Проект "«Кладовая Земли-глина, песок, щебень. Добыча в Сызрани».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 531.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: Кладовая Земли « Глина, песок, щебень». Добыча в Сызрани».
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Срок реализации:
Тип, вид проекта: среднесрочный, информационно-практико-ориентированный, фронтальный (с группой детей).
Возраст детей: 5-6 лет.
Гипотеза проекта: реализация проекта позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем. Проектный метод позволяет объединить детей, воспитателей, родителей.
Проблема проекта: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Актуальность проекта: В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению природы, экосистем региона, страны в целом. Знакомство детей с природой Самарской области, полезными ископаемыми, добываемыми в регионе, щебнем, песком, глиной способствует расширению кругозора детей; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
Знакомя детей с новыми понятиями, названиями полезных ископаемых, географических мест, использованием в жизни человека, педагог формирует активный словарь детей, а значит, развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствуем гармоничному развитию личности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек–природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Цель проекта: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта: формировать первоначальное представление о внутреннем строении Земли; развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников; мелкую моторику рук; побуждать к поисковой деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас дошкольников.
Идеи проекта: Все занятия по проекту «Кладовая Земли» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и воспитатель, и ребенок сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформулированы элементарные представления о полезных ископаемых Сызрани и Самарской области в целом, дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относится к природным ресурсам, разовьется интерес к явлениям и объектам неживой природы, дети начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы, дети будут интересоваться энциклопедиями и книгами о природе.
Для воспитателей: внедряет современные формы и новые методы работы.
Для родителей: У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений. Желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы. Повышение роли семьи в формировании социально-нравственной личности ребёнка.
В ходе проектирования дети достигают целевых ориентиров образования:
- Знают, из чего состоит почва; какими полезными ископаемыми богата Сызрань и область; как добывают эти богатства и где их используют;
- Проявляют познавательные способности;
- Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Готовы к индивидуальному самовыражению;
- С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
- Совершенствуют мелкую моторику рук.
Этапы реализации проекта:
1)Подготовительный
2)Основной
3)Заключительный
На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:
-подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
-подобраны дидактические игры по теме содержания проекта, направленные на развитие познавательной активности;
-адаптированы и систематизированы подвижные игры направленные на развитие двигательной активности;
-принесена глина, песок, щебень.
Основной этап проекта:
На основном этапе проекта провела ООД по познавательному развитию «Что мы знаем о полезных ископаемых», «Как человек использует полезные ископаемые», «Свойства песка и глины», «Что такое подземные богатства», «Как человек использует полезные ископаемые». Рассматривание иллюстраций «Природные ископаемые Самарской области». Чтение рассказов и сказок, чтение стихов о природных ископаемых, разгадывание загадок. Опыты и эксперименты с песком и глиной.
Заключительный этап: Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к хозяйке медной горы».
Результат проекта:
Дети любознательные, активные, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют большую самостоятельность в разных видах деятельности, в случае затруднения обращаются к взрослому. Знают что такое полезные ископаемые, а также некоторые виды полезных ископаемых (песок, глина, щебень), как добывают и где используют. Проявляют познавательные способности. Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности.
Литература
1. Алексин, А. Почемучка / А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик. – М. : Педагогика-Пресс, 1987, 1990, 1991, 1992.
2. Ашиков, В. И. Про небо и землю : сказочная хрестоматия / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. – М., 1999.
3. География для малышей : школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
4. Голицын, М. Сокровища Земли. Я познаю мир / М. Голицын. – М. : АСТ, 2001.
5. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. – М., 2004.
6. Ковинько, Л. В. Секреты природы – это так интересно / Л. В. Ковинько. – М., 2004.
7. Комратова, Н. Г. Мир, в котором я живу / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М., 2005.
8. Плешаков, А. А. От земли до неба / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2002.
9. Рыжов, И. Н. О чем шептались камешки // Обруч. – 1997. – № 3.
10. Рыжова, Н. А. Почва – живая земля / Н. А. Рыжова. – М., 2005.
11. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами (песок, глина, камни) / Н. А. Рыжова. – М., 2005.
12. Соболевский, В. Замечательные минералы / В. Соболевский. – М. : Просвещение, 1983.
13. Тайны природы : школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии
поисково-исследовательской активности ребенка».
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию посково – исследовательской активности детей
Чего нельзя и что нужно делать
Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Песок, глина
1 Сыпучесть.
Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.
2 Сравнение частичек песка и глины.
Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
3 Как песок и глина пропускают воду.
Оборудование: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной
Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
4 Как песок и глина сохраняют форму.
Оборудование: Мокрые песок и глина, доска для лепки
Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму
5 Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает.
Оборудование: Две воронки в одной песок, в другой глина, два пустых стакана и стакан с водой
Берем две воронки в одной песок, в другой глина ставим в стакан, наливаем воду и наблюдаем: в стакане с песком вода появляется быстро, а глина воду не пропускает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Кладовая виаминов" с детьми старшей группы
Этот проект был проведён при ознакомлении детей с правильным питанием. В работе над проектом принимали участие специалисты детского сада. медицинская сестра. повара. родители. Главными участника...
Экологический проект "Кладовая Мостовского района"
В ходе работы над проектом достигнуты результаты:-повысился познавательный интерес к миру растений;-научились моделировать признаки объектов связи;-повысился уровень их экологической грам...
Экологический проект "Кладовая природы"
В данной работе раскрывается вопрос о комнатных растениях. Для красоты мы их выращиваем у себя дома, или для пользы? Чем они служат нам? Просто ли украшают дом?...
Мини-проект "Кладовая земли"
Мини-проект "Кладовая земли"Тип проекта: информационно - практико – ориентированный. Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями) Цель: Создание условий для формирования пре...
Проект "Кладовая земли"
Проект направлен на развитие у детей самостоятельности посредством экспериментирования...
Проект «Кладовая здоровья» в подготовительной группе компенсирующей направленности .
Тема: Изучаем свой организм.Авторы проекта: воспитатели В.В. Петрова, Н.В. Садовская, учитель-логопед В.В. Колесова.Тип проекта: практико-ориентированный.Вид проекта: информационно-игровой.Срок ...
Проект "Кладовая осени"
Цель проекта: формировать представление детей о своеобразии осени как времени года....