Огонь-важное открытие древнего человека.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с жизнью древнего человека; дать понятие о том, что такое открытие; рассказать об открытии древним человеком огня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogon-otkrytie__drevnego__cheloveka.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабкина Татьяна Владиславовна
Воспитатель первой квалификационной категории
муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 18 «Рябинка»
города Омутнинска Кировской области
«Авторская разработка»
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе
«Огонь – важное открытие древнего человека»
Цель: Познакомить детей с жизнью древнего человека; дать понятие о
том, что такое открытие; рассказать об открытии древним человеком огня. Воспитывать любознательность.
Материал: Иллюстрации или рисунки с изображением жизнедеятельности
человека; два кусочка дерева мягкой породы; по два камешка
для каждого ребёнка; зажигалка (без газа).
Ход занятия
- Ребята, вы уже знаете, что не всегда жизнь человека была такой, как сейчас. Очень и очень древние люди жили как многие животные. Пользовались только тем, что давала сама природа. Жили в пещерах, ели то, что находили в лесу: корешки, ягоды, плоды, яйца птиц, а также то, что добывали на охоте, ходили голыми.
Но вот однажды какой – то первобытный человек сделал из ветки палку и стал сбивать ею плоды с дерева. Так стало значительно удобнее добывать пищу. Остальные последовали этому примеру.
Другой человек взял острый камень и использовал его как топор или нож, или молоток. Кто – то первым придумал острым камнем сдирать шкуру с убитого зверя, чтобы укрыть своё тело от холода. А кому – то пришло в голову из ствола дерева делать лодку, а из ветки – весло. Стало намного легче ловить рыбу.
Благодаря таким открытиям жизнь людей заметно улучшилась.
Открытие – это то, чего человек раньше не знал, но увидел, удивился и навсегда запомнил, то есть открыл для себя и для других людей.
- Ребята, а как вы думаете, а что же было самым важным открытием древнего человека?
- Вы узнаете это, если найдёте правильную отгадку на мою загадку: «Красный петушок по жёрдочке бежит»
- Совершенно верно, замечательным открытием было овладение огнём. Никто не знает точно, как это произошло, но, наверное, начало было таким.
Когда – то от молнии загорелось дерево, начался лесной пожар. Люди в ужасе бежали… Но только один смелый и любознательный человек догадался взять горящий кусок дерева двумя палками и отнести в свою пещеру.
Однако если огонь не поддерживать, то угли быстро погаснут.
- Ребята, как вы думаете, каким образом древний человек смог поддержать огонь?
- Да, вероятнее всего, когда он принёс огонь в пещеру, то положил в него сухие веточки и так стал поддерживать его постоянно.
- Ребята, как вы считаете, для чего нужен был огонь в пещере?
- Верно, человек получал от огня тепло, свет. Можно было готовить пищу на огне. Другие люди взяли из этого костра горящие поленья и тоже разожгли костёр в своей пещере. Мы полагаем, что вот так появился полезный огонь в жилище человека.
- Значительно позже человек научился получать огонь тогда, когда ему было нужно. Как же ему это удалось? Может быть, вы знаете что – нибудь об этом?
- Однажды, кто – то из людей заметил, что если сильно – сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагреется, и будет тлеть. Можно раздуть на ней пламя. (Воспитатель демонстрирует детям опыт по добыче огня трением дерева о дерево, при этом отмечает, что такой способ очень труден и долог – ведь дерево успело только лишь немного нагреться от соприкосновения палочек друг с другом. Дети, участвующие в опыте, подтверждабт это.)
- Другой способ добывания огня возник, наверное, так. Человек обрабатывал одним камнем другой, чтобы сделать, напремер, топор, и видел, что из камня высекаются искры. И кто – то впервые догадался подложить под искры пучок соломы, чтобы от него зажечь костёр.
- Давайте представим, что мы древние люди. И действительно ли древний человек мог высекать камнями искры и от них зажигать костёр? (Проводится детское экспериментирование по высеканию искр при ударе камешка о камешек.)
- Оказывается, не так-то легко высекать искры камешками. Но вот однажды какой-то человек заметил, что очень легко получаются искры при соприкосновении одного удивительного камешка с другим.
- Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как называется этот удивительный камешек?
- Тогда это будет для вас домашним заданием: «Спросите дома у папы, как называется этот камешек!»
- Но и я немного помогу и открою вам небольшой секрет: именно такой камешек живёт сейчас в этом предмете.(Показывает зажигалку и демонстрирует опыт по высеканию искр.)
- Вот так человек овладел огнём и научился его добывать!
Итог занятия.
«Авторская разработка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал к теме "Древний человек"
Вашему вниманию предлагаю дополнительную информацию по теме "Древний человек" (быт, одежда)....
Древний человек
Конкретизировать представления детей о развитии цивилизации человека. Дать детям поняти, о том, что человек постоянно стремится улучшить свои условия....
Познавательно-исследовательская деятельность. «Овладение огнём – важное открытие древнего человека» Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Развивающее занятие ддля детей старшего дошкольного возраста с элементами практического исследования....
Конспект занятия «Огонь – важное открытие древнего человека»
Рассказать детям об открытии огня древним человеком. Познакомить с жизнью древнего человека. Дать понятие о том, что такое открытие....
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Древний человек и современный человек»
Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предме...
Конспект ООД в старшей группе по теме: «Древний человек и современный человек»
Цель: Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества....