Познавательно-исследовательская деятельность. «Овладение огнём – важное открытие древнего человека» Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Развивающее занятие ддля детей старшего дошкольного возраста с элементами практического исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Овладение огнём – важное открытие древнего человека»
Познавательно-исследовательская деятельность. Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Культурно-смысловой контекст: в ходе партнёрской познавательно-исследовательской деятельности с детьми расширить представления дошкольников об открытии древним человеком огня; поисковым путём определить значимость этого открытия в современной жизни людей; активизировать собственные изыскания детей вне занятия (в детском саду, дома)
Материал к занятию: иллюстрации, рисунки по теме; деревянная палочка и кусок дерева мягкой породы; кресало; горсть крупы, хлеб; небольшой факел или свеча; керосиновая лампа; изделия из керамики или стекла; кусочек кирпича.
Ход занятия: воспитатель просит детей рассмотреть, лежащие перед ними предметы и сказать: какое открытие древних людей и как объединяет все эти вещи? Ответы детей. Если дети затрудняются, обратить внимание детей на иллюстрации, где человек высекает огонь, горит костёр.
Ребята, как вы думаете, когда и как появился огонь в жизни человека? Молния, лесной пожар. /Ответы по рисункам, иллюстрациям/
Для чего нужен был огонь в пещере? (Тепло, свет, приготовление еды)
Покажите способы добывания огня древним человеком, используя предметы со стола.
Детское экспериментирование. Опыты по добыче огня трением дерева о дерево, высеканием искр при ударе камень о камень. Какой-то человек однажды заметил, что очень легко добыть огонь при ударе между собой двух удивительных камней. Может кто-нибудь знает, как называется этот камень? ( Если дети затрудняются воспитатель называет: кремний) С помощью чего солдат из сказки Г. Х Андерсена добывал огонь? Воспитатель демонстрирует детям кресало (огниво) или работу зажигалки без газа.
Легко было добыть огонь?
Долее дети с воспитателем рассматривают поочередно все предметы на столе и обсуждают, для чего нужен огонь этим предметам?
Крупа и хлеб: без огня невозможно приготовить пищу. Огонь – повар.
Кирпич: получают при обжиге смеси песка и глины. Огонь – строитель.
Стекло: когда-то путники развели костёр на каких-то белых камнях, когда костёр прогорел, на его месте обнаружились кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло - песок спекся с содой (белым камнем). Поначалу из него делали различные украшения, потом стали изготавливать посуду. Какие предметы из стекла изготавливают в наше время? Где сейчас используется стекло? /Ответы детей с опорой на иллюстрации/
Что это за предметы? (Факел, свеча, керосиновая лампа) Для чего они нужны? (Освещение) Мы пользуемся ими в наше время? Чем заменили сейчас? (электрическими лампами, но продолжаем пользоваться и вышеназванными предметами в отсутствии электричества)
Практическое исследование: попробовать свечу и керосиновую лампу в действии. Как много они дают света? Сравнить, что ярче освещает лампочка или свеча?
Предложить детям подумать, поговорить дома с родителями, как и где ещё используется огонь в настоящее время? Тему можно продолжить на следующем занятии, где обсудить с детьми опасности огня и правила осторожного обращения с ним.
В последующие дни можно почитать детям «Миф о Прометее», С.Я Маршак «Вчера и сегодня».
Литература:
Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М, Линка-пресс, 2012.
С.А. Козлова. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. – М., Линка-пресс, 2002.
Д.С. Златопольский. Удивительные превращения. Детям о секретах вещества. – М., Вентана-Граф, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с организмом человека «Мой нос» для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательных способностей детей в процессе ознакомления со своим телом....
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности по монографии Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....
Презентация "Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности по монографии Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста
Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «По следам древних животных» Образовательная область «Техническое творчество» Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Непосредственно - образовательная деятельность «По следам древних животных проводилась по направлению «Техническое творчество» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного в...
Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети Интернет «Все профессии важны, все профессии нужны» по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Данный материал может быть использован в работе по ранней профориентации дошкольников....