Исследовательская работа по гражданско-патриотическому воспитанию и образованию
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Разработка методических материалов в помощь организаторам туристстско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитаниками образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа города Котельнича
Исследовательская работа
по
гражданско-патриотическому воспитанию и образованию
Перспективно-проектное планирование на тему:
«Воспитание маленького котельничанина – большого гражданина России».
(старший дошкольный возраст)
Яненко Людмилы Павловны,
воспитатель МДОУ детского сада
компенсирующего вида №1 «Улыбка»,
обл. Кировская, г. Котельнич,
ул. Октябрьская 50, тел. 4-18-47
2011 год
Исследовательская работа по
гражданско-патриотическому воспитанию и образованию
Перспективно-проектное планирование на тему:
«Воспитание маленького котельничанина – большого гражданина России».
(старший дошкольный возраст)
«Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранённое
предшествующими поколениями,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Воспитание маленького гражданина России
В проекте Национальной доктрины образования в РФ подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Обращения к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
Поэтому воспитание любви к Родине является одной из основных задач в дошкольном образовательном учреждении.
Основные задачи:
- развивать познавательный интерес к родному краю (истории, традициям, достопримечательностям, знаменитым людям);
- воспитывать у ребёнка уверенность в себе, формировать активную жизненную позицию через развитие нравственно-патриотических чувств;
- формировать у ребёнка чувство творца, созидателя через элементы продуктивной деятельности;
- развивать межпоколенческие связи, способствовать установлению партнёрства и сотрудничества детей и родителей.
Решение этих задач поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе, выработать активную жизненную позицию.
Условия реализации.
Для реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в тесном содружестве с педагогическим сообществом (воспитатели, учитель-логопед, младший воспитатель и другие специалисты детского сада) я:
- создала благоприятные материально-технические и социальные условия;
- обновила содержание образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- особое внимание обращала на последовательную ориентацию, на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира детей.
Не менее важным условием является тесная взаимосвязь педагогов с родителями.
Формы и методы
Для эффективности обучения и воспитания использовала разные формы педагогической работы:
- фронтальные занятия
- подгрупповые занятия
- индивидуально-коррекционные занятия
- развлечения, экскурсии
- работа в режимные моменты
- самостоятельная деятельность детей
Разнообразила не только формы, но и методы работы: диагностирование, дидактические игры и упражнения, мини-исследования, сюжетно-ролевые, подвижные игры, «трудовые десанты», «минутки почемучек», встречи с интересными людьми и другие.
Разнообразие форм, методов и приемов, использование наглядного материала и художественного слова облегчило работу, дало возможность поддерживать интерес к процессу обучения и воспитания у детей.
Перспективно-проектное планирование
срок проведения | темы занятий | цель | связь с другими видами деятельности | участие родителей в проектной деятельности |
сентябрь | «Я - маленький гражданин России» - мои права; - мои обязанности; - я знаю, я умею; - я - частица общества | Способствовать социальной адаптации ребёнка, через формирование у него основ правовых знаний | Рисование автопортрета; тренинг «Я знаю, я умею»; д/и «Если стану взрослым я»; чтение «Значение имен», «Откуда пришли фамилии» | Оформление выставки «Что означают наши имена» |
октябрь | «Моя семья» - традиции; - фамильные ценности; - мои обязанности дома | Формировать представление о мире семьи, о семейных взаимоотношениях. | Рисование семьи, дома для семьи; Заполнение карт-схем «Мамины помощники»; Заучивание пословиц, поговорок о семье, о быте, об укладе жизни семьи. | Изготовление панно «Моя семья»; «Родословное древо моей семьи»; «Сказки из бабушкиного сундука» (показ кукольного театра бабушками детей) |
ноябрь | «Мой любимый детский сад» - традиции; - помещения д/с; - профессии в д/с; | Формировать у детей представление о работе д/с, о профессиях и их значимости; учить взаимодействию со сверстниками. | Поделки-подарки малышам. Заучивание песен и стихов о д/с. «Трудовой десант». Концерт для участников конкурса | Конкурс «Умелые руки не знают скуки» (изготовление атрибутов к с/р играм) |
декабрь | «Мой город» - Я – котельничанин; - символы г.Котельнича: герб, гимн; - путешествие по карте (с фотографиями) | Формировать у детей активную позицию жителя города. Знакомство с достопримечательностями города | Заучивание пословиц и поговорок о г.Котельниче. Д/и «Дворники и хулиганы». Игра-пазлы «Герб г. Котельнича». Рисование «Город будущего» | Оформление фотоальбомов «Я гуляю по Котельничу». Оформление участка ледяными фигурами «Зимняя сказка». Семейные экскурсии в музеи |
январь | «Наша Родина – Россия» -символы государства (флаг, герб, гимн). - Москва – столица нашей родины | Познакомить детей с понятиями: «Родина», «Отечество». Формировать понятие «Гражданин своей страны» | Аппликация «Русский костюм». Прослушивание аудиозаписи иностранных языков и наречий россиян. Раскрашивание флага России (готовый трафарет) | Участие в выставке новогодних украшений. Оформление газеты «Путешествие по стране» (страницы отдыха) |
февраль | «Наши защитники» - рода войск; - боевая слава нашей Армии; - герои – земляки (Д. Белых) | Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Развивать интерес к военной истории. Формировать чувства уважения, гордости, сопереживания | Заучивание стихов, пословиц, поговорок. Рисование «На страже Родины». Изготовление подарков папам. Рассматривание одежды современных воинов, старинных богатырей | Экскурсия на выставку военной техники в ЦДО. Праздничное спортивное развлечение «Вместе с папой». Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества» |
март | «Моя мама» - ФИО мамы, бабушки; - профессии | Воспитывать любовь к матери, продолжать знакомство с историей семьи, с вкладом родителей в процветание города | Заучивание стихов, пословиц о маме и бабушке. Изготовление подарков для мам и бабушек. Праздник в Вятском центре русской культуры «Прощай, масленица» | Фотовыставка «Наши мамы самые, самые красивые». Праздничный утренник «Мы для нашей мамочки». Чаепитие «Приглашаем в гости к нам». «День птиц» |
апрель | «Достижение Родины в космосе» - первый космонавт; - космонавты – земляки | Познакомить с героями космоса. Формировать представление о Вселенной. Воспитывать гордость за героев космоса | Чтение рассказов о Ю. Гагарине. Просмотр видеофильмов. Конструирование «Космический корабль» | Экскурсия в библиотеку (рассматривание подборки книг о космосе). Экскурсия в Свято-Никольский храм |
май | «Этот день Победы» -беседы о подвигах солдат во время ВОВ; -рассматривание семейных фото дедушек, прадедушек | Формировать представление о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом. Воспитывать чувство гордости за мужество нашего народа. Способствовать восстановлению межпоколенческих связей | Встреча с ветераном ВОВ И. К. Тарановым (дедушкой воспитанницы). Возложение цветов к памятнику «Воинам котельничанам». Рисование «Праздничный салют» | Возложение цветов на братском кладбище. Мини – исследование «Герои в каждой семье», презентация |
Июнь - август | «Встреча с интересными людьми» - пожарным; - инспектором ДПС; - мостостроителем | Продолжать знакомить с людьми разных профессий. Формировать уважение к людям труда. | Экскурсия в пожарную часть. Рисование «Кем ты хочешь стать». Изготовление подарков гостям | Однодневный поход. Оформление участка (обновление построек, разбивка цветников, оформление «Поляны сказок»). Участие в проведении тематических занятий |
Итоги работы.
- По результатам диагностики выявлены уровни познавательного развития знаний о родном крае:
начало года | конец года | |
высокий | 0 | 10 |
средний | 4 | 2 |
низкий | 8 | 0 |
- Все дети принимали активное участие в городских выставках и соревнованиях, не однократно занимали призовые места. Все дети справились с нормативами спартакиады «Спортлячок».
- Двое детей приняли участие в соревновании «Лыжня России».
- Родители и дети организовали концерт для пожилых людей (4 семьи).
- Родители совместно с педагогами организовали однодневный поход в район д. Шабалины. Цель: знакомство с достопримечательностями города, закрепление правил поведения на природе.
- Педагоги, родители и дети приняли активное участие в оформлении участка и клумб в детском саду. В городском конкурсе по благоустройству города наш детский сад занял третье место.
- Проведено с детьми восемь «Трудовых десантов» («Уберём дорожки», «Птичья столовая», «Не боимся мы зимы», «Мы помощники весны», «Мы защитники природы», «От маленького семечка к большому урожаю», «Ухаживаем за цветами», «Убираем урожай»).
- 8 семей приняли активное участие в озеленении и благоустройстве своих дворов.
- Адаптацию в школе прошли успешно все дети (высокий и средний уровень).
- 10 человек (86%) посещают учреждения дополнительного образования (ДЮСШ, ЦДО, ДЦК).
Хочется верить, что «зерно» любви к родному городу прорастет и принесет урожай, а из наших маленьких детей вырастут достойные граждане России.
Литература
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей МДОУ детского сада компенсирующего вида № 1 «Улыбка» города Котельнича Кировской области
- «Мое Отечество – Россия!» / Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Богачева И. В. и др. Издательство Гном и Д, 2005.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», М.:АРКТИ, 2005
Журналы: «Логопед», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель детского сада»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сезонные наблюдения - первые шаги в экологию (экологическое воспитание и образование дошкольников)
В данной статье представлен подход к экологическому образованию и воспитанию дошкольников, соответствующий Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной ...
Особенности научно-исследовательской работы в системе дополнительного образования детей
Важность экспериментально - иследовательской деятельности детей во всесторонем развитии в условиях реализации ФГОС....
«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»
Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»
Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...
Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...
Организация учебно-исследовательской деятельности в рамках агробизнес - образования
Учебно-исследовательская деятельность это совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе непрерывной образовательной деятельнос...
Доклад на тему: Исследовательская лаборатория как средство экологического образования старших дошкольников.
Экспериментируя, участвуя в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник удовлетворяет присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предме...