Огонь-важное открытие древнего человека.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бабкина Татьяна Владиславовна

 

Познакомить  детей старшего дошкольного возраста с  жизнью  древнего  человека; дать  понятие  о том,  что  такое  открытие;  рассказать об  открытии  древним  человеком  огня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogon-otkrytie__drevnego__cheloveka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бабкина Татьяна Владиславовна

Воспитатель первой квалификационной категории

муниципального дошкольного образовательного учреждения  центра развития ребенка детского сада № 18 «Рябинка»

города Омутнинска Кировской  области

«Авторская разработка»

Занятие  по  ознакомлению с окружающим  в  подготовительной  к  школе  группе

                    «Огонь – важное  открытие  древнего  человека»

  Цель:  Познакомить  детей  с  жизнью  древнего  человека; дать  понятие  о  

том,  что  такое  открытие;  рассказать об  открытии  древним  человеком  огня. Воспитывать любознательность.

  Материал:  Иллюстрации  или  рисунки  с  изображением жизнедеятельности

                       человека;  два  кусочка  дерева мягкой  породы;  по  два  камешка  

                       для  каждого  ребёнка;  зажигалка (без  газа).

                                            Ход  занятия

        - Ребята,  вы  уже  знаете,  что  не  всегда  жизнь  человека была  такой,  как  сейчас.  Очень  и  очень  древние  люди  жили  как  многие  животные.  Пользовались  только  тем,  что  давала  сама  природа.  Жили  в  пещерах,  ели  то,  что  находили  в  лесу:  корешки,  ягоды,  плоды,  яйца  птиц,  а  также  то,  что  добывали  на  охоте,  ходили  голыми.

     Но  вот  однажды  какой – то  первобытный  человек   сделал  из  ветки  палку  и  стал  сбивать  ею  плоды  с  дерева.  Так  стало  значительно  удобнее  добывать  пищу.  Остальные  последовали  этому  примеру.

     Другой  человек  взял  острый  камень  и  использовал   его  как  топор  или  нож,  или  молоток.  Кто – то  первым  придумал  острым  камнем  сдирать  шкуру  с  убитого  зверя,  чтобы  укрыть  своё  тело  от  холода.  А  кому – то  пришло  в  голову  из  ствола  дерева  делать  лодку,  а  из  ветки – весло.  Стало  намного  легче  ловить  рыбу.

      Благодаря  таким  открытиям  жизнь  людей  заметно  улучшилась.

Открытие – это  то,  чего  человек  раньше  не  знал,  но  увидел,  удивился  и  навсегда  запомнил,  то  есть  открыл  для  себя  и  для  других  людей.

       - Ребята,  а  как  вы  думаете, а  что  же  было  самым  важным  открытием  древнего  человека?  

       - Вы  узнаете  это,  если  найдёте  правильную  отгадку  на  мою  загадку: «Красный  петушок  по  жёрдочке  бежит»

       - Совершенно  верно, замечательным  открытием  было овладение  огнём.   Никто  не  знает  точно,  как  это  произошло,  но,  наверное,   начало  было  таким.  

       Когда – то  от  молнии  загорелось  дерево,  начался  лесной  пожар.  Люди  в  ужасе  бежали…  Но  только  один  смелый  и  любознательный  человек  догадался  взять  горящий  кусок  дерева  двумя  палками  и  отнести  в  свою  пещеру.

     Однако  если  огонь  не  поддерживать,  то  угли  быстро  погаснут.

       - Ребята,  как  вы  думаете,  каким  образом  древний  человек  смог  поддержать  огонь?

       - Да,  вероятнее  всего,  когда  он  принёс  огонь  в  пещеру,  то  положил  в  него  сухие  веточки  и  так  стал  поддерживать  его постоянно.

        - Ребята,  как  вы  считаете,  для  чего  нужен  был  огонь  в  пещере?

        - Верно,  человек  получал  от  огня  тепло,  свет.  Можно  было  готовить  пищу  на  огне.  Другие  люди  взяли  из  этого  костра  горящие  поленья  и  тоже  разожгли  костёр  в  своей  пещере.  Мы  полагаем,  что  вот  так  появился  полезный  огонь  в  жилище  человека.

        - Значительно  позже  человек  научился  получать  огонь  тогда,  когда  ему  было  нужно.  Как  же  ему  это  удалось?  Может  быть,  вы  знаете  что – нибудь  об  этом?

        - Однажды,  кто – то  из  людей  заметил,  что  если  сильно – сильно  тереть  одну  сухую  палочку  о  другую,  палочка  нагреется,  и  будет  тлеть.  Можно  раздуть  на  ней  пламя. (Воспитатель  демонстрирует  детям  опыт  по  добыче  огня  трением  дерева  о  дерево,  при  этом  отмечает,  что  такой  способ  очень  труден  и  долог – ведь  дерево  успело  только  лишь  немного  нагреться  от  соприкосновения  палочек  друг  с  другом.  Дети,  участвующие  в  опыте, подтверждабт  это.)

        - Другой  способ  добывания  огня  возник,  наверное,  так.  Человек  обрабатывал  одним  камнем  другой,  чтобы  сделать,  напремер,  топор,  и  видел,  что  из  камня  высекаются  искры.  И  кто – то  впервые  догадался  подложить  под  искры  пучок  соломы,  чтобы  от  него  зажечь  костёр.

        - Давайте  представим,  что  мы  древние  люди.  И  действительно  ли  древний  человек  мог  высекать  камнями  искры  и  от  них  зажигать  костёр? (Проводится  детское  экспериментирование  по  высеканию  искр  при  ударе  камешка  о  камешек.)

         - Оказывается, не  так-то  легко  высекать  искры  камешками.  Но  вот  однажды  какой-то  человек  заметил,  что  очень  легко  получаются  искры  при  соприкосновении  одного  удивительного  камешка  с  другим.

      - Ребята,  может  быть,  кто-то  из  вас  знает,  как  называется  этот  удивительный  камешек?

        - Тогда  это  будет  для  вас  домашним  заданием:  «Спросите  дома  у  папы,  как  называется  этот  камешек!»

        - Но  и  я  немного  помогу  и  открою  вам  небольшой  секрет:  именно  такой  камешек  живёт  сейчас  в  этом  предмете.(Показывает  зажигалку  и  демонстрирует  опыт  по  высеканию  искр.)

        - Вот  так  человек  овладел  огнём  и  научился  его  добывать!

 Итог   занятия.

«Авторская разработка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал к теме "Древний человек"

Вашему вниманию предлагаю дополнительную информацию по теме "Древний человек" (быт, одежда)....

Древний человек

Конкретизировать представления детей о развитии цивилизации человека. Дать детям поняти, о том, что человек постоянно стремится улучшить свои условия....

Познавательно-исследовательская деятельность. «Овладение огнём – важное открытие древнего человека» Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развивающее занятие ддля детей старшего дошкольного возраста с элементами практического исследования....

Конспект занятия «Огонь – важное открытие древнего человека»

Рассказать детям об открытии огня древним человеком. Познакомить с жизнью древнего человека. Дать понятие о том, что такое открытие....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Древний человек и современный человек»

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предме...

Конспект ООД в старшей группе по теме: «Древний человек и современный человек»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества....