковавший мельницу и грозящий обречь людей на верную голодную смерть. Филькина бабушка говорила, что все беды приходят «от злобы людской» и «от охлаждения сердца». И мальчик на собственном опыте почувствовал, что значит быть причиной всеобщего несчастья. Однако ему хватило терпения, мужества и находчивости, чтобы исправить свой дурной поступок. Филька с буханкой свежего хлеба пошел мириться с конем, потому что «не только человеку извинения требуются». Трудно пришлось Фильке. Горько плакал он перед всей деревней, когда конь не хотел брать его хлеба. Мельник Панкрат уговорил коня: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем его обижать? Бери хлеб, мирись!» Конь наконец взял мягкими губами хлеб из рук Фильки. Все улыбались и радовались. Но больше всех радовался Филька. Ведь он одержал такую трудную победу над самим собой. Поборол в душе равнодушие и черствость и научился чувствовать боль и обиду других, ценить дружбу и уважение людей.  

Произведение Н. Павловой «Земляничка» рекомендовано детям первой младшей группы. В нем рассказывается, как росла Земляничка на полянке. Созрела, раскраснелась, вот и захотели ее все съесть - птичка, мышка, лягушка, змея. Тут тучка набежала, закапал дождик, и все прятаться побежали: птичка - на дерево, мышка - в норку, лягушка - под листок, змея - под корень. А ягодка умылась дождиком, заблестела и стала еще краше! Книга стремится расширить границы представлений ребенка о живом, опирающиеся у него на еще малый и небогатый жизненный опыт. Многое из того, что ребенку живым не кажется, вдруг прорастает трепетным растением, взлетает легкокрылой бабочкой. Природоведческая книжка многократно демонстрирует ребенку это «большое чудо» (именно так называется один из рассказов Н.М.Павловой), в это же ряд можно поставить ее же рассказы «Живая бусинка», «Луковка с радостью».

 4. Решение задач экологического образования детей осуществляется в соответствии с принципом интеграции образовательных областей не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, и в самостоятельной деятельности детей.  Образовательные области «Чтение художественной литературы» и «Познание» относятся к направлению «Познавательно-речевое развитие» и тесно взаимосвязаны между собой, так как чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, положительного отношения к окружающему миру, природе, любви и интереса к книге. Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.  В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др.), поэтому в ДОУ должны быть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный образ их персонажей. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации — диапозитивы или игрушки, картину и т. д. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных и т.д.   Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.д. Воспитатель помогает детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении. Педагог должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Например, в средней группе внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях. Игрушки, рассказы, сказки сделают для ребенка любимыми образы некоторых животных, помогут сформировать правильные представления об их внешнем виде. В старшем возрасте интересные и полезные знания о диких животных дети почерпнут из книг: Л. Толстого «Зайцы», «Как волк угощал своих детей»; М. Пришвина «Еж», «Белка», «Беличья память», «Медведь»; Е.Чарушина «Моя первая зоология» и др. Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели,— обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками.— Послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять. Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.  Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н. М. Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Например, после ознакомления детей с комнатным растением «Бальзамин», можно прочитать стихотворение Е. Благининой «Огонек». Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. Ранней осенью педагог старается доставить детям удовольствие от наблюдений за осенней природой. Поможет в этом не только непосредственное осязание красот осени, но и стихи, например, «Листопад» И.А. Бунина. Зимой, например, в младшей группе на прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения М. Познанской «Снег идет», А. Барто «Снег, снег». В старшем дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания о зиме как времени года. В системе работы по формированию представлений о природе зимой, воспитатель знакомит детей с произведениями К.Д. Ушинского «Зима», «Четыре желания», «Проказы старухи-зимы»; В.В. Бианки «Книга зимы», Н.И. Сладкова «Декабрь», «Январь», «Февраль». Свои представления о зиме дети могут выразить в рисунках, в создании «Зимнего альбома». Наблюдения за растениями зимой следует сочетать с чтением художественной литературы (Н. Павлова «Деревья зимой», «Зимняя игрушка», И.П. Токмакова «Деревья», С.А. Есенин «Береза» и др.). Рассказ В. Бианки «Под снегом на лугу» поможет закрепить представления, что под снегом растения не гибнут.
Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Можно сравнить книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами».  Н. Павлова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны. Или, например, описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном. Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др. Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто, и каким образом читают детям. (В.В. Гербова). Педагог должен при чтении стихотворения или рассказа обратить внимание не только на его содержание, но и постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением. Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. (Н. Ф. Виноградова).  

 Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Рассматривая книги и иллюстрации, дети могут обмениваться впечатлениями об увиденном. Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Место для подбора материалов и оборудования, его содержание зависит и от тех задач, которые решаются в данный период времени в образовательной деятельности. Это могут быть:

  1. Наглядный материал: детская художественная литература, иллюстрации, репродукции картин, открытки, картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов по ним, книги-игрушки, книги-малышки, книги-самоделки, изготовленные детьми вместе с воспитателем.
  2. Настольно-печатные дидактические игры литературного содержания («Волшебный кубик», «Домики-сказки» и др.).
  3. Набор диафильмов, кассет или дисков по книгам, сказкам.
  4. Детские работы на сюжеты сказок и литературных произведений.
  5. Различные театры (плоскостной, пальчиковый и т.д.)

  В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. Следует мягко пресекать небрежное отношение детей к книгам, попытки рассматривать их на полу. Заниматься «ремонтом» книг надо обязательно в присутствии детей. В уголке книги должно быть не менее 5-6 книг. В книжном уголке на полке-витрине воспитатель выставляет знакомые детям книги-сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и другие, привлекает к ним внимание детей, побуждая их рассмотреть иллюстрации, вспомнить интересные эпизоды, напеть знакомые песенки. В уголке книги очень важны иллюстрированные книги. Красочные издания, разнообразное содержание привлекают внимание детей к уголку книги. Если интерес к какой-либо книге исчезает, ее на время заменяют другой. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.   Целесообразно периодически совершать экскурсии по группе и в числе достопримечательностей обязательно показывать уголок книги. Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.  Воспитатель объясняет, как важны в книге рисунки, показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации. Нужно познакомить детей с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным. На примере творчества  Е. Чарушина дошкольники видят как человек, умеющий видеть природу, любящий ее наблюдательный, внимательный может рассказывать о природе, животных, рисовать их. Дети должны знать, какие книги есть в книжном уголке. Ежемесячно воспитатель планирует литературную викторину. По обложке книги, иллюстрации, отрывку дети узнают и называют произведение, а воспитатель напоминает им фамилию автора.

  Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Дети 5-6 лет обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов). Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения. Также в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка,  2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности. На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать ее с полочки, не дожидаясь намеченного срока. Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.).  Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. В подготовительной к школе группе уголок книги должен комплектоваться при участии детей. Вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. В книжном уголке должны быть любимые детьми книги, а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент. В подготовительной группе периодически организуются выставки книг, проведение с детьми развлечений типа литературных викторин. Воспитатель читает отрывки из произведений. Ребята должны вспомнить его название и автора. Узнать по иллюстрации сказку и передать о чем в ней говорится. От того как воспитатель сумеет правильно подобрать необходимые материалы и пособия, с учетом возраста детей, правильно и удобно расположить их в групповой комнате, создать определенную атмосферу, во многом зависит проявление у детей интереса к различным видам деятельности.

                                               Литература

  1. С.Н. Николаева. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002. – с. 3 - 7.
  2. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа./Сост. П.П. Федосеева. – Волгоград: ИТД Корифей, 2008.
  3. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2002.
  4. С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - с. 85 -91.
  5. Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – с. 128 - 130.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – с. 4 – 33.
  8. В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 4 – 22.
  9. В.Г. Фокина. Ознакомление детей с осенними явлениями природы.  //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. № 10.
  10.  Полная хрестоматия для дошкольников. /Сост. С. Д. Томилова. – М.: АСТ, - 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного   возраста.                            ...

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...