Проект "Я скажу вам без обмана: краше нету сарафана."
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Хребтова  Ольга Николаевна

Проект "Я скажу вам без обмана: краше нету сарафана." направлен на  воспитание у дошкольников интереса к культуре, традициям, истории родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №39 «Солнышко»

Проект

«Я скажу вам без обмана: краше нету сарафана»

                                           Хребтова Ольга Николаевна,

                                воспитатель, высшая

                квалификационная категория.

               Архангельск

                      2012

Актуальность.

В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: оно приобретает все большее общественное значение.

Отказ от опоры на культуру родного народа, его традиций в воспитательном процессе ведет к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры – это основа нравственного здоровья любого общества.

Национальный костюм – часть духовного богатства  народа, его культуры. Это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях  и истории малой родины.

Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом. В нем – тепло и свет чистой, открытой, большой, как северные просторы, души северянина. Нигде, как в одежде, так прочно и так наглядно не сливались воедино два человеческих начала: духовное и материальное. Так давайте поведаем об этом нашим детям! Они должны знать и гордиться историей милого сердцу края, его духовным и историческим наследием.

И только постоянно прослеживая связь между седой стариной и днем настоящим, мы, педагоги, родители, можем дать детям возможность почувствовать, что именно они – хозяева своей малой родины и Родины большой – великой России.

Изучение северного костюма дошкольникам способствует воспитанию уважения к родному краю, его обычаем, устоям, развивает чувство гармонии и красоты.

В. Б. Астафьев  писал: «Память – это тот посох, на который человек опирается  в своем жизненном пути, она делает его зрячим».

В данном проекте идея воспитания дошкольников на

                                             2

традициях патриотизма, гражданственности, приобщение к культуре Севера вписывается в общую систему нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Проект построен так, чтобы дать детям ясные представления об отличительных особенностях русского северного костюма, его разнообразии, возрастных различиях, способах изготовления, а также приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество освоение опыта прошлого.

Чем пристальнее изучаешь народный костюм, тем больше находишь в нем ценностей. Он превратился в звено, которое связывает прошлое нашего народа  с его настоящим и будущим.

Давайте не забывать о том, что жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание.

Цель проекта: знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей, традициями Севера через формирование у детей системы элементарных знаний по истории северного костюма.

Задачи:

*знакомить детей с северным костюмом, разновидностями входящих в него предметов, украшений, народными названиями видов одежды.

*учить использовать полученные знания в творческих работах в Самостоятельной и непосредственно – образовательной деятельности.

*формирование навыков общения с  музейной средой.

*развитие навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, воображения, фантазии, артистических способностей.

                                       3

*Вовлекать родителей  в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Условия реализации поставленных задач:

- знание педагогом истории северного костюма

- оформление соответствующей развивающей среды (оформление центра краеведения, выставки художественной и научно – популярной литературы, тематические альбомы, фотовыставки, фотоотчеты, детские творческие работы).

- взаимодействие с учреждениями социума (библиотека Маймаксанского округа, Архангельский краеведческий музей, выставочные залы, филармония, КЦ «Норд», Музей деревянного зодчества Малые Корелы).

- совместная деятельность с родителями (организация экскурсий, походов, поездок; совместная с родителями творческая работа; поделки, оформление фотоотчетов, фотовыставок; участие родителей в непосредственно – образовательной деятельности).

Вид проекта:  долгосрочный, познавательно – творческий.

Сроки реализации: сентябрь 2011 г. – май 2012 г.

Участники: воспитатели и дети подготовительной группы, семьи воспитанников.

Соучастники проектной деятельности:

Библиотеки города Архангельска, Архангельский краеведческий музей, Музейный комплекс «Малые Корелы»

Принципы реализации проекта:

*Проект создан на основе многоаспектного подхода к знакомству детей с северным костюмом:

- доступность знаний, достоверность, научность

                                       4

- соответствие сложности материала возрасту детей

- краеведческий опыт

Форма продуктивной проектной деятельности: фотографии, рисунки, творческие работы, презентации

Формы и методы реализации проекта:

- непосредственно – образовательная (+дополнительная образовательная) деятельность дошкольников

- продуктивная деятельность

- фотовыставки, фотоотчеты

- выставки рисунков, поделок, творческих работ (совместно с родителями)

- познавательные виртуальные экскурсии

- экскурсии в музеи г. Архангельска.

Содержание проектной деятельности.

Перспективное тематическое планирование по теме:

Сентябрь

  1. «Кто мы? Где наши корни?»

- вызвать желание больше знать о родном крае.

- прививать любовь к родной земле, воспитывать чувства гордости за людей, которые на северной земле жили и живут.

                         2. «Край мой северный, край студеный»

     - продолжить знакомить детей с красотой северной природы: неброские  пейзажи, белые летние ночи и т.д.

3. Поездка (совместно с родителями) в Музей деревянного зодчества Малые Корелы

     - знакомить детей с бытом, жизнью предков – северян.

     - учить видеть красоту родного края.

                                   5

4. Знакомство с уголком краеведения.

            - познакомить детей с предстоящей работой по краеведению

            - вызвать интерес к познавательной деятельности

            - прививать любовь к родному краю

Октябрь

  1. «Что в пир, что в мир»

- знакомить детей с особенностями северного костюма

- рассказать о том, как одевались люди в будни и праздники, из чего состоял мужской и женский костюм

                         2. «Головные уборы в народном костюме»

                             - знакомить детей с девичьим и женским головным уборами, их отличиями, особенностями

                             - вызвать интерес к познавательной деятельности

3. Экскурсия (обзорная)

                             - познакомить детей с краеведческим музеем

                             - развивать интерес к познавательной деятельности

                            - знакомить с правилами поведения в общественном месте

4. «Я скажу вам без обмана – лучше нету сарафана»

                            - знакомить детей с русским женским северным костюмом (сарафан, понева, коротена, рубаха и т.д.)

                           - закреплять, уточнять, систематизировать полученные знания

                           - начать работу по ознакомлению детей с

                                6

особенностями северной речи

Ноябрь

  1. «Сарафанчик мой хорош, ни на чей он не похож»

                              - продолжить знакомить детей с женским северным костюмом.

                              - закреплять полученные знания

2. «О чем нам расскажет орнамент костюма»

                              - познакомить детей с тем, как связывается характер орнамента, украшения с его назначением, как узнают социальный статус (бедные, богатые)

                              - прививать интерес к познавательной деятельности

3. Аппликация «Украсим наряд»

                              - учить составлять орнамент для праздничных нарядов северян

4. «О чем расскажет цвет костюма»

                              - знакомить детей с особенностями  выбора цвета для северного костюма

                              - развивать познавательный интерес

                              - продолжить работу по ознакомлению детей с северными диалектами
Декабрь

1. Рисование «Наряды поморок»

                             - учить детей рисовать составляющие северного костюма: рубаху, поневу, коротену, сарафан, пояс, соблюдая их особенности: цвет, орнамент, форму

2. Занятие  в библиотеке

                             7

                            «Празднование новогодних праздников на Руси»

                            - ознакомить детей с тем, как на севере праздновали Новый год, Рождество

                            - создать праздничную атмосферу

                            -  вызвать интерес к познавательной деятельности

3. «Мужской северный костюм»

                           - знакомить детей с особенностями мужского северного костюма

                           - предложить для рассматривания альбом

                           - вызвать интерес к познавательной деятельности

4. Рисование «Мужской костюм»

                          - учить изображать человека, предавая особенности национального костюма

                         - развивать познавательные способности детей

Январь

  1. Посиделки (совместно с родителями)

«У нас Рождественский сочельник»

                   - создать атмосферу праздника

                   - знакомить детей с православными праздниками, традициями северян

2. Игровая программа

      «Праздник любят все на свете…. А особенно… Кто? Дети!»

                         - знакомить детей с традиционными северными забавами

                         - создать атмосферу праздника

3. Поездка в Музей деревянного зодчества Малые Корелы

                                                8

                       - продолжить знакомить детей с бытом северян

                       - вызвать интерес к познавательной деятельности

                       - воспитывать чувство гордости за богатое духовное и историческое наследие предков

4. «Поделись своими впечатлениями от поездки»

                       - учить детей передавать в рассказе личные впечатления от поездки в Музей деревянного зодчества

                       - предложить использовать в своих рассказах северные диалекты, со значением которых знакомилось на занятиях ранее

Февраль

  1. «Учимся величать мальчиков»

                  - знакомить детей с величальными песнями заигрышами

                  - создать праздничную атмосферу

2. «Мужской головной  убор»

                       - знакомить детей с особенностями мужского головного убора

                       - развивать познавательный интерес

3. Развлечение «Эх, так, ярмарка, вот так ярмарка»

                       - создать праздничную атмосферу

                       - продолжить знакомить с традициями северян

4. Занятие в библиотеке

     «Трудовые будни северян»

                      - продолжить знакомить детей с жизнью предков, живших на северной земле, и их нравами

                      - систематизировать полученные ранее знания

                      - продолжить работу по ознакомлению с особенностями северного говора

Март

  1. «Учимся величать девочек»

        - знакомить детей с величальными песнями

                        9

- создать праздничную атмосферу

          - учить использовать в речи диалект

2. Рисование

      «Украшение для девицы – красавицы»

          - учить детей рисовать украшения поморок

          - развивать познавательный интерес

3. Рассматривание фотоальбома

        «Как на Севере нашем…»

          - учить детей быть внимательными к фотоработам, подмечать детали

          - учит составлять небольшие рассказы по увиденному материалу

4. Поездка в краеведческий Музей

          - продолжит знакомить детей с особенностями северного говора, закрепить полученные знания

Апрель

  1. «Северная кукла»

   - знакомить детей с северной куклой (тряпичная, несшивная, шитая, безликая, кукла оберег, зольная куколка)

2. Рисование «Северная кукла»

        - учить детей рисовать куклу – игрушку, учитывая ее особенности

        - развивать творческие способности детей, воображение

3. Художественно – ручной труд

   Приготовление традиционной народной куклы

        - учить детей изготавливать куклу – закрутку

        - развивать творческие способности, фантазию

        - прививать познавательный интерес

4. Поездка в краеведческий Музей. «Северная кукла»

                                          10

         - продолжить знакомить детей с видами северной куклы

         - закрепить полученные знания

Май

  1. «Бабушкин сундучок»

    - закрепить и уточнить знания о северном костюме, его особенностях

    - развивать артистические способности детей

    - продолжить знакомство с особенностями северного говора

2. Развлечение (совместно с родителями)

     «Посидим – поокаем»

         - продолжить работу по ознакомлению с особенностями северной речи

         - создать атмосферу праздника

         - закрепить полученные знания о быте, жизни северян, о северном костюме, его особенностях

3. Выставка творческих работ

    «Мы на Севере живем»

         - развивать творческие способности детей, воображение, фантазию

4. Поездка в Малые Корелы

         - продолжить учить детей уметь любоваться красотой родного края, ценить, беречь то, что оставили нам в наследство наши предки.

Предполагаемый результат:

Сформированная в процессе образовательной деятельности система элементарных знаний по истории северного костюма.

Продукт проектной деятельности:

Фотоматериалы: «Мамины помощники»

                                    «Музей под открытым небом»

                                 «В краеведческом музее»

                                    «Город мой родной»

                                     «Природа северного края»

Фотоотчеты: «Малые Корелы»

                     «Зимняя сказка Малых Корел»

                                     11

                     «Величаем девочек (развлечение)                              

Альбомы детских рисунков: «Мы рисуем»

                                     «Жили – были»

                                       «Наше творчество»

Выставки творческих работ: «Краски северной осени»

                      «Сказка и быль земли Архангельской»

                               «Рукодельницы земли поморской»

                                          «Ледяная сказка»

                                         «Северное сияние»

Участие родителей:

*помощь в организации выездных мероприятий

*участие в открытом мероприятии «Бабушкин сундучок»

*подготовка детей и выступлениям

*консультация для родителей «Народное творчество в жизни дошкольников»

*помощь в подготовке оформлении выставок, фотовыставок, фотоотчетов.

Эрих Мария Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом. Добрыми ростками пусть зайдут в душах наших детей зерна разумного, доброго, вечного. Ведь именно из этих маленьких звеньев и складывается любовь к Отечеству»

                            12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Скажи здоровью ДА"

проект по работе с родителями...

Проект «Скажем друг другу «Спасибо»

Проект написан для совершенствования процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимае...

Проект "Скажем : "Нет!" Кока-Коле"

Вместе с детьми мы любим эксперементировать и добывать новые знания путем опытов. Поэтому решили опытным путем доказать , что такие напитки, как кока-кола, очень вредны для организма человека....

Детский информационно-исследовательский проект: «Скажем «Нет» Хлам Хламычу в нашем селе»

Проект направлен на борьбу мусора в селе https://docs.google.com/presentation/d/1XAAfIbvZSGsshNpyA31t9mtXa_0zBUSX/edit?usp=share_link&ouid=110701921047143281205&rtpof=true&sd=true...

Педагогический проект «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

В проекте разработаны народные календарные праздники "Кузминки",  зимний праздник народных игр "Лесные колядовщики", весенний праздник "Масленица", весенний праздний...