проект "Скажи здоровью ДА"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 180»
ПРОЕКТ
Здоровьесберегающие технологии
« Мы здоровью скажем ДА!»
Автор
г.Иваново
Паспорт проекта
Наименование проекта | “Мы здоровью скажем ДА!” |
Адрес | г. Иваново, ул. Кавалерийская д.56-в |
Руководитель проекта | Павлова Наталья Анатольевна |
Разработчики проекта | Воспитатели: Ненастьева Елена Николаевна Опарина Маргарита Викторовна |
Цель проекта | Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через организованную модель оздоровления в ДОУ |
Срок реализации проекта | Октябрь 2018 г. |
Ожидаемые результаты | - повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту; - повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении - создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. - создание буклетов «Мы здоровью скажем ДА!» |
Ресурсное обеспечение | Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов Физкультурный зал, спортивная площадка. Разработка программы оздоровительных мероприятий и досугов . Подбор методической литературы Изготовление нестандартного оборудования |
Введение
Одной из ведущих задач основной общеобразовательной программы является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В МБДОУ работа по оздоровлению ведется постоянно.
Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы. В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение.
В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Физкультурные уголки, оснащенные физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности.
Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:
Профилактическое:
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя);
2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);
3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).
4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей
Организационное:
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника
4. Обеспечение психологического комфорта.
Кроме этого, разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
- Элементы оздоровительного самомассажа;
- Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);
Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска).
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.
Задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
- Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
- Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни.
- Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Пути реализации проекта:
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
- спортивные соревнования;
- беседы;
- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
- консультации для родителей;
- выставка детского творчества;
Ожидаемый результат:
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни
- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении
- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями
- оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”
- создание буклетов
Вид проекта:
По продолжительности: краткосрочный;
По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;
По содержанию: социально-педагогический
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По количеству участников: фронтальный.
00
000
000
0
000
00
000
000
000
000
00
00
00
000000
0
00
Интеграция образовательных областей
Физическая культура | Развитие физических качеств накопление двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей. |
Здоровье | Формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье. |
Безопасность | Формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности. |
Социализация | Развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, гендерной принадлежности. |
Познание | Развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни. |
Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. |
Художественная литература | Использование художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области. |
Художественное творчество | Удовлетворение потребности детей в самовыражении в продуктивной деятельности. |
Музыка | Использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей. |
00
00
000
000
000000
0000000000
Этапы реализации проекта
Задачи | Мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки | |||
I этап Аналитический | ||||||
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ. | Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование. | Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ. | Октябрь 2018г. | |||
II этап Организационный | ||||||
Планирование и прогнозирование работы | Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ. | Наличие планов: - спортивных досугов и развлечений. - консультаций для родителей и педагогов. | Октябрь 2018г. | |||
Разработка содержания развлечений и досугов | Конспекты спортивных развлечений и досугов | октябрь 2018г | ||||
Подбор дидактического материала, литературы. | Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни. | октябрь 2018г. | ||||
III этап Практический | ||||||
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям. | Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами. | Картотека подвижных игр. Выставка детских работ: “Мы здоровью скажем “Да!” Буклеты: “Мы за здоровый образ жизни” Нетрадиционное физкультурное оборудование. Спортивный праздник | Октябрь 2018 | |||
Подведение итогов | ||||||
Распространить опыт в сфере здоровьесбережения | Оформление выставки “Мы здоровью скажем “Да” Презентация проекта “Мы за здоровый образ жизни” День здоровья в детском саду “Здоровым будь!” | Октябрь 2018 |
План мероприятий по реализации проекта | ||||
Мероприятие | Сроки | Ответственные | Примечание | |
Воспитатели, специалисты ДОУ | 1.Тест для воспитателей на педагогическую компетентность на тему “Физическое воспитание дошкольников” 2. Знакомство с программой «Гимнастика маленьких волшебников» | Инструктор по физической культуре | ||
Родители | 1. Родительское собрание: «Быть здоровым мое право» 2. Консультации: «Иммунитет», «Играем – пальчики развиваем» 3. Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да» | |||
группа | 1. «Минутки шалости», «Гимнастика маленьких волшебников» 2. «День здоровья» | 1.Воспитатели 2. Физ. руководитель | ||
группа | 1. «Гимнастика маленьких волшебников», «Минутки шалости», «Минутки тишины» 2. Целевая прогулка по участку «В здоровом теле – здоровый дух» 3. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?» | 1. Воспитатели | ||
группа | 1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких волшебников» 2. Развлечение «Путешествие в страну здоровья» 3. Чтение художественной литературы: сказки о пользе физкультуры и спорта. | 1Воспитатели 2.Физ. руководитель . | ||
группа | 1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких волшебников» 2. Сказка – беседа «Кто такие микробы?» | 1. Воспитатели | ||
группа | 1. Беседа: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» 3. Народные игры на свежем воздухе 4. Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да» 5. Родительское собрание: «Быть здоровым мое право» | 1. Воспитатели 2. Физ. руководитель | ||
группа | 1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких волшебников» | 1. Все воспитатели 2. Физ. руководитель | ||
группа | 1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких волшебников» 2. Создание буклетов «Мы здоровью скажем ДА!» | 1. Все воспитатели 2. Физ. руководитель |
Заключение
Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.
Особенностью проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.
В проекте мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения:
- “Минутки шалости”,
- “Минутки тишины”,
- “Гимнастика маленьких волшебников”. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.
Основными целями проведения этих игровых упражнений являются:
- соблюдение профилактики простудных заболеваний;
- закаливание детей;
- подведение детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими;
- учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;
- прививать необходимые умения проведения точечного массажа.
Благодаря совместной проектной деятельности мы смогли:
- расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
- усовершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
- повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни;
- создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Список литературы
- Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод. пособие /М.П.Асташина. – Омск, 20022.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28.
- Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006
- Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003.
- Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград.: Учитель, 2007
- Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г №2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”.
- Шорыгина Т.А. “Беседыо здоровье”. Москва, 2004.
- Материалы интернет ресурсов
http://www.o-detstve.ru;http://nsportal.ru/detskiy-sad;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...