Исследовательская работа по гражданско-патриотическому воспитанию и образованию
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Разработка методических материалов в помощь организаторам  туристстско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитаниками образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа города Котельнича

Исследовательская работа

по

гражданско-патриотическому воспитанию и образованию

Перспективно-проектное планирование на тему:

«Воспитание маленького котельничанина – большого гражданина России».

(старший дошкольный возраст)

        Яненко Людмилы Павловны,

                                                        воспитатель МДОУ детского сада

                                                        компенсирующего вида №1 «Улыбка»,

обл. Кировская, г. Котельнич,

ул. Октябрьская 50, тел. 4-18-47

2011 год

Исследовательская работа по

гражданско-патриотическому воспитанию и образованию

Перспективно-проектное планирование на тему:

«Воспитание маленького котельничанина – большого гражданина России».

(старший дошкольный возраст)

                                                                «Только тот, кто любит,  ценит и

                                                                 уважает накопленное и сохранённое

                                                                 предшествующими поколениями,

                                                                 может любить Родину, узнать её,

                                                                 стать подлинным патриотом»

                                                                                                 С. Михалков

                                                             

         Воспитание маленького гражданина России                                                

 В проекте Национальной доктрины образования в РФ подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».  Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Обращения к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Поэтому воспитание любви к Родине является одной из основных задач в дошкольном образовательном учреждении.

Основные задачи:

  1. развивать познавательный интерес к родному краю (истории, традициям, достопримечательностям, знаменитым людям);
  2. воспитывать у ребёнка уверенность в себе, формировать активную жизненную позицию через развитие нравственно-патриотических чувств;
  3. формировать у ребёнка чувство творца, созидателя через элементы продуктивной деятельности;
  4. развивать межпоколенческие связи, способствовать установлению партнёрства и сотрудничества детей и родителей.

Решение этих задач поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе, выработать активную жизненную позицию.

       Условия реализации.

Для реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в тесном содружестве с педагогическим сообществом (воспитатели, учитель-логопед, младший воспитатель и другие специалисты детского сада) я:

  1. создала благоприятные материально-технические и социальные условия;
  2. обновила содержание образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  3. особое внимание обращала на последовательную ориентацию, на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира детей.

Не менее важным условием  является тесная взаимосвязь педагогов с родителями.

Формы и методы

Для эффективности обучения и воспитания использовала разные формы педагогической работы:

  1. фронтальные занятия
  2. подгрупповые занятия
  3. индивидуально-коррекционные занятия
  4.  развлечения, экскурсии
  5. работа в режимные моменты
  6. самостоятельная деятельность детей

Разнообразила не только формы, но и методы работы: диагностирование, дидактические игры и упражнения, мини-исследования, сюжетно-ролевые, подвижные игры, «трудовые десанты», «минутки почемучек», встречи с интересными людьми и другие.

Разнообразие форм, методов и приемов, использование наглядного материала и художественного слова облегчило работу, дало возможность поддерживать интерес к процессу обучения и воспитания у детей.

Перспективно-проектное планирование

срок проведения

темы занятий

цель

связь с другими видами деятельности

участие родителей в проектной деятельности

сентябрь

«Я - маленький гражданин России»

- мои права;

- мои обязанности;

- я знаю, я умею;

- я - частица общества

Способствовать социальной адаптации ребёнка, через формирование у него основ правовых знаний

Рисование автопортрета;

 тренинг «Я знаю, я умею»;

д/и «Если стану взрослым я»;

чтение «Значение имен», «Откуда пришли фамилии»

Оформление выставки «Что означают наши имена»

октябрь

«Моя семья»

- традиции;

- фамильные ценности;

- мои обязанности дома

Формировать представление о мире семьи, о семейных взаимоотношениях.

Рисование семьи, дома для семьи;

Заполнение карт-схем «Мамины помощники»;

Заучивание пословиц, поговорок о семье, о быте, об укладе жизни семьи.

Изготовление панно «Моя семья»; «Родословное древо моей семьи»;

«Сказки из бабушкиного сундука» (показ кукольного театра бабушками детей)

ноябрь

«Мой любимый детский сад»

- традиции;

- помещения д/с;

- профессии в д/с;

Формировать у детей представление о работе д/с, о профессиях и их значимости;

учить взаимодействию со сверстниками.

Поделки-подарки малышам.

Заучивание песен и  стихов о д/с.

«Трудовой десант».

Концерт для участников конкурса

Конкурс «Умелые руки не знают скуки» (изготовление атрибутов к с/р играм)

декабрь

«Мой город»

- Я – котельничанин;

- символы г.Котельнича: герб, гимн;

- путешествие по карте (с фотографиями)

Формировать у детей активную позицию жителя города.

Знакомство с достопримечательностями города

Заучивание пословиц и поговорок о г.Котельниче.

Д/и  «Дворники и хулиганы».

Игра-пазлы «Герб г. Котельнича».

Рисование «Город будущего»

Оформление фотоальбомов «Я гуляю по Котельничу».

Оформление участка ледяными фигурами «Зимняя сказка».

Семейные экскурсии в музеи

январь

«Наша Родина – Россия»

-символы государства (флаг, герб, гимн).

- Москва – столица нашей родины

Познакомить детей с понятиями: «Родина», «Отечество».

Формировать понятие «Гражданин своей страны»

Аппликация «Русский костюм».

Прослушивание аудиозаписи иностранных языков и наречий россиян.

Раскрашивание флага России (готовый трафарет)

Участие в выставке новогодних украшений.

Оформление газеты «Путешествие по стране» (страницы отдыха)

февраль

«Наши защитники»

- рода войск;

- боевая слава нашей Армии;

- герои – земляки (Д. Белых)

Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Развивать интерес к военной истории.

Формировать чувства уважения, гордости, сопереживания

Заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Рисование «На страже Родины».

Изготовление подарков папам.

Рассматривание одежды современных воинов, старинных богатырей

Экскурсия на выставку военной техники в ЦДО.

Праздничное спортивное развлечение «Вместе с папой».

Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества»

март

«Моя мама»

- ФИО мамы, бабушки;

- профессии

Воспитывать любовь к матери, продолжать знакомство с историей семьи, с вкладом родителей в процветание города

Заучивание стихов, пословиц о маме и бабушке.

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Праздник в Вятском центре русской культуры «Прощай, масленица»

Фотовыставка «Наши мамы самые, самые красивые».

Праздничный утренник «Мы для нашей мамочки».

Чаепитие «Приглашаем в гости к нам».

«День птиц»

апрель

«Достижение Родины в космосе»

- первый космонавт;

- космонавты – земляки

Познакомить с героями космоса.

Формировать представление о Вселенной.

Воспитывать гордость за героев космоса

Чтение рассказов о Ю. Гагарине.

Просмотр видеофильмов. Конструирование «Космический корабль»

Экскурсия в библиотеку (рассматривание подборки книг о космосе).

Экскурсия в Свято-Никольский храм

май

«Этот день Победы»

-беседы о подвигах солдат во время ВОВ;

-рассматривание семейных фото дедушек, прадедушек

Формировать представление о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом.

Воспитывать чувство гордости за  мужество нашего народа.

Способствовать восстановлению межпоколенческих связей

Встреча с ветераном ВОВ И. К. Тарановым (дедушкой воспитанницы).

Возложение цветов к памятнику «Воинам котельничанам».

Рисование «Праздничный салют»

Возложение цветов на братском кладбище.

Мини – исследование

«Герои в каждой семье»,

презентация

Июнь - август

«Встреча с интересными людьми»

- пожарным;

- инспектором ДПС;

- мостостроителем

Продолжать знакомить с людьми разных профессий.

 Формировать уважение к людям труда.

Экскурсия в пожарную часть.

Рисование «Кем ты хочешь стать».

Изготовление подарков гостям

Однодневный поход.

Оформление участка (обновление построек, разбивка цветников, оформление «Поляны сказок»).

Участие в проведении тематических занятий

Итоги работы.

  1. По результатам диагностики выявлены уровни познавательного развития  знаний о родном крае:

начало года

конец года

высокий

0

10

средний

4

2

низкий

8

0

     

  1. Все дети принимали активное участие в городских выставках и соревнованиях, не однократно занимали призовые места. Все дети справились с нормативами спартакиады «Спортлячок».
  2. Двое детей приняли участие в соревновании «Лыжня России».
  3. Родители и дети организовали концерт для пожилых людей (4 семьи).
  4. Родители совместно с педагогами организовали однодневный поход в район д. Шабалины. Цель: знакомство с достопримечательностями города, закрепление правил поведения на природе.
  5. Педагоги, родители и дети приняли активное участие в оформлении участка и клумб в детском саду. В городском конкурсе по благоустройству города наш детский сад занял третье место.
  6. Проведено с детьми восемь «Трудовых десантов» («Уберём дорожки», «Птичья столовая», «Не боимся мы зимы», «Мы помощники весны», «Мы защитники природы», «От маленького семечка к большому урожаю», «Ухаживаем за цветами», «Убираем урожай»).
  7. 8 семей приняли активное участие в озеленении и благоустройстве своих дворов.
  8. Адаптацию в школе прошли успешно все дети (высокий и средний уровень).
  9. 10 человек (86%) посещают учреждения дополнительного образования (ДЮСШ, ЦДО, ДЦК).

Хочется верить, что «зерно» любви к родному городу прорастет и принесет урожай, а из наших маленьких детей вырастут достойные граждане России.

Литература

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Конституция РФ
  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей МДОУ детского сада компенсирующего вида № 1 «Улыбка» города Котельнича Кировской области
  5. «Мое Отечество – Россия!» / Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Богачева И. В. и др. Издательство Гном и Д, 2005.
  6. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», М.:АРКТИ, 2005

Журналы: «Логопед», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель детского сада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сезонные наблюдения - первые шаги в экологию (экологическое воспитание и образование дошкольников)

В данной статье представлен подход к экологическому образованию и воспитанию дошкольников, соответствующий Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной ...

Особенности научно-исследовательской работы в системе дополнительного образования детей

Важность экспериментально - иследовательской деятельности детей во всесторонем развитии в условиях реализации ФГОС....

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»

Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...

Организация учебно-исследовательской деятельности в рамках агробизнес - образования

Учебно-исследовательская  деятельность это совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе непрерывной образовательной деятельнос...

Доклад на тему: Исследовательская лаборатория как средство экологического образования старших дошкольников.

Экспериментируя, участвуя в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник удовлетворяет присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предме...