Тема: "Как одевались на Руси" (социальный мир подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Програмное содержание:
* Пополнить знания детей о русском национальном костюме, подчеркнуть основное назначение одежды - беречь человека, предохранять от болезней, неприятностей; пояснить, что многие виды одежды пришли к нам из глубокой старины.
* Развивать связную речь, тонкую моторику
* Воспитывать патриотические чувства, интерес к жизни предков, уважение к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_nacionalnyy_kostyum.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Как одевались на Руси.
Подготовительная группа.
Программное содержание:
- пополнить знания детей о русском национальном костюме, подчеркнуть назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней, неприятностей; пояснить, что многие виды одежды пришли к нам из глубокой старины;
- развивать связную речь, тонкую моторику;
- воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
Словарь: понёва, оберёг, парни, девушки, занавеска, передник, порты
Предварительная работа:
чтение произведений об одежде: Н.Кончаловская «Дело в шляпе», сказка братьев Гримм «Три пряхи», рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание альбома «Русский народный костюм», репродукции картин «Русские женщины», отгадывание загадок об одежде
Оборудование:
Иллюстрации русского народного костюма: женского и мужского; шерстяные нитки для плетения поясков; кукла-малыш; сундук; солнце; понёва, занавеска расшитая; дидактическая игра: «Узнай, чей костюм»; музыкальное сопровождение: запись русских народных мелодий.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Объявление темы занятия.
- Сегодня мы с вами воспользуемся машиной времени и с нашим домовёнком Кузей заглянем в прошлое наших пробабушек, поговорим об одежде человека того времени, узнаем что такое оберёг и зачем он нужен, сплетём пояски – оберёги для мальчиков.
- Закройте глаза и досчитайте от 1 до 10.
Играет спокойная русская народная мелодия, дети открывают глаза.
- Посмотрите, где мы с вами оказались? (ответы детей)
Хозяюшка приглашает детей в гости.
- Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее.
Мы с вами находимся в горнице, в жилище наших предков. Оказались мы с вами тут не спроста, а для того, чтобы вы почувствовали дух русского народа и поговорили со мной о русской народной одежде, о том, как изготавливали, украшали, носили одежду наши бабушки.
2. Беседа о назначении и происхождении одежды.
- Как вы думаете, зачем человеку нужна одежда? (ответы детей)
Чтобы люди не замёрзли, спрятались от дождя, снега, ветра, мороза, чтобы не было стыдно, чтобы быть красивым и нарядным.
- А вы знаете, что многие виды одежды появились на Руси очень давно?
Одежда с тех пор конечно изменилась. Давайте рассмотрим костюм, который носили русские парни и девушки в далёкие времена (рассмотреть рубаху на ребёнке)
- Посмотрите, на Ане одета рубаха, у рубахи длинные рукава и сама она длинная.
- А кто ещё носил рубахи? (парни)
- Рубахи носили парни и девушки. Только у девушек рубахи длинные, а у парней короткие и назывались они косоворотки. На наших мальчиках тоже одеты косоворотки.
- А почему эти рубахи назвали косоворотки? (косой ворот) Подпоясывали парни и девушки рубахи поясами.
Блузки на девочках – это тоже «рубахи», только они со временем изменились, стали короче, появились новые детали.
- Какие детали появились? (воротники, манжеты, пуговицы, кнопки, молнии…)
- Сейчас я достану из сундука, в котором наши бабушки хранили одежду, один элемент русского костюма.
- На что похож этот костюм? (на юбку, только куски ткани впереди не сшиты)
Это понёва – «бабушка нашей юбки» (одеть на ребёнка и рассмотреть)
- Её называли распашная понёва. А почему её так называли? (распахивается).
- Давайте заглянем в сундук и достанем ещё один элемент русского костюма. (достают передник и одевают на ребёнка)
- На что похожа эта деталь костюма? (если затрудняются, помочь: показать современный фартук)
Конечно, он похож на фартук, а раньше его называли передником или занавеской. Вот это русский народный костюм девушки: длинная рубаха, распашная понёва, вышитая занавеска.
- Посмотрите на мой костюм. Он тоже русский народный, но более современный. Найдите разницу между моим современным костюмом и русским народным. (нет понёвы, вышитой занавески, короткая рубаха)
- А ещё любимой одеждой русских красавиц, и в старину и сейчас, в наше время, остаётся сарафан (показать иллюстрацию девушки в русском сарафане).
- Одежды надо было много. В баню сходить – надо чистую рубаху надеть, для работы нужна одежда, для праздников, для улицы. Семья большая и всем нужна одежда.
- А где её брали? (сами шили)
- Делали всё это русские женщины – мамы и их дочки, девицы, бабушки. Долгими зимними вечерами, не покладая рук они трудились. Это было не легко, но они шутили и пели.
3. Физкультминутка.
Хоровод «Ручеёк» под музыкальное сопровождение
4. Рассказ педагога о вышивке и оберёгах.
- А теперь садитесь поудобнее, и мы продолжим наше путешествие в историю одежды русского народа. Я расскажу вам, что считалось на Руси оберёгом и почему. Но для этого вам нужно отгадать загадку.
Красная девица по небу ходит,
В окошко глядит, всем тепло дарит.
- Конечно это солнце (достаёт солнце из сундука)
- А какой формы солнце?
Круг, в старину считали оберёгом, потому что он похож на солнце. А солнце имеет огромную силу.
- Что будет, если солнца не станет? (ответы детей)
- Конечно. Солнце это жизнь. Вот поэтому круг, имеющий форму солнца и считал русский народ оберёгом. А ещё женщины украшали себя бусами, кольцами, височными подвесками. Это не только для красоты. Всё это оберёги, потому что имеют форму круга.
- Ваши сарафаны и косоворотки тоже украшены красными ленточками и вышивкой по краю подола, по краю рукава и ворота – всё это оберёги от нечистой силы, дурного слова. Вышивку тоже считали оберёгом.
- На занавеске русской девушки есть вышивка. Это вышивка непростая – она специальным рисунком рассказывает всё о женщине: из какой она деревни, сколько ей лет, замужем она или нет, сколько у неё детей. Если в рисунке есть кони – значит у неё сыночки, если птички – значит дочки. Посмотришь на такую занавеску и всё узнаешь о хозяйке.
- Так одевались молодые парни и девушки. А у меня в люльке спит младенец, конечно не настоящий, кукла, но уж очень похож на настоящего малыша. Интересно во что же одевали младенцев? Оказывается, их пеленали, туго закручивали в специальные пелёнки, головку повязывали платочком, и что самое главное, такому крошке обязательно повязывали пояс.
- Догадайтесь зачем? (он служил оберёгом)
- Подрастал ребёнок, и его одеждой становилась рубаха с поясом. Подрастали мальчики, становились парнями. Тогда им шили порты (штаны). Рубаха, порты и пояс – вот старинный мужской костюм (рассмотреть иллюстрацию)
5. Игра «Узнай чей костюм»
- Молодцы! Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы. За это мы с вами заглянем в старинный сундук, в котором наши бабушки хранили одежду и посмотрим, что же там лежит? Воспитатель просит ребёнка достать из сундука элемент костюма и догадаться, кто его носит девушки или парни, современный он или русский народный. Дети и воспитатель вешают костюм на вешалку в костюмерную. (кокошник, колпак, сарафан, косоворотка, юбка, фартук, порты, занавеска, понёва)
6. Изготовление детьми поясков – оберёгов для мальчиков
- У нас с вами есть замысел. Мы решили сплести пояски для мальчиков. Пояски в древности ткали на дощечках, сплетали из ниток или бересты, выделывали из кожи.
- Вы хотите попробовать свить такой поясок? Скоро праздник всех мужчин, тех кто служил в Армии, и наших мальчиков – будущих защитников. Пусть эти пояски – оберёги защитят их от невзгод и болезней.
Воспитатель раздаёт детям две тесёмки
- Работать будем по двое. Повернитесь лицом друг к другу. Девочки будут плести пояски, а мальчики будут помогать: держать ниточки за узелок. Пока плетёте – загадайте желание, а музыка поможет вам.
7. Оценка работы детей.
- Наше путешествие заканчивается. Вы сейчас закроете глаза и сосчитаете от1 до 10. Вот мы и вернулись в детский сад.
- Расскажите, что вы узнали во время путешествия, что вам понравилось? (ответы детей)
- Все вы отлично работали. Молодцы! Мы продолжим знакомиться с русским народным творчеством, познакомимся с русской народной куклой - оберёгом, и научимся делать кукол из ниток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).
Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....
Сценарий праздника на тему «КВН, посвящённый празднику «ДЕНЬ МАТЕРИ» для подготовительной группы
Беседа с детьми об истории происхождения праздника “День Матери”.Подбор музыкального репертуара, литературного материала.Разучивание песен, танцев, стихотворений о маме.Оформление зала: дети рис...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...
Проект на тему «Народные подвижные игры северного Кавказа» в подготовительной группе» в подготовительной группе
Проект на тему «Народные подвижные игры северного Кавказа» в подготовительной группе...
Конспект занятия по плаванию в подготовительной группе на тему: " Обучение технике плавания кролем на спине". Подготовительная группа.
Изложен подробный конспект занятия с соблюдением нужной структуры, соответствующий требованиям новой ФОП. Представлены упражнения на технику, игровые упражнения и подвижная игра. В конце занятия подве...