"Почва и ее свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Образовательная область "Познание: формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой". Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Конспект построен так, чтобы дети легко усвоили понятие "Почва", самостоятельно определили ее состав, выполняя простые опыты, которые легко организовать в любом детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Образовательная область «Познание: формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой»
на тему: «Почва и ее свойства»
в подготовительной группе
воспитатель: Рожкова Татьяна Михайловна
Цель: познакомить детей с понятием почва; при помощи опытов определить составные компоненты почвы.
Задачи:
- Учить детей делать выводы на основе проведенных опытов;
- Улучшать навык чтения; обогащать словарный запас (плодородие, рыхлая, перегной); развивать логическое мышление, память, речь;
- Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе; воспитывать любовь к природе.
План:
Орг. момент. 1 мин.
Повторение. 2 мин.
Введение. 3 мин.
Изучение нового материала: 18 мин.
1. Что такое почва? 1 мин.
2. Физ. минутка. 2 мин.
3. Свойства почвы. 1 мин.
4. Состав почвы
(проведение опытов) 14 мин.
Заключение: 6 мин.
1. Закрепление. 5 мин.
2. Итог. 1 мин.
Оснащение педагогического процесса:
- Крот
- Письмо крота
- Иллюстрация земного шара
- Пособие «Строение земного шара»
- Карточки с видами почв
- Полоски, соответствующие толщине почвы
- Карточки с составными элементами почвы
- Карточка – вывод
- Карточки – алгоритмы для определения свойств почвы
- Карандаши на каждого ребенка
- Тетради на каждого ребенка
Для самостоятельной исследовательской деятельности детей:
- Стакан с почвой на каждого ребенка
- Стакан с водой на каждого ребенка
- Индивидуальная палочка на каждого ребенка
- Лупа на каждого ребенка
- Промокашка на каждого ребенка
Для проведения опытов:
- Стакан с землей
- Стакан с водой
- Пипетка
- Ложка
- Свечка
- Спички
- Засушенный лист дерева
- Стекло
Для физ. минутки:
- 2 обруча
- листья на каждого ребенка
- стакан с почвой на каждого ребенка
- 3 вида почв: плодородной, песчаной и глинистой.
Подготовительная работа:
- проведение опыта «Что находится в пустом стакане?»
- вспомнить строение земного шара
- д/и «Знаем, знаем»
- посадка овощных культур.
Ход:
Ход занятия | Ответы детей | Деятельность детей |
Орг. момент. Повторение. Д/и «Знаем, знаем» Введение. - О каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая»: «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая существует и на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?» - Ребята, вы уже догадались, о чем идет речь? После ответов детей, на фланелеграфе появляются иллюстрации почв. - Почему автор называет почву чудесной кладовой? - Давайте проверим, правы ли мы? И поможет нам в этом гость, который пришел на занятие. Встречайте. - Кто это? - Как вы думаете, почему именно крот пришел к нам? - Это не простой крот, а ученый. Крот: Здравствуйте, меня зовут Умняшка, и принес я вам письмо с правильным ответом. - Ребята, неужели мы с вами ошиблись и неправильно разгадали сказку – загадку? Умняшка: молодцы! - Что мы подразумеваем под словом Земля? После ответов детей, воспитатель вешает табличку. - А что такое почва, где находится, из чего состоит, как образовалась мы сегодня и попытаемся узнать. Изучение нового материала: 1. Что такое почва. У.: Я вам помогу разобраться, но для этого необходимо вспомнить, как устроена наша планета Земля. Что у нее внутри. - Где же находится почва? - Какой вывод можем сделать? Почва – верхний слой земной коры. - Ребята, вспомните, какой самый главный секрет почвы? Чем она отличается от камней? - Что мы с вами узнали о почве? После ответов детей, на доске появляется соответствующая табличка. У.: плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвы может быть от 2 – 3 см до 150 – 200 см Воспитатель демонстрирует соответствующие полоски. 2. Физ. минутка П/и «Выращиваем дерево». 3. Свойства почвы. - Ребята, давайте внимательно рассмотрим почву. Что мы можем о ней сказать? У.: Я вам подскажу, посмотрите на мои карточки – подсказки. - Легко ли проходит палочка в почву? - Какая она? После ответов детей появляется соответствующая табличка. - Какой вывод можем сделать? 4. Состав почвы. У.: ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы? - Возьмите лупы, небольшое количество почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить из чего состоит почва? Какого она цвета? Имеет ли она определенный запах? 1) Опыт №1. У.: А теперь я вам предлагаю взять небольшой кусочек почвы и опустить его в воду. - Что вы видите? - Откуда в воде появились пузырьки? У.: Верно, какой вывод можно сделать? После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка. 2) Опыт №2. - Положите комочек почвы на бумагу, прижмите ее плотно к листу. - Что вы видите? Что получилось? - О чем «говорит» нам это пятно? У.: я вам предлагаю пройти к экспериментальному столу и нагреть немного почвы. - Ребята, что мы должны увидеть, если при нагревании мы над почвой будем держать стеклышко? Воспитатель проводит опыт, и дети убеждаются в правильности своих предположений. - Ребята, какой вывод можем сделать? После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка. - Итак, мы с вами определили, что в почве есть вода и воздух. - А что произойдет дальше, если продолжим нагревать почву? 3) Опыт №3. Воспитатель продолжает нагревать почву. - Что вы видите, чувствуете? - Как вы думаете, почему появился неприятный запах и дым? Знаком ли вам этот запах? Из чего состоит почва? При затруднении или неправильном ответе, педагог предлагает поджечь высушенный лист дерева. - Похожи ли запахи? - О чем это говорит? - Вы совершенно правы. В почве находятся остатки умерших растений и животных, которые образуют перегной. На фланелеграфе появляется соответствующая табличка. - Итак, из чего состоит почва? У.: перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы зависит от перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва. 4). Опыт №4. У.: это еще не все составные части почвы. Давайте посмотрим, что еще входит в состав почвы. Для этого мы прокалим почву до серого цвета. Во время проведения опыта воспитатель комментирует: - Такой цвет образуется после сгорания перегноя. А теперь давайте оставшуюся почву поместим в стакан с водой и перемешаем. - Что мы видим? - На дне стакана осел песок, а сверху слой глины. - Какой вывод можем сделать? После выводов, дети вешают на фланелеграф соответствующую табличку. - Итак, мы сегодня узнали, что почва состоит из…. - Ребята, как вы думаете, какие компоненты жизненно необходимы для жизни растений? У.: есть еще один важный компонент. Хотите узнать какой? Поможете мне? Помните, как мы в самом начале занятия опускали в воду кусочек почвы? Она уже хорошо настоялась, поэтому мы можем взять капельку воды и нагреть эту капельку. - Ребята, что произойдет с водой? - Что останется на ложке? 5) Опыт №5. Воспитатель нагревает воду. После испарения дети наблюдают белый налет. - Что у нас осталось? При затруднении воспитатель сам называет компонент. - Какой вывод можем сделать? - Давайте вспомним, что сегодня узнали. Заключение: 1. Закрепление. Самостоятельная работа. - Какое ключевое слово у нас получилось? - Что делает почву более плодородной? - Давайте попробуем посадить баклажаны в разные виды почв: в плодородную, песчаную и глинистую и посмотрим прорастут ли наши баклажаны. - Какие условия необходимы для жизни растений, животных и человека? На доске появляется табличка: «Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы». - На следующем занятии мы с вами узнаем, как образовалась почва, какие виды почв бывают и зачем необходимо охранять почву. У.: ребята, мне очень понравилось у вас и хочу снова к вам придти и рассказать все, что знаю о почвах. До скорых встреч. Итог. - Ребята, как вы считаете, хорошо ли вы сегодня занимались? Если да, то в тетрадях нарисуйте улыбающееся солнышко, а если вы считаете, что могли заниматься лучше, то нарисуйте спокойное солнышко. Окончание занятия. | Знаем, знаем, знаем Мы природу уважаем И расскажем все о ней Начинай же поскорей! Да, это почва. Благодаря почве люди собирают урожай. Крот. Он живет в почве, а мы сегодня будем говорить о ней. «Эта кладовая – земля». Нет, мы правильно разгадали, грамотнее говорить не земля, а почва. Планету Земля, сушу.
На земной коре. Благодаря ей тут живут растения, она обладает плодородием. Почва – верхний плодородный слой земной коры. Да. Рыхлая. Дети выдвигают свои предположения Пузырьки Из почвы вышел воздух. В почве есть воздух. Пятно. В почве есть вода. Появятся капли воды. В почве есть вода. Дети предполагают, воспитатель не комментирует ответы детей Появился неприятный запах и дым. В почве есть остатки растений и животных. Из воздуха, воды и перегноя. Дети предполагают. В почве есть песок и глина. Воды, воздуха, перегноя, песка, глины. Перегной, воздух, вода. Дети выдвигают предположения. В почве содержится соль. Дети рассказывают все, что запомнили, используя таблички Сначала дети зарисовывают проделанные опыты, а затем вместе с воспитателем разгадывают кроссворд. Перегной. Перегной. Вода, воздух, перегной (для растений), почва | Дети на ковре встают кругом, выбирается ведущий с помощью считалки, а затем все поочереди рассказывают все, что знают о природе Дети сидят на ковре по-турецки Дети открывают письмо и самостоятельно читают. Дети садятся за столы, а на доске появляется пособие «Строение Земного шара» и при каждом правильном ответе детей открываются внутренние слои Земли. Дети строятся на ковре в 2 команды друг за другом. У каждого в руках по листу от дерева, который он должен обменять на стакан с почвой. Побеждает та команда, которая быстрее обменяет листья на почву. После игры, дети берут свои стаканчики и садятся за столы. Дети выполняют, то, что предложил крот: определяют цвет, запах, структуру почвы. Дети подходят к экспериментальному столу. . Дети стоят около экспериментального стола Дети выполняют то, что предлагает крот. Дети наблюдают за происходящим. Дети вешают последнюю табличку с составным компонентом почвы Все дети стоят около фланелеграфа. Дети садятся за столы и самостоятельно работают в тетрадях Дети сажают в разные виды почв баклажаны. Дети рисуют солнышки в тетрадях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Почва. Свойства почвы" для детей старшего возраста.
Цель проекта : дать детям представление о почве, ее значении, развивать умение анализировать проблему ( определять и сравнивать влажную и сухую почву), в процессе опытов установить состав почвы....
Знакомство со свойствами почвы
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе по теме «Знакомство со свойствами почвы
Ход занятия:В-ль:-Ребята, я не знаю, что мне делать. У нас в группе есть 2 растения. Один растет хорошо, а со вторым что — то происходит. Я не...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Почва и её свойства»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе«Почва и её свойства»...
Проект Почва. Знакомство со свойствами почвы.
Что такое почва?Образование почвы.Выяснить свойства почвы и ее значение....
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Почва и ее свойства»
Конспект предназначен для воспитателей детских садов .Может быть испозьзован для занятий по экспериментированию....
Краткосрочный проект для подготовительной группы "Почва. Знакомство со свойствами почвы"
Дать представление о почве , ее значении. Сформировать представление о том , что почва -это верхний плодородный слой земли . Закрепить знания о строении земли. и через эксперементирование познак...