Конспект проведения НОД в старшей группе "Большое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГТ в рамках тематической недели "Такие разные животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2.docx | 44.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара
Дошкольное отделение
Конспект
проведения непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)
на тему
«Большое путешествие»
(в рамках тематической недели «Такие разные животные»)
Разработали: Антипова Н.В. – старший воспитатель ДО МБОУ СОШ № 41 «Гармония», Равилова Л. А. - воспитатель старшей группы
Провела: Равилова Лилия Адельшовна
Самара, 2012год
Цель: расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран.
Задачи:
Область «Познание»:
-уточнить представления детей о животных жарких страны и Севера: внешний вид, характерные особенности.
-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, развивать интерес к представителям живой природы;
Область «Коммуникация»:
-развивать умение поддерживать беседу, обогащать словарь детей существительными, обозначающими животных жарких страны и Севера;
- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей;
Область «Художественное творчество»:
- побуждать желание изобразить животное, передать особенности его строения;
- побуждать детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животных в художественно-творческой деятельности;
-учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения;
-отрабатывать умения располагать «сюжет» на всем листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение;
-закреплять умения использовать разные художественные материалы: восковые мелки, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, пластилин;
Область «Социализация»:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
-продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость, целеустремленность в достижении конечного результата
-создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления;
Оборудование и материалы:
1) Глобус, мягкая игрушка – пингвин, маска-шапочка «белый медведь»;
2) Картинки с изображением животных, обитающих в теплых странах и на Севере;
3) Клеёнка, изосредства (пластилин, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши и т.д.), влажные салфетки для рук, цветная бумага для оригами, подносы с манкой (из расчета на каждого ребёнка);
4) Дидактическая игра - пано «Кто где спрятался?», настольная дидактическая игра «Зоологическое лото» и т.д.;
5) Магнитофон, запись песни «Я рисую», песня «В Антарктиде жили… ».
Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Предварительная работа
- Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», «Животные северных стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
- Беседы о животных разных стран, беседы об обитателях Африки и Северного полюса;
- Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;
- Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т.д., составление по ним рассказов;
- Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности
Формы организации совместной деятельности
Создание проблемной ситуации, ситуативная беседа, творческое интерпретирование образов животных, отгадывание загадок, дидактическая игра «Кто где спрятался?», изготовление продукта детского творчества.
Проведение НОД:
В групповом помещении организована свободная игровая деятельность детей. Воспитатель что-то ищет среди детей, дети проявляют к действиям воспитателя интерес.
Воспитатель: Ребята, я потеряла один интересный предмет. Поможете мне его найти? Отгадайте загадку, которая поможет нам в поиске предмета (загадка- описание глобуса).
Дети с воспитателем находят глобус.
Воспитатель: Молодцы, вы мне очень помогли! Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие и познакомиться с животными жарких стран и животными Севера?
Сначала мы отправимся с вами на очень жаркий континент. А как вы думаете, как он называется? Кто знает, где находится Африка? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Кто может его показать?
Воспитатель: Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
( Дети поворачиваются вокруг себя)
Воспитатель: Вот мы и в Африке.
Воспитатель проводит игру с ребятами «Кто где спрятался?». Дети по очереди называют животных Африки.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… лев
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
- Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
- Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
- Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?
(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)
- А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).
- На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).
Воспитатель: Следующая загадка:
Что за коняшки,
на всех тельняшки… зебра
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?
- Каждая зебра покрыта полосками и они не повторяются.
(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).
- Какую пользу приносят хищники?
(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).
Воспитатель: Послушайте о ком следующая загадка?
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко… жираф.
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
- Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.
- Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу.
Глаза у жирафа так посажены, что не поворачивая голову, он видит все вокруг.
Воспитатель: Какое самое большое животное в Африке? СЛОН
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
- Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
Самое удивительное у слона – хобот.
- Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
- Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
В Африке всегда очень жарко. А чего хочется больше всего, когда стоит жара?
- Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупаться).
Игра-имитация движений животных «Мы идем на водопой».
- Вот подошел лев. Как он пьет? (лакает)
- Медленно, осторожно приближается жираф. Как дотянуться ему до воды? Они такие высокие, а вода низко (жирафы широко расставляют в стороны, чтобы дотянуться до воды)
- Слоны никого не боятся. Торжественно они подходят к воде и пьют. Как они это делают? (хоботом слоны набирают воду и отправляют ее в рот, поливают себя и друг друга водой, охлаждаясь).
(беседа сопровождается показом движений)
Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… бегемот
(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)
У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами).
Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Воспитатель: Ну а теперь мы с вами отправимся на Северный полюс, где холод, сильные морозы и вечная мерзлота
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Арктику хочу!
Пока мы летим, мы можем с вами поиграть в игру.
Игра с мячом «Цепочка северных слов» (называя слово, дети передают мяч друг другу)
Вот мы с вами оказались на Северном полюсе! Выходите. Каких животных Севера вы знаете? (белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец)
Выставляются две иллюстрации с изображением верблюда и северного оленя.
- Что общего у этих животных? (широкие копыта; оленю, чтобы не проваливаться в снег, а верблюду в песок).
Выставляются две иллюстрации с изображением слона и моржа, беседа на уточнение знаний о животном
- У какого животного, как и у слона, есть два больших зуба, как они называются? Зачем моржу клыки? (Защищаться; выбираться из воды; пробивать дырки, когда плавает подо льдом; для красоты, если они очень длинные; добывает еду на дне, разрывая дно).
- Почему животные севера не могут жить в жарких странах? (У них под кожей толстый слой жира, густая теплая шерсть, им будет очень жарко).
- Почему животные жарких стран, не могут жить на севере? (Нет толстого слоя жира и густой теплой шерсти).
Воспитатель: Белые медведи, бегемоты, черный носорог занесены в Красную книгу России. Красная книга защищает и запрещает убивать этих животных.
Ребята, сегодня необычный день. Среди животных есть именинник! Хотите отправиться к нему на день рождение?! Тогда отгадайте загадку:
Может кто-то не поверит:
Любят холод эти звери.
Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят.
Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это северный … медведь
Верно, ребята, у медведя день рождение, он приглашает нас всех в гости.
Это было в воскресенье.
У медведя день рожденье!
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.
Прочитайте, кто же приходил в гости к медведю?
ПА–ЛО–ТИ–АН ГВИН–ПИН
МОТ–ГЕ–БЕ РАФ–ЖИ
ДИЛ–КО–КРО ЛЕНЬ–ТЮ
РА–ЗЕБ РОГ–СО–НО
(К медведю пришли (К медведю пришли
антилопа, бегемот, жираф, тюлень,
крокодил, зебра) носорог, пингвин)
Воспитатель: Пингвин? Это кто? (птица, которая живет в Антарктиде).
Появляется пингвиненок (игрушка)
Может быть не просто так
Он надел концертный фрак?
Так и кажется, что вот
Тонкой палочкой взмахнет
И польются звуки про снега и вьюги,
Ледяные пирамиды и про холод Антарктиды!
Танец детей и пингвиненка под песню «В Антарктиде жили».
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться домой.
Волшебный глобус я кручу,
Попасть домой я хочу!
Ребята, мы с вами побывали на дне рождения, но не успели подарить подарок. Что мы можем подарить северному медведю?
Ответы детей, один из вариантов «Нарисовать рисунки животных, которые живут в жарких и холодных странах»
Воспитатель: Мы с вами уже не раз рисовали разных животных. Сегодня вы сами выберите, какого животного будете рисовать и каким материалом: красками, пластилином, восковыми мелками или цветными карандашами. Рассаживайтесь за те столы, где вам удобнее.
Вместе с воспитателем дети садятся за столы (на столах приготовлен необходимый материал для работы), по необходимости воспитатель оказывает помощь детям. Детям, выполнившим работу раньше остальных, воспитатель предлагает поиграть на ковре в дидактическую игру «Зоологическое лото».
Подведение итога:
Воспитатель: Какие хорошие работы у вас получились, ребята! Давайте из ваших работ сделаем для медведя альбом на память о нашем путешествии и подарим ему. А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? Что интересного вы узнали из жизни некоторых животных?
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
- Ситуативный разговор;
- Рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением животных разных стран;
- Организация выставки детской художественной литературы по теме «Такие разные животные» с последующим прочтением произведений;
- Дидактические игры «Чьи детки?», лото «Дикие животные» и др.;
- Создание построек из разных видов конструктора «Зоопарк» с дальнейшим обыгрыванием сюжетными игрушками;
- Организация выставки детских работ «Такие разные животные».
Взаимодействие с родителями:
1) Привлечь родителей к созданию творческих проектов с детьми на тему «Такие разные дикие животные»;
2) Предложить родителям разучить с детьми в домашних условиях стихи о животных;
3) Организовать выставку совместных работ «Дикие животные», изготовленных разной техникой (рисунок, аппликация, оригами, лепка и др.)
4) Предложить родителям совместно с детьми в домашних условиях составить творческие рассказы «Интересное животное», «Что я видел в зоопарке» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект проведения вечера досуга КВН "лесное путешествие"
Конспект проведения вечера досуга по теме лес весной, жизнь растений и животных весной, для детей подготовительной группы КВН "лесное путешествие". Используемые технологии: игровое проблемное обучение...
Конспект организации и проведения НОД в старшей группе "Путешествие в космос"
Конспект организации и проведения НОД в старшей группе "Путешествие в космос"...
Конспект проведения занятия в подготовительной группе "Путешествие во Вселенной"
В рамках проведения всероссийского урока по астрономии мной предложен конспект занятия в подготовительной группе. Носит познавательный характер, проводится в форме интерактивного урока , расширяет кру...
Конспект проведения НОД по математическому развитию «Путешествие в волшебный лес"
Ход НОД: Вводная часть.Организация детей:Доброе утро, глазки!Вы проснулись?(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).Доброе утро, ушки!Вы проснулись?Погладить ушки, пр...
План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешествие по родному селу»
План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешествие по родному селу»План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешест...
План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешествие по родному селу»
План – конспект проведения утренней гимнастики игрового характера «Путешествие по родному селу»...
Конспект проведения занятия на тему «Космическое путешествие»
Данная непосредственно образовательная интегрированная деятельность проводится в группе младшего возраста на тему: «Космическое путешествие»....