Проект "Я скажу вам без обмана: краше нету сарафана."
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект "Я скажу вам без обмана: краше нету сарафана." направлен на воспитание у дошкольников интереса к культуре, традициям, истории родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №39 «Солнышко»
Проект
«Я скажу вам без обмана: краше нету сарафана»
Хребтова Ольга Николаевна,
воспитатель, высшая
квалификационная категория.
Архангельск
2012
Актуальность.
В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: оно приобретает все большее общественное значение.
Отказ от опоры на культуру родного народа, его традиций в воспитательном процессе ведет к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры – это основа нравственного здоровья любого общества.
Национальный костюм – часть духовного богатства народа, его культуры. Это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории малой родины.
Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом. В нем – тепло и свет чистой, открытой, большой, как северные просторы, души северянина. Нигде, как в одежде, так прочно и так наглядно не сливались воедино два человеческих начала: духовное и материальное. Так давайте поведаем об этом нашим детям! Они должны знать и гордиться историей милого сердцу края, его духовным и историческим наследием.
И только постоянно прослеживая связь между седой стариной и днем настоящим, мы, педагоги, родители, можем дать детям возможность почувствовать, что именно они – хозяева своей малой родины и Родины большой – великой России.
Изучение северного костюма дошкольникам способствует воспитанию уважения к родному краю, его обычаем, устоям, развивает чувство гармонии и красоты.
В. Б. Астафьев писал: «Память – это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим».
В данном проекте идея воспитания дошкольников на
2
традициях патриотизма, гражданственности, приобщение к культуре Севера вписывается в общую систему нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения.
Проект построен так, чтобы дать детям ясные представления об отличительных особенностях русского северного костюма, его разнообразии, возрастных различиях, способах изготовления, а также приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество освоение опыта прошлого.
Чем пристальнее изучаешь народный костюм, тем больше находишь в нем ценностей. Он превратился в звено, которое связывает прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
Давайте не забывать о том, что жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание.
Цель проекта: знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей, традициями Севера через формирование у детей системы элементарных знаний по истории северного костюма.
Задачи:
*знакомить детей с северным костюмом, разновидностями входящих в него предметов, украшений, народными названиями видов одежды.
*учить использовать полученные знания в творческих работах в Самостоятельной и непосредственно – образовательной деятельности.
*формирование навыков общения с музейной средой.
*развитие навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, воображения, фантазии, артистических способностей.
3
*Вовлекать родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Условия реализации поставленных задач:
- знание педагогом истории северного костюма
- оформление соответствующей развивающей среды (оформление центра краеведения, выставки художественной и научно – популярной литературы, тематические альбомы, фотовыставки, фотоотчеты, детские творческие работы).
- взаимодействие с учреждениями социума (библиотека Маймаксанского округа, Архангельский краеведческий музей, выставочные залы, филармония, КЦ «Норд», Музей деревянного зодчества Малые Корелы).
- совместная деятельность с родителями (организация экскурсий, походов, поездок; совместная с родителями творческая работа; поделки, оформление фотоотчетов, фотовыставок; участие родителей в непосредственно – образовательной деятельности).
Вид проекта: долгосрочный, познавательно – творческий.
Сроки реализации: сентябрь 2011 г. – май 2012 г.
Участники: воспитатели и дети подготовительной группы, семьи воспитанников.
Соучастники проектной деятельности:
Библиотеки города Архангельска, Архангельский краеведческий музей, Музейный комплекс «Малые Корелы»
Принципы реализации проекта:
*Проект создан на основе многоаспектного подхода к знакомству детей с северным костюмом:
- доступность знаний, достоверность, научность
4
- соответствие сложности материала возрасту детей
- краеведческий опыт
Форма продуктивной проектной деятельности: фотографии, рисунки, творческие работы, презентации
Формы и методы реализации проекта:
- непосредственно – образовательная (+дополнительная образовательная) деятельность дошкольников
- продуктивная деятельность
- фотовыставки, фотоотчеты
- выставки рисунков, поделок, творческих работ (совместно с родителями)
- познавательные виртуальные экскурсии
- экскурсии в музеи г. Архангельска.
Содержание проектной деятельности.
Перспективное тематическое планирование по теме:
Сентябрь
- «Кто мы? Где наши корни?»
- вызвать желание больше знать о родном крае.
- прививать любовь к родной земле, воспитывать чувства гордости за людей, которые на северной земле жили и живут.
2. «Край мой северный, край студеный»
- продолжить знакомить детей с красотой северной природы: неброские пейзажи, белые летние ночи и т.д.
3. Поездка (совместно с родителями) в Музей деревянного зодчества Малые Корелы
- знакомить детей с бытом, жизнью предков – северян.
- учить видеть красоту родного края.
5
4. Знакомство с уголком краеведения.
- познакомить детей с предстоящей работой по краеведению
- вызвать интерес к познавательной деятельности
- прививать любовь к родному краю
Октябрь
- «Что в пир, что в мир»
- знакомить детей с особенностями северного костюма
- рассказать о том, как одевались люди в будни и праздники, из чего состоял мужской и женский костюм
2. «Головные уборы в народном костюме»
- знакомить детей с девичьим и женским головным уборами, их отличиями, особенностями
- вызвать интерес к познавательной деятельности
3. Экскурсия (обзорная)
- познакомить детей с краеведческим музеем
- развивать интерес к познавательной деятельности
- знакомить с правилами поведения в общественном месте
4. «Я скажу вам без обмана – лучше нету сарафана»
- знакомить детей с русским женским северным костюмом (сарафан, понева, коротена, рубаха и т.д.)
- закреплять, уточнять, систематизировать полученные знания
- начать работу по ознакомлению детей с
6
особенностями северной речи
Ноябрь
- «Сарафанчик мой хорош, ни на чей он не похож»
- продолжить знакомить детей с женским северным костюмом.
- закреплять полученные знания
2. «О чем нам расскажет орнамент костюма»
- познакомить детей с тем, как связывается характер орнамента, украшения с его назначением, как узнают социальный статус (бедные, богатые)
- прививать интерес к познавательной деятельности
3. Аппликация «Украсим наряд»
- учить составлять орнамент для праздничных нарядов северян
4. «О чем расскажет цвет костюма»
- знакомить детей с особенностями выбора цвета для северного костюма
- развивать познавательный интерес
- продолжить работу по ознакомлению детей с северными диалектами
Декабрь
1. Рисование «Наряды поморок»
- учить детей рисовать составляющие северного костюма: рубаху, поневу, коротену, сарафан, пояс, соблюдая их особенности: цвет, орнамент, форму
2. Занятие в библиотеке
7
«Празднование новогодних праздников на Руси»
- ознакомить детей с тем, как на севере праздновали Новый год, Рождество
- создать праздничную атмосферу
- вызвать интерес к познавательной деятельности
3. «Мужской северный костюм»
- знакомить детей с особенностями мужского северного костюма
- предложить для рассматривания альбом
- вызвать интерес к познавательной деятельности
4. Рисование «Мужской костюм»
- учить изображать человека, предавая особенности национального костюма
- развивать познавательные способности детей
Январь
- Посиделки (совместно с родителями)
«У нас Рождественский сочельник»
- создать атмосферу праздника
- знакомить детей с православными праздниками, традициями северян
2. Игровая программа
«Праздник любят все на свете…. А особенно… Кто? Дети!»
- знакомить детей с традиционными северными забавами
- создать атмосферу праздника
3. Поездка в Музей деревянного зодчества Малые Корелы
8
- продолжить знакомить детей с бытом северян
- вызвать интерес к познавательной деятельности
- воспитывать чувство гордости за богатое духовное и историческое наследие предков
4. «Поделись своими впечатлениями от поездки»
- учить детей передавать в рассказе личные впечатления от поездки в Музей деревянного зодчества
- предложить использовать в своих рассказах северные диалекты, со значением которых знакомилось на занятиях ранее
Февраль
- «Учимся величать мальчиков»
- знакомить детей с величальными песнями заигрышами
- создать праздничную атмосферу
2. «Мужской головной убор»
- знакомить детей с особенностями мужского головного убора
- развивать познавательный интерес
3. Развлечение «Эх, так, ярмарка, вот так ярмарка»
- создать праздничную атмосферу
- продолжить знакомить с традициями северян
4. Занятие в библиотеке
«Трудовые будни северян»
- продолжить знакомить детей с жизнью предков, живших на северной земле, и их нравами
- систематизировать полученные ранее знания
- продолжить работу по ознакомлению с особенностями северного говора
Март
- «Учимся величать девочек»
- знакомить детей с величальными песнями
9
- создать праздничную атмосферу
- учить использовать в речи диалект
2. Рисование
«Украшение для девицы – красавицы»
- учить детей рисовать украшения поморок
- развивать познавательный интерес
3. Рассматривание фотоальбома
«Как на Севере нашем…»
- учить детей быть внимательными к фотоработам, подмечать детали
- учит составлять небольшие рассказы по увиденному материалу
4. Поездка в краеведческий Музей
- продолжит знакомить детей с особенностями северного говора, закрепить полученные знания
Апрель
- «Северная кукла»
- знакомить детей с северной куклой (тряпичная, несшивная, шитая, безликая, кукла оберег, зольная куколка)
2. Рисование «Северная кукла»
- учить детей рисовать куклу – игрушку, учитывая ее особенности
- развивать творческие способности детей, воображение
3. Художественно – ручной труд
Приготовление традиционной народной куклы
- учить детей изготавливать куклу – закрутку
- развивать творческие способности, фантазию
- прививать познавательный интерес
4. Поездка в краеведческий Музей. «Северная кукла»
10
- продолжить знакомить детей с видами северной куклы
- закрепить полученные знания
Май
- «Бабушкин сундучок»
- закрепить и уточнить знания о северном костюме, его особенностях
- развивать артистические способности детей
- продолжить знакомство с особенностями северного говора
2. Развлечение (совместно с родителями)
«Посидим – поокаем»
- продолжить работу по ознакомлению с особенностями северной речи
- создать атмосферу праздника
- закрепить полученные знания о быте, жизни северян, о северном костюме, его особенностях
3. Выставка творческих работ
«Мы на Севере живем»
- развивать творческие способности детей, воображение, фантазию
4. Поездка в Малые Корелы
- продолжить учить детей уметь любоваться красотой родного края, ценить, беречь то, что оставили нам в наследство наши предки.
Предполагаемый результат:
Сформированная в процессе образовательной деятельности система элементарных знаний по истории северного костюма.
Продукт проектной деятельности:
Фотоматериалы: «Мамины помощники»
«Музей под открытым небом»
«В краеведческом музее»
«Город мой родной»
«Природа северного края»
Фотоотчеты: «Малые Корелы»
«Зимняя сказка Малых Корел»
11
«Величаем девочек (развлечение)
Альбомы детских рисунков: «Мы рисуем»
«Жили – были»
«Наше творчество»
Выставки творческих работ: «Краски северной осени»
«Сказка и быль земли Архангельской»
«Рукодельницы земли поморской»
«Ледяная сказка»
«Северное сияние»
Участие родителей:
*помощь в организации выездных мероприятий
*участие в открытом мероприятии «Бабушкин сундучок»
*подготовка детей и выступлениям
*консультация для родителей «Народное творчество в жизни дошкольников»
*помощь в подготовке оформлении выставок, фотовыставок, фотоотчетов.
Эрих Мария Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом. Добрыми ростками пусть зайдут в душах наших детей зерна разумного, доброго, вечного. Ведь именно из этих маленьких звеньев и складывается любовь к Отечеству»
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Скажи здоровью ДА"
проект по работе с родителями...
В рамках проекта "Краски эмоций" "Понимание обмана (высказанного по умолчанию белой лжи)". Провела: Азизова С.Г. 07.03.2019.
quot;Пониминие обмана"...
Проект «Скажем друг другу «Спасибо»
Проект написан для совершенствования процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимае...
Проект "Скажем : "Нет!" Кока-Коле"
Вместе с детьми мы любим эксперементировать и добывать новые знания путем опытов. Поэтому решили опытным путем доказать , что такие напитки, как кока-кола, очень вредны для организма человека....
Проект "Скажем полиэтиленовому пакету - нет!"
Экологический проект....
Детский информационно-исследовательский проект: «Скажем «Нет» Хлам Хламычу в нашем селе»
Проект направлен на борьбу мусора в селе https://docs.google.com/presentation/d/1XAAfIbvZSGsshNpyA31t9mtXa_0zBUSX/edit?usp=share_link&ouid=110701921047143281205&rtpof=true&sd=true...
Педагогический проект «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
В проекте разработаны народные календарные праздники "Кузминки", зимний праздник народных игр "Лесные колядовщики", весенний праздник "Масленица", весенний праздний...