Конспект проведения НОД в старшей группе "Большое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Антипова Наталья Владимировна

Конспект составлен  в соответствии с требованиями ФГТ в рамках тематической недели "Такие разные животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx44.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара

Дошкольное отделение

Конспект

проведения непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)

на тему 

«Большое путешествие»

(в рамках тематической недели «Такие разные животные»)

Разработали: Антипова Н.В. – старший воспитатель ДО МБОУ СОШ № 41 «Гармония», Равилова Л. А. - воспитатель старшей  группы

Провела: Равилова Лилия Адельшовна

Самара, 2012год

Цель: расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран.

Задачи: 

Область «Познание»:

-уточнить представления детей о животных жарких страны и Севера: внешний вид, характерные особенности.

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, развивать интерес к представителям живой природы;

Область «Коммуникация»:

-развивать умение поддерживать беседу, обогащать словарь детей существительными, обозначающими животных жарких страны и Севера;

- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей;

Область «Художественное творчество»:

- побуждать желание изобразить животное, передать   особенности его  строения;

- побуждать  детей  использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животных  в художественно-творческой  деятельности;

-учить  самостоятельности  в  выборе  сюжета  и  техники  исполнения;

-отрабатывать  умения  располагать  «сюжет» на  всем  листе  бумаги,  выделять  главное, выбирать  цветовое  решение;

-закреплять  умения  использовать  разные  художественные  материалы: восковые  мелки,  акварельные  и  гуашевые  краски,  цветные  карандаши, пластилин;

Область «Социализация»:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

-продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость, целеустремленность в достижении конечного результата

 -создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления;

Оборудование и материалы:

1) Глобус, мягкая игрушка – пингвин, маска-шапочка «белый медведь»;

2) Картинки с изображением животных, обитающих в теплых странах и на Севере;

3) Клеёнка, изосредства (пластилин, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши и т.д.), влажные салфетки для рук, цветная бумага для оригами, подносы с манкой (из расчета на каждого ребёнка);

4) Дидактическая игра - пано «Кто где спрятался?», настольная дидактическая игра «Зоологическое лото» и т.д.;

5) Магнитофон,  запись песни «Я рисую»,  песня «В Антарктиде жили… ».

Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.

Предварительная работа 

  1. Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», «Животные северных стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
  2. Беседы о животных разных стран, беседы об обитателях Африки и Северного полюса;
  3. Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;
  4. Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т.д., составление по ним рассказов;
  5. Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности

Формы организации совместной деятельности

Создание проблемной ситуации, ситуативная беседа, творческое интерпретирование образов животных, отгадывание загадок, дидактическая игра «Кто где спрятался?», изготовление продукта детского творчества.

Проведение НОД:

В групповом помещении организована свободная игровая деятельность детей. Воспитатель что-то ищет среди детей, дети проявляют к действиям воспитателя интерес.    

Воспитатель: Ребята, я потеряла один интересный предмет. Поможете мне его найти? Отгадайте загадку, которая поможет нам в поиске предмета (загадка- описание  глобуса).  

Дети с воспитателем находят глобус.

Воспитатель: Молодцы, вы мне очень помогли! Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите  отправиться   со мной в большое путешествие и познакомиться  с животными жарких стран и животными Севера?

Сначала мы отправимся с вами на очень жаркий континент. А как вы думаете, как он называется? Кто знает, где находится Африка? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Кто может его показать?

Воспитатель: Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:

                                           Волшебный глобус я кручу,

                                           Попасть я в Африку хочу!    

( Дети поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель: Вот мы и  в Африке.

Воспитатель проводит игру с ребятами «Кто где спрятался?». Дети по очереди называют животных Африки.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:          

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный…   лев

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

  1. Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
  2.  Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
  3. Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

          (На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки,                   более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала  отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

  1. А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).
  1. На кого охотятся львицы? (их добычей становятся  жирафы, антилопы, зебры).

Воспитатель: Следующая загадка:

Что за коняшки,

на всех тельняшки… зебра

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

  1. Каждая зебра  покрыта полосками и они не повторяются.

(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать.  А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут  выделить одну зебру. Их много и  они сливаются в одно большое полосатое пятно).

  1. Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).

Воспитатель: Послушайте о ком следующая загадка?  

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко…  
жираф.

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

  1. Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.

  1. Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу.

Глаза у жирафа так посажены, что не поворачивая голову, он видит все вокруг.

Воспитатель: Какое самое большое животное в Африке?  СЛОН

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

  1. Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

           Самое удивительное у слона – хобот.

  1. Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
  2. Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

В Африке всегда очень жарко. А чего хочется больше всего, когда стоит жара?

  1. Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупаться).

Игра-имитация движений животных «Мы идем на водопой».

  1. Вот подошел лев. Как он пьет? (лакает)
  2. Медленно, осторожно приближается жираф. Как дотянуться ему до воды? Они такие высокие, а вода низко (жирафы широко расставляют в стороны, чтобы дотянуться до воды)
  3. Слоны никого не боятся. Торжественно они подходят к воде и пьют. Как они это делают? (хоботом слоны набирают воду и отправляют ее в рот, поливают себя и друг друга водой, охлаждаясь).

(беседа сопровождается показом движений)

Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытныйбегемот

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

У нашего  большого  бегемота есть маленький друг. Кто это?  (Бегемот дружит с птицами).

Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица  бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Воспитатель: Ну а теперь мы с вами отправимся на Северный полюс, где холод, сильные морозы и вечная мерзлота

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Арктику хочу!

Пока мы летим, мы можем с вами поиграть в игру.

Игра с мячом  «Цепочка северных слов» (называя слово, дети  передают  мяч друг другу)

Вот мы с вами оказались на Северном полюсе! Выходите. Каких животных Севера вы знаете? (белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец)

Выставляются две иллюстрации с изображением верблюда и северного оленя.

  1. Что общего у этих животных? (широкие копыта;  оленю, чтобы не проваливаться в снег, а верблюду в песок).

Выставляются две иллюстрации с изображением слона и моржа, беседа на уточнение знаний о животном

  1. У какого животного, как и у слона, есть два больших зуба, как они называются? Зачем моржу клыки? (Защищаться; выбираться из воды; пробивать дырки, когда плавает подо льдом; для красоты, если они очень длинные; добывает еду на дне, разрывая дно).
  2. Почему животные севера не могут жить в жарких странах? (У них под кожей толстый слой жира, густая теплая шерсть, им будет очень жарко).
  3. Почему животные жарких стран, не могут жить на севере? (Нет толстого слоя жира и густой теплой шерсти).

Воспитатель: Белые медведи, бегемоты, черный носорог  занесены в Красную книгу России.  Красная книга защищает и запрещает убивать этих животных.

Ребята, сегодня необычный день. Среди животных есть именинник! Хотите отправиться к нему на день рождение?! Тогда отгадайте загадку:

Может кто-то не поверит:
Любят холод  эти звери.
Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят.
Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это северный      …  
медведь

Верно, ребята, у  медведя  день рождение, он приглашает нас всех в гости.

Это было в воскресенье.  
У медведя  день  рожденье!
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.

Прочитайте, кто же приходил в гости к медведю?

ПА–ЛО–ТИ–АН                                                                                     ГВИН–ПИН
МОТ–ГЕ–БЕ                                                                                          РАФ–ЖИ
ДИЛ–КО–КРО                                                                                     ЛЕНЬ–ТЮ
РА–ЗЕБ                                                                                                    РОГ–СО–НО
(К медведю пришли                                                                   (К медведю пришли
антилопа, бегемот,                                                                      жираф, тюлень,
крокодил, зебра)                                                                          носорог, пингвин)

Воспитатель: Пингвин? Это кто? (птица, которая живет в Антарктиде).

Появляется пингвиненок (игрушка)

Может быть  не просто так

Он надел концертный фрак?

Так и кажется, что вот

Тонкой палочкой взмахнет

И польются звуки про снега и вьюги,

Ледяные пирамиды и про холод Антарктиды!

           Танец детей и пингвиненка под песню «В Антарктиде жили».

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться домой.  

Волшебный глобус я кручу,

Попасть домой  я хочу!

Ребята, мы с вами побывали на дне рождения, но не успели подарить подарок. Что мы можем подарить северному медведю?

Ответы детей, один из вариантов «Нарисовать рисунки животных, которые живут в жарких и холодных странах»

Воспитатель: Мы с вами уже не раз рисовали разных животных. Сегодня вы сами выберите, какого животного будете рисовать и каким материалом: красками, пластилином, восковыми мелками или цветными карандашами. Рассаживайтесь за те столы, где вам удобнее.

Вместе с воспитателем дети садятся за столы (на столах приготовлен необходимый материал для работы), по необходимости воспитатель оказывает помощь детям. Детям, выполнившим работу раньше остальных, воспитатель предлагает поиграть на ковре в дидактическую игру «Зоологическое лото».

Подведение итога:

Воспитатель:  Какие хорошие работы у вас получились, ребята! Давайте из ваших работ сделаем для медведя  альбом на память о нашем путешествии и подарим ему. А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? Что интересного вы узнали из жизни некоторых животных?

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:

  1. Ситуативный разговор;
  2. Рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением животных разных стран;
  3. Организация выставки детской художественной литературы по теме «Такие разные животные» с последующим прочтением произведений;
  4. Дидактические игры «Чьи детки?», лото «Дикие животные» и др.;
  5. Создание построек из разных видов конструктора  «Зоопарк» с дальнейшим обыгрыванием сюжетными игрушками;
  6. Организация выставки детских работ «Такие разные животные».

Взаимодействие с родителями:

1) Привлечь родителей к созданию творческих проектов с детьми на тему «Такие разные дикие животные»;

2) Предложить родителям разучить с детьми в домашних условиях стихи о животных;

3) Организовать выставку совместных работ «Дикие животные», изготовленных  разной  техникой (рисунок, аппликация, оригами, лепка и др.)

4) Предложить родителям совместно с детьми в домашних условиях составить творческие рассказы «Интересное животное», «Что я видел в зоопарке» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проведения вечера досуга КВН "лесное путешествие"

Конспект проведения вечера досуга по теме лес весной, жизнь растений и животных весной, для детей подготовительной группы КВН "лесное путешествие". Используемые технологии: игровое проблемное обучение...

Конспект организации и проведения НОД в старшей группе "Путешествие в космос"

Конспект организации и проведения НОД в старшей группе "Путешествие в космос"...

Конспект проведения занятия в подготовительной группе "Путешествие во Вселенной"

В рамках проведения всероссийского урока по астрономии мной предложен конспект занятия в подготовительной группе. Носит познавательный характер, проводится в форме интерактивного урока , расширяет кру...

Конспект проведения НОД по математическому развитию «Путешествие в волшебный лес"

Ход НОД: Вводная часть.Организация детей:Доброе утро, глазки!Вы проснулись?(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).Доброе утро, ушки!Вы проснулись?Погладить ушки, пр...

План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешествие по родному селу»

План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешествие по родному селу»План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешест...

План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешествие по родному селу»

План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешествие по родному селу»...

Конспект проведения занятия на тему «Космическое путешествие»

Данная непосредственно образовательная интегрированная деятельность проводится в группе младшего возраста на тему: «Космическое путешествие»....