Как жили москвичи в древности.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель.Познакомить детей с условиями жизни и бытом детей москвичей в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили москвичи, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели и как веселились.
Словарная работа:обогащение словаря детей – лучина, изразцы, топить по чёрному, летник, опашень, кафтан (душегрейка). Расширять кругозор детей, развивать любознательность, воспитывать интерес к истории родного города.
Материалы:стихи Н. Кончаловской из книги «Наша древняя столица», иллюстрации с постройками древней Москвы. Деревянная мебель: столы, скамейка, сундук, посуда деревянная неокрашенная: бочонок, ложки, кружки; хохломская: ложки, миски; металлическая: рюмки, стаканчики; изображение одежды; сарафан, рубаха, платки, бусы; музыкальные инструменты: ложки, бубенцы, дудочка, трещотка; еда: каша гречневая, солёные огурцы, хлеб круглый, свекла, морковь, квас, мёд, молоко; диск с русско народной плясовой мелодией.
Методы:игровой, сравнение, беседа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_dlya_portfolio.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по старой Москве. Закройте глаза.
Дети. Закрывают глаза.
Воспитатель. На машине времени мы перенесёмся в прошлое.
Дети. Дети открывают глаза.
Воспитатель. Дети, в каких домах вы сейчас живёте?
Дети. В кирпичных, бетонных, из плит, с большими окнами, в высоких.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, в каких домах москвичи жили раньше?
Дети. В деревянных.
Воспитатель. Правильно.
«Был похож наш город древний
Не на город, не деревню»
Раньше дома были деревянные, не высокие, окна маленькие, в домах было темно.
Как отапливаются ваши дома?
Дети. Батареями.
Воспитатель. Чем освещаются?
Дети. Электричеством.
Воспитатель. А как отапливались дома раньше?
Дети. С помощью печек.
Воспитатель. Отапливались дома печами. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черные от дыма и копоти.
«В этих избах печи были
Без трубы, не как теперь.
Их по чёрному топили
Дым клубился в окна, дверь.
Богатые люди украшали свои печи изразцами.
(воспитатель показывает иллюстрацию)
Окна в их домах расписывались фигурками зверей и птиц, растительным орнаментом. В бедных домах стёкол не было, окна закрывались дощечками или куском тряпки. Освещались дома лучинами – деревянными палочками. Поэтому в домах часто случались пожары.
Как вы думаете, в какой дом мы отправимся в гости – в бедный или богатый.
Дети проходят по залу туда, где стоят накрытые столы, сундук.
Воспитатель. Терем, терем, теремок,
Он затейлив и высок.
В нём окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крышах петушки –
Золотые гребешки».
Дети, а у вас дома какая мебель?
Дети. Диван, стол, стулья, кресло, кровать, шкаф.
Воспитатель. А раньше в домах стояли деревянные столы и скамейки, на которых сидели и спали, сундуки для хранения вещей.
«И стоит, покрыт ковром,
Ларь с хозяйкиным добром».
На стол стелили скатерть ручной работы.
Ребята, где у вас дома хранится одежда?
Дети. В шкафах.
Воспитатель. Раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки.
Какую одежду вы носите?
Дети. Юбки, куртки, джинсы, платья, колготки.
Воспитатель. А раньше носили длинную и широкую одежду. Чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче.
«Вот, в кокой чудной одежде
Москвичи ходили прежде.
А бояре и дворяне,
Горожане и крестьяне.
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах,
И такие франты были,
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве
Надевали шубу, две,
А боярыня бывало,
По три шапки надевала».
( воспитатель показывает иллюстрации одежды: летник, душегрейка, кофта, опашень, кафтан)
Воспитатель. Дети, давайте заглянем в хозяйский сундук, посмотрим, что же там лежит.
Дети и воспитатель. Достают - сарафан, рубаху, платок пуховый, платок Павловский, бусы.
Дети. Наряжаются в одежду.
Воспитатель. «Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли».
Ребята, какая посуда у вас есть дома?
Дети. Металлическая, стеклянная, фарфоровая.
Воспитатель. А, где она хранится?
Дети. В шкафах, в буфете.
Воспитатель. Раньше посуда была простая – деревянная и глиняная. У людей побогаче, расписная, а у самых богатых была и металлическая, её покупали у иноземных купцов. Стояла посуда на столе, а самая дорогая на отдельном столе, накрытая красивой скатертью.
А, что вы любите дома есть, что вам готовит мамы?
Дети. Суп, салат, картошку пюре, котлеты, макароны, омлет.
Воспитатель. А раньше пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб. Ещё росли гречиха, овёс, ячмень – из них варили кашу. У москвичей были огороды – они выращивали овощи: морковь, репа, свекла, капуста, огурцы. Огурцы солили в бочках. У кого была корова тот пил молоко, ел творог, сметану, масло. В лесу собирали грибы и ягоды. В реках ловили рыбу. Пили квас и мёд.
Ребята, что вы делаете, когда приходят гости?
Дети. Накрываем стол, поём, танцуем.
Воспитатель. Сейчас танцуют современные танцы и слушают современную музыку, а раньше танцевали русские народные танцы и играли на народных инструментах.
(Воспитатель обращает внимание на стол с музыкальными инструментами)
Дети, скажите, инструменты вам знакомы?
Дети. Да! Дудочка, бубен, трещотка, деревянные ложки.
Воспитатель. Мальчики возьмите музыкальные инструменты и сыграйте на них, а девочки возьмите платочки и спляшите.
Дети. Девочки пляшут, мальчики играют.
Воспитатель. Вот как много мы сегодня узнали о том, как жили москвичи в древности.
Вам понравилось?
Дети. Да, очень понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Жизнь человека от древности к современности"
В представленном педагогическом проекте знакомство с жизнью человека от древности к современности происходит поэтапно.Дети знакомятся с историей и археологией, расширяют свой словарный запас.Дан...
В ДРЕВНОСТИ ДЕТЕЙ НЕ ВОСПИТЫВАЛИ, А ПЕСТОВАЛИ!
Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-в...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож
Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...
"Жили- были ручки, жили- были ножки"
Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...
Образовательный проект «ЖИЛИ-БЫЛИ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ» (По сказке Т.Михеевой «Жили-были карандаши»)
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детск...
Презентация "Как жили москвичи в древности"
Знакомство с условиями жизни русских людей в давние времена. Правовое воспитание...
Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""
Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...