Как жили москвичи в древности.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цель.Познакомить  детей с условиями жизни и бытом детей москвичей в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили москвичи, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели и как веселились.

Словарная работа:обогащение словаря детей – лучина, изразцы, топить по чёрному, летник, опашень, кафтан (душегрейка).  Расширять кругозор детей, развивать любознательность, воспитывать интерес к истории родного города.

Материалы:стихи Н. Кончаловской  из книги «Наша древняя столица», иллюстрации с постройками древней Москвы.  Деревянная мебель: столы, скамейка, сундук, посуда  деревянная неокрашенная: бочонок, ложки, кружки; хохломская: ложки,  миски; металлическая: рюмки, стаканчики; изображение одежды; сарафан, рубаха, платки, бусы; музыкальные инструменты: ложки, бубенцы, дудочка, трещотка; еда: каша гречневая, солёные огурцы, хлеб круглый, свекла, морковь, квас, мёд, молоко; диск с русско народной плясовой мелодией.

Методы:игровой, сравнение, беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_dlya_portfolio.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по старой Москве. Закройте глаза.

Дети. Закрывают глаза.

Воспитатель. На машине времени мы перенесёмся в прошлое.

Дети. Дети открывают глаза.

Воспитатель. Дети, в каких домах вы сейчас живёте?

Дети. В кирпичных, бетонных, из плит, с большими окнами, в высоких.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, в каких домах москвичи жили раньше?

Дети. В деревянных.

Воспитатель. Правильно.

«Был похож наш город древний

Не на город, не деревню»

Раньше дома были деревянные, не высокие, окна маленькие, в домах было темно.

Как отапливаются ваши дома?

Дети. Батареями.

Воспитатель. Чем освещаются?

Дети. Электричеством.

Воспитатель. А как отапливались дома раньше?

Дети. С помощью печек.

Воспитатель. Отапливались дома печами. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черные от дыма и копоти.

«В этих избах печи были

Без трубы, не как теперь.

Их по чёрному топили

Дым клубился в окна, дверь.

Богатые люди украшали свои печи изразцами.

(воспитатель показывает иллюстрацию)

Окна в их домах расписывались фигурками зверей и птиц, растительным орнаментом. В бедных домах стёкол не было, окна закрывались дощечками или куском тряпки. Освещались дома лучинами – деревянными палочками. Поэтому в домах часто случались пожары.

Как вы думаете, в какой дом мы отправимся в гости – в бедный или богатый.

Дети проходят по залу туда, где стоят накрытые столы, сундук.

Воспитатель. Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок.

В нём окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крышах петушки –

Золотые гребешки».

Дети, а у вас дома какая мебель?

Дети. Диван, стол, стулья, кресло, кровать, шкаф.

Воспитатель. А раньше в домах стояли деревянные столы и скамейки, на которых сидели и спали, сундуки для хранения вещей.

«И стоит, покрыт ковром,

Ларь с хозяйкиным добром».

На стол стелили скатерть ручной работы.

Ребята, где у вас дома хранится одежда?

Дети. В шкафах.

Воспитатель. Раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки.

Какую одежду вы носите?

Дети. Юбки, куртки, джинсы, платья, колготки.

Воспитатель. А раньше носили длинную и широкую одежду. Чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче.

«Вот, в кокой чудной одежде

Москвичи ходили прежде.

А бояре и дворяне,

Горожане и крестьяне.

Кто в сорочках и штанах,

Кто в коротких зипунах,

И такие франты были,

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Пыль по улице мели.

А зимой, в мороз, в Москве

Надевали шубу, две,

А боярыня бывало,

По три шапки надевала».

( воспитатель показывает иллюстрации одежды: летник, душегрейка, кофта, опашень, кафтан)

Воспитатель. Дети, давайте заглянем в хозяйский сундук, посмотрим, что же там лежит.

Дети и воспитатель. Достают - сарафан, рубаху, платок пуховый, платок Павловский, бусы.

Дети. Наряжаются в одежду.

Воспитатель. «Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли».

Ребята, какая посуда у вас есть дома?

Дети. Металлическая, стеклянная, фарфоровая.

Воспитатель. А, где она хранится?

Дети. В шкафах, в буфете.

Воспитатель. Раньше посуда была простая – деревянная и глиняная. У людей побогаче, расписная, а у самых богатых была и металлическая, её покупали у иноземных купцов. Стояла посуда на столе, а самая дорогая на отдельном столе, накрытая красивой скатертью.

А, что вы любите дома есть, что вам готовит мамы?

Дети. Суп, салат, картошку пюре, котлеты, макароны, омлет.

Воспитатель. А раньше пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб. Ещё росли гречиха, овёс, ячмень – из них варили кашу. У москвичей были огороды – они выращивали овощи: морковь, репа, свекла, капуста, огурцы. Огурцы солили в бочках. У кого была корова тот пил молоко, ел творог, сметану, масло. В лесу собирали грибы и ягоды. В реках ловили рыбу. Пили квас и мёд.

Ребята, что вы делаете, когда приходят гости?

Дети. Накрываем стол, поём, танцуем.

Воспитатель. Сейчас танцуют современные танцы и слушают современную музыку, а раньше танцевали русские народные танцы и играли на народных инструментах.

(Воспитатель обращает внимание на стол с музыкальными инструментами)

Дети, скажите, инструменты вам знакомы?

Дети. Да! Дудочка, бубен, трещотка, деревянные ложки.

Воспитатель. Мальчики возьмите музыкальные инструменты и сыграйте на них, а девочки возьмите платочки и спляшите.

Дети. Девочки пляшут, мальчики играют.

Воспитатель. Вот как много мы сегодня узнали о том, как жили москвичи в древности.

Вам понравилось?

Дети. Да, очень понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Жизнь человека от древности к современности"

В представленном педагогическом проекте знакомство с жизнью человека от древности к современности происходит поэтапно.Дети знакомятся с историей и археологией, расширяют свой словарный запас.Дан...

В ДРЕВНОСТИ ДЕТЕЙ НЕ ВОСПИТЫВАЛИ, А ПЕСТОВАЛИ!

Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-в...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

"Жили- были ручки, жили- были ножки"

Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...

Образовательный проект «ЖИЛИ-БЫЛИ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ» (По сказке Т.Михеевой «Жили-были карандаши»)

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детск...

Презентация "Как жили москвичи в древности"

Знакомство с условиями жизни русских людей в давние времена. Правовое воспитание...

Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...