Духовно -нравственное воспитание через театральную деятельность
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Духовно -нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-nravstvennoe_vospitanie.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание через театрализованную деятельность (Из опыта работы)

«Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического  опыта поколений - одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия  и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с  дошкольного возраста, так как это период  активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.»

                                ( Кокуева Л.В.)

Вот уже  8 лет в нашем детском саду «Ракета» я веду кружок «Театр юного артиста». Целью работы кружка является  приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие творческой личности   через театрализованную деятельность.

Считаю, что театрализованная деятельность, представляющая синтез  музыки, живописи, танца, риторики, актёрского мастерства, создаёт условия для развития    творческой  личности, помогает духовно-нравственному  воспитанию  детей.

Занятия в кружке способствуют  формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения  к своим близким, к своей стране,   признательности  к её защитникам .

             В своей работе   я опираюсь на следующие принципы:

-культурологический;

-личностно-ориентированный;

-принцип единства эмоциональных и интеллектуальных  процессов;

-принцип гуманизации;

-принцип развития;

- систематичность

        Для  достижения  поставленной цели  выбрала следующие направления:

-добро и зло;

-православная культура;

-история народа;

-развитие личности ребенка

С детьми мы  подготовили  и показали  сказки  духовно-нравственного содержания, которые помогают увидеть  красоту нравственных поступков, такие как: «Мухоморчик», «Как Баба-Яга счастье искала», «Машенька в лесу». Различать такие категории как добро и зло  помогают народные сказки. Сказка не даёт прямых  наставлений типа «слушайся родителей», «уважай  старших», но в её содержании заложен  урок, нравственность заложена в самих сюжетах. Родители и дети всего детского сада  посмотрели  такие сказки как: «Репка». «Колобок», «Заюшкина избушка» и др.

Театрализованные постановки, композиции, спектакли,  такие как:«Пасхальный колобок», «Вифлеемская ночь» , «Вербное воскресение» знакомят  с историей  православных календарных праздников, с традицией  отечественной культуры. Эти постановки были показаны не только детям, но и  родителям нашего детского сада. Их посмотрели  воспитатели и музыкальные руководители  в рамках районного мероприятия  «Школа народной культуры». Со своими постановками наш кружок является  участником ежегодного  районного фестиваля «Воскресение Христово», за что был награжден грамотами  Отдела образования и по делам  молодежи  администрации МО «Звениговский муниципальный район».

Театрализованная постановка  требует огромной подготовки. Важнейшим является   процесс репетиций, где проходит творческое  переживание и воплощение. В процессе  работы над образом  происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, развиваются нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга.

Подготовка к  показу  включает не только репетиции, но и посещение  краеведческого музея, где дети знакомятся с предметами старины, а также  обучаются изготовлению  кукол, например, кукол-оберегов, пеленашек. В группе оборудован  театральный уголок, уголок  старины,  который  постоянно пополняется новыми предметами  с помощью родителей, с которыми я работаю в тесном сотрудничестве. Большой  эмоциональный  отклик в душе ребенка  оставляет посещение Свято-Никольской церкви. Часто с детьми  посещаем библиотеку, где работники  библиотеки проводят беседы, игры, разбирают житейские ситуации, читают литературные произведения  на нравственную тему.

Воспитание  духовной личности  возможно только совместными усилиями ДОУ и семьи. На родительских собраниях, беседах  я часто задавала родителям вопросы: «Что вы считаете главным в воспитании своих детей? Каким бы  вы хотели  видеть своего ребёнка  в будущем? Родители отвечали: хотим видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, порядочными, честными. Но вопрос: « А как  воспитать эти качества  в ребенке?», - многие затруднялись ответить. Для того, чтобы родители осознали, что в  первую очередь они ответственны за воспитание своих детей, именно в семье  должны передаваться   нравственные и духовные ценности и обычаи, были продуманы разные формы работы с ними. Я  использовала  наглядные  методы: папки-передвижки, выставки детских работ, выставку детской , художественной и методической литературы.

Для родителей проведены консультации: «Одна рука карает, другая милует», «Десять правил для воспитания ребёнка»», «Волынка да гудок, сбереги домок» , « А ангелочков у вас  не продаётся?» Яркое  впечатление осталось от тематической встречи с родителями «Азбука нравственности», проведенное в нетрадиционной форме, на которой  были использованы методы активизации родителей. Никто не остался равнодушен, практически все  родители  приняли  участие в обсуждении  проблем нравственности,  сравнении  методов воспитания в старину и в наше время, их положительных и отрицательных сторон. Как всегда не обошлось без театрализованного действа - была показана сценка «Как старик корову продавал» С. Михалкова.

И, конечно, хочется сказать  о совместных праздниках и развлечениях. Сначала родители привлекались  только к пошиву  кукол, костюмов, были зрителями. В процессе  работы я наблюдала, как родители с интересом смотрят  на детей, занятых в театрализованной деятельности, как загораются их глаза. Одна из родителей написала в стенной газете, посвященной юбилею детского сада:

«Праздники проходят здесь незабываемо, каждая постановка как отдельная история, как сказка, даже родителям хочется поучаствовать. Все дети в праздничном шоу задействованы как персонажи - никто в стороне не остается. А какие  поучительные театральные постановки наш садик показывает!..» Так возникла идея привлечь родителей к участию в театральном творчестве. В данной работе я хотела объединить родителей и детей, сформировать  новый семейный опыт совместной  творческой деятельности. В результате,  в честь юбилея детского сада   дети, родители, гости  увидели  постановку с участием родителей «В гости сказка пришла».  Сколько  волнения испытали мамы и бабушки- артисты, а сколько радости и гордости испытали их дети! Это надо было видеть!

        Одним из нетрадиционных форм «объединения» стал проект «Богатыри Земли Русской», разработанный мною  на учебный год.

Цель проекта- формирование  представлений о Защитниках своей  страны;

                   Расширение детского  кругозора, любознательности.

Задачи проекта: 1. познакомить  с новым  жанром  художественной литера-

                       туры-былины, с героями былин, их внешним     видом,    

                     снаряжением,   одеждой, подвигами;

                      2.расширить знания о Российской Армии, о её воинах;

    3. воспитывать чувство уважения и гордости за мужество,                

      силу Защитников Отечества;

    4. вызвать интерес к истории своего народа;

     5.обогащать словарь; совершенствовать связную речь;

    6 развивать физические качества: силу, выносливость;

    7 обогащать детско-родительские отношения.

В рамках этого проекта детям читали  былины «Никита Кожемяка», «Русские богатыри»( Г.Корнауховой);

Рассматривали картину В.М.Васнецова «Богатыри», рассматривали снаряжение богатырей на иллюстрациях.  слушали звучание  гуслей. В городской библиотеке  нам рассказали  не только о русских, но и марийских богатырях. Провели  комплексное занятие «Защитники Отечества». На занятиях по ИЗО дети рисовали шлем с барлицей, делали аппликацию «Щит богатырский», лепили богатырей. Свои знания дети переносили в игры.  

Родители не остались в стороне. Они приносили книги, иллюстрации, альбомы по этой теме.   Сшили,  связали замечательные костюмы богатырей, изготовили  снаряжение  для  них. Прошёл конкурс  совместных  рисунков  детей и их родителей «Защитники Отечества».

Родители  приняли участие  также   на заключительном этапе  проекта – в театрализованном представлении «Богатыри Земли Русской», где они  пели ,плясали,  исполняли роль Соловья-разбойника.

 Костюмы, оформление, мастерство юных артистов, их  старание, не оставили равнодушными  зрителей: ни гостей, ни детей детского сада, ни родителей. Много добрых слов   было сказано родителями, положительные эмоции  переполняли  и артистов и  маленьких зрителей.

Среди родителей   своей старшей группы я провела  анкетирование Хотелось узнать их мнение о значимости, необходимости театрального кружка  в детском саду, о положительных  изменениях, происходящих в ребенке.

Все родители  хотят, чтобы дети и дальше  продолжали участвовать в театральных постановках.  Если раньше в постановках участвовали только несколько детей, то сейчас практически задействованы все дети. Дети  с удовольствием  занимаются в кружке. Всем находится роль. Это, конечно, радует родителей, нет обиженных среди них. Каждый родитель может увидеть своего ребенка в театрализованном действии , сопереживать за него,  порадоваться его успеху.

        Говоря о ценности  объединения родителей и детей, их совместного  участия в театральных постановках , родители  отмечают изменения, происходящие в ребенке: ребенку весело, интересно, происходит духовный рост ребенка, всё это дисциплинирует его, он  сближается  с другими детьми, учится общению, больше общается  с родителями. Кроме того, родители отмечают, что их дети стали более доброжелательными, добрыми, стали аккуратнее, стали увереннее в себе, самостоятельнее, меняются  в лучшую сторону, появились актерские способности, узнали много интересного, узнали историю своего народа.

        На вопрос, что вы делаете для того, чтобы поддерживать  желание ребенка заниматься в кружке  отвечали: читаем книги, обсуждаем, делаем кукольный  театр с игрушками, покупаем игрушки, вместе  рисуем, придумываем  роли с игрушками, принимаем участие в игре, смотрим телевизор(познавательные передачи, сказки).

        Таким образом я считаю , что театрализованная деятельность  дает  большие возможности  для развития детей , для их духовного и нравственного роста , хочется добавить:  также  совместными усилиями ДОУ и семьи .

Не только для « артистов», но и для  юных зрителей, подготовка  и сами  выступления оставляют  яркий, добрый  след в их сердцах.

«История личности начинается  с первого желания сопереживать, сочувствовать… десятки   тысяч  ребят  каждодневно выходят из зрительных залов, потрясенные  увиденным  и маленькие сердца  стучат от желания   совершать фантастические подвиги, из которых  потом родится желание совершать подвиги  реальные. Это  желание пробуждается искусством».  (Л.М.Устинов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание через искусство"

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разг...

Духовно-нравственное воспитание через сказку

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Духовно-нравственное воспитание через искусство

Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры...

Духовно-нравственное воспитание через экологию, воспитание любви к природе родного края"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там ...

Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию через речевую деятельность на тему «Самый близкий друг – Мама!!!» для детей второй младшей группы от 3 – 4 лет

Описание материала: так как дети проходят адаптацию в данный момент и эмоционально переживают расставание с близкими, родными. Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социоку...