Зимующие птицы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сетун Любовь Александровна

Закрепить и  уточнить знания детей о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_pticy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы».

Программное содержание:                                                                                                         Образовательная: Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Рассказать о том, какая зависимость между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.                                                                                                                         Развивающая: Упражнять в употреблении сложных притяжательных прилагательных, антонимов. Обогатить словарный запас детей.                                                                                                                                              Воспитательная: Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них, помогать им.

Методы и приемы: беседа, игровая мотивация, загадки, наглядность, художественное слово, сказочный персонаж, вопросы, использование звукозаписи.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах. К занятию дети должны знать внешний вид нескольких зимующих птиц.                                                                                                                                          

Дидактические пособия: Иллюстрации птиц, аудиозапись с пением птиц, костюм «зимы»,   заготовки для кормушек, оформление развивающей среды в группе для занятия.

Словарь: Синичник, надклювье, подклювье, подхвостье

Звучит музыка. Появляется Зима. (Исполнение  песни «Зимушка»)

Вьюга белая метет

Это зимушка идет,

Рукавом повела

Все дорожки замела.

Зима :  Здравствуйте, ребята! Проверила я, как к зиме приготовились реки и озёра. Как вы                  думаете, что я видела?

Дети  : (ответы детей)

Зима : Земля и деревья тоже меня ждали. А вы знаете как?

            (ответы детей)

Зима :   Животные и те приготовились к встрече со мной. Кто мне о  них поведает?

(ребята отвечают)

Зима : А сейчас я хочу устроить смотр другим обитателям лесов и  полей. Что это за птицы,

           смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете?

           Назовите.

Дети :   Воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь, дятел, клёст, галка,   голуби, свиристели.

Зима : Как они выглядят? Где селятся? Чем питаются и какие звуки издают? Вот, например

            этот?

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает,

По ночам кочует,

Коноплю ворует, (воробей)

Зима:   Верно, а кто мне расскажет, как он выглядит (ставит иллюстрацию)

Дети  : Воробей маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой

             шеей, Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями.

             Клюв       тонкий, твёрдый, к концу заострённый.

Зима:    Верно. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит

             поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу,

             нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же

             они зимуют?

Дети :   В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.

Зима:   Где они находят пищу

Дети   : Во дворах, На свалках, в кормушках.

Зима:    Вы слышали, какие они звуки издают?

Дети  : «Чив-чив, чир-чир, чере-ре-ре»

Зима:   Верно. Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож

             заметит в небе хищника, то издаёт звук, похожий на « чур», и вся стая улетает.

 Зима :  Эта птица - непоседа

             Одного с берёзой цвета

             Кто это? (сорока).

Зима:   Как она выглядит?

(показывает иллюстрацию сороки )

Дети :  Сорока - крупная птица с красивым чёрно-белым оперением. Окраска перьев на голове,

              крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда её прозвище «сорока-

              белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу.

Зима:   Верно. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.

               Ходит сорока небольшими шажками, с приподнятым хвостиком, хвост держит веером. Кто

             знает, почему её называют сорокой-воровкой?

Дети :  Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.

Зима:   Где же она устраивает своё гнездо?

Дети:    В густых ветвях деревьев или кустарников.

Зима:   Правильно. Гнездо имеет шарообразную форму, а вход располагается сбоку. Послушайте,

              какие звуки издаёт сорока. (аудиозапись) Напоминает треск, стрекот.

Зима :  Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и грызунов, переносят семена

              растений, в брошенных сорочьих гнёздах селятся более мелкие птицы.

             Она маленькая птичка, А зовут её ...(синичка).

Зима:   Как они выглядят?

Дети:   На голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле и брюшке чёрная полоса, галстучек,  

            спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые.

Зима:   Верно. Свои гнёзда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и  

             щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Послушайте. (Запись) «Си-си-си-

             си».Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят

            сами.

Зима :                                (иллюстрация снегиря )

               Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он

              появится опять. Кто это? (снегирь)

Зима:     Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег) Опишите его.

Дети:    Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом чёрные. Спина голубовато - серая,

              надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв

              короткий, толстый, чёрный.

Зима:    Как вы думаете, ребята, зачем снегирю толстый, короткий клюв?

Дети  : Чтобы расклёвывать ягоды рябины и есть зёрнышки, а также чтобы справиться с

                семенами других деревьев.

 Зима:     Посмотрите птица малоподвижна, по земле скачет короткими   прыжками, ныряет в снег и купается. Послушайте, как она поёт. (Запись) « Фью - фью» .

Зима:                                               (иллюстрация дятла):

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой!

Кто это? (Дятел)

Зима:   Какой красивый! Кто хочет описать его?

Дети :   Голова, шея, спина и крылья у него чёрные, а на голове и шее белые пятна, на сложенных  

              крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идёт чёрная полоса, внизу тельце белое,

              подхвостье и темя красные.

Зима:    Молодцы! Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве.

              Посмотрите, какой клюв у дятла? Зачем он такой ему нужен?

Дети:    У дятла крепкий клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под

             неё длинным и липким языком  насекомых и их личинок.

Зима:     Правильно. Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько  

               насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.

Зима:                                        (иллюстрация клеста)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)

 

Зима:    Необычная птица, опишите её.

Дети:    Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка

             зеленовато-жёлтая.

Зима:     Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и

              перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо

              заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для

              птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда. Как поют клесты? (Запись) «Кле-кле»

Зима:                                        (иллюстрация вороны )

Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат:

Кар-кар-кар. (ворона)

Зима:    Опишите ее.

Дети:    Чёрные голова, горло, крылья и хвост, остальная часть туловища серая

Зима:    Верно. Днём вороны промышляют в городе, посёлке, а на ночь улетают в парк или

               в лес и ночуют на деревьях. Давайте поиграем в ворон.

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали

Кар-кар-кар.

(Дети бегают, размахивают руками.)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.                                                                                                                          (Садятся на корточки, руки под щёку - засыпают.)

Зима: Много интересного вы про птиц знаете, я хочу вам по другому загадки загадать.

           Отгадайте, что за птица?                                                           

(Открывает стенд с иллюстрациями птиц)

        1.   Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но
                          драчливый, боевой, удалой! (воробей)

        2.Красногрудый, толстый, малоподвижный, (снегирь).

                         3.Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый.

                           (дятел)

                  4.Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая, (сорока)

                        5.Чернохвостая, чернокрылая разбойница, (ворона).

6. Маленькая, на брюшке чёрная полоса, юркая, ловкая.

                           (синица)

7.С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит.  

   (Клёст).

Зима:  Молодцы!  Птицы разные, их очень много, поэтому запомнить всех трудно. Я           предлагаю поиграть со мной в игру: «Я начну, а вы закончите».

  1. У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)
  2. Ворона большая, а воробей (маленький)

3.Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая)

            4. Клёст нарядный, а воробей (невзрачный)

  1. Синицы высиживают птенцов летом, а клёст (зимой)

6.  Если снегирь мало двигается, то он какой?

                (малоподвижный)

            7.  Если у синицы чёрная голова, то она какая? (черноголовая)

            8. Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)

            9. Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая).

           10.Если у снегиря красная грудь, то он какой?

               (красногрудый).

Зима:  Про кого из зимующих птиц можно сказать:

            Мой (клёст, дятел, снегирь, воробей, голубь)

            Моя (ворона, синица, сорока)

            Мои....

            Вы запомнили кто как поёт?

            Воробей- чирикает.

            Клёст - свистит.

            Сорока - стрекочет.

           Ворона - каркает.

           Давайте устроим птичью ярмарку! Кто кем хочет быть?

           ( дети называют себя)

 Зима : Устроим похвалюшки: каждая «птица» себя хвалит, рассказывает о своих

            достоинствах.

(рассказы детей)

Зима:  Какую пользу птицы приносят людям?

Дети:  Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песней; украшают

            природу.

Зима: Как и чем вы можем помочь птицам зимой?

Дети: Подкормить.

Зима: Что для этого вам нужно изготовить?

Дети: Кормушки.

Изготовление кормушек.

                                                              Подкормите  птиц.

 Подкормите птиц зимой!

                                                            Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.А. Яшин.

Зима  : Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Пойду я дел много, но вас я не забуду:

              когда выйдете на прогулку, поиграем. Пощиплю вам носы и щёки, да и бегать, чтобы

             согреться , заставлю! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...