Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
методическая разработка

Лагутова Кристина Викторовна

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:

- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;

- приобщение детей к художественной культуре и овладение системой знаний в области искусства;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_tehnologiya_rht_sposobnostey.docx62.4 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая  технология

развития художественно – творческих способностей  

у детей дошкольного возраста с помощью

нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология художественно-творческого развития:

  1. Давыдова  Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

  1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:

- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;

- приобщение детей к художественной культуре и овладение системой знаний в области искусства;

- развитие общих и специальных способностей в разных видах художественной деятельности;

- формирование творческой субъектной позиции ребёнка, и на этой основе развитие воображения, мышления, памяти и речи.

Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи. Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм. 

Первый элемент его – это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности. 

Второй элемент – это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребёнку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме. 

Третий элемент алгоритма – это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.

Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста:

Первый этап - накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно - и эстетически - обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.

Второй этап - этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.

Третий этап - этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.

Четвертый этап - этап альтернатив – направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядно-слуховой; наглядно-зрительный; метод проблемных, поисковых ситуаций; практические методы; игровой метод.

Выделенные этапы технологии представляют собой логическую систему решения обозначенных целей и задач.

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

В своей работе опиралась на методические разработки:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  2. Программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский,

В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов

(Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка- дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Компоненты творческих способностей:

1. творческое мышление;

2. творческое воображение.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

Схема педагогической технологии

развития художественно – творческих способностей  

у детей дошкольного возраста с помощью

нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Целевой модуль.

Цель: Развитие художественно-творческих способностей у старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи:

обучающие выявление, углубление и обогащение знаний и умений детей по графике и технике рисунка, восприятии и связанном с ним представлении, эстетическом восприятии явлений реального мира, интеллектуальной активности, а также по нетрадиционным техникам;

развивающие: развитие потребности в освоении нетрадиционных техник изобразительной деятельности, в сочетании традиционных и нетрадиционных техник при создании рисунка;

воспитывающие: воспитание положительного, осознанного отношения ребенка к собственной изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник, ее результату, к экспериментированию с выходом на конкретный продукт, поощрение и поддерживание творческой находки.

Концептуальный модуль.

Классификационные параметры технологии (Г. Селевко):

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: гуманистическая.

По ведущему фактору психического развития: комплексная. По научной концепции усвоения опыта: развивающая.

По ориентации на личностные структуры: информационная, эвристическая (развитие творческих способностей).

По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая.

По типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: ООД с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребёнку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая, объяснительно-иллюстративная, творческая, игровая.

По категории обучаемых: массовая.

В основе технологии лежат общедидактические принципы:

  • развивающего характера художественного образования;
  • систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач развития детей в логике
    «от простого
    к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем
    развития, подготовленности
    детей;
  • наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное), обеспечивает понимание, прочное запоминание;
  • - осознанного процесса обучения (И.Я. Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении,
    он предполагает необходимость развития
    у ребенка рефлексирующей позиции, т.е. осознание своего «Я»,
    своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел;
  • воспитывающего обучения приобщение к культуре, на основе чего у ребенка складывается динамически
    развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентации.

Содержательный модуль.

Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки»

Процессуально – деятельностный модуль

Участники образовательного процесса: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Средства: обучение в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей в детском саду и дома с родителями.

Методы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, наблюдения, экспериментирования с инструментами и красками, беседы по картинам, дидактические и подвижные игры, упражнения, метод эвристических поисковых ситуаций, метод сотворчества.

Последовательность: поэтапная реализация каждого цикла программы «Цветные ладошки» (обучение основным приемам работы кистью в нетрадиционных техниках, развитие цветового восприятия; расширение опыта художественно-творческой деятельности с помощью нетрадиционных техник, развитие композиционных умений; объединение в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях).

Формы: интегрированные занятия, экскурсии, выставки детского творчества.

Диагностика результативный модуль.

Результат: оптимальный, допустимый, критический уровни развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностические методы: тесты, беседа, наблюдения, диагностическое рисование.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дошкольникам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, они готовы многократно повторить то или иное действие и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Свою работу по развитию художественно творческих способностей осуществляла со средней группой.

В группе, с которой я работала, с 2018 по 2019 год было 21 ребенок.

Результативность работы:

Начало года
Высокий уровень — 8 чел. — 38%
Средний уровень-  12 чел. — 57%
Низкий уровень —   1чел.  —  5%

Конец года
Высокий уровень — 9 чел. — 42%
Средний уровень -  11 чел. — 53 %
Низкий уровень —  1 -5%

В младшей группе 2018 – 2019 учебный год. 26 человек.

Начало года
Высокий уровень —  10  чел. — 38%
Средний уровень-  15 чел. — 57%
Низкий уровень —   1чел.  —  5%

Конец года
Высокий уровень — 11 чел. — 42%
Средний уровень -  15 чел. — 58 %
Низкий уровень —  

Перспектива в работе

Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором  выразительных средств.
За истекший период  2018– 2019 учебные года наметились результаты:

  • воспитанники являются призерами муниципальных, всероссийских конкурсов;
  • дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий изодеятельностью  у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук;
  • дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их;
  • дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов;
  • показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков,  украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.

Литература.

  1. Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология» (научные направления: педагогические науки; психологические науки) № 3(6), 2011г
  2. Технологический аспект проблемы формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста. Сборник научно – педагогических работ. под ред. О.В. Дыбиной (и др.). – Тольятти: ТГУ, 2008. - 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Опыт работы. " Развитие художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию."

Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Тополек". Работа осуществлялась 2 года, в рамках работы кружка " Пластилиновый мир".  Реа...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Насыпная техника.

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2025-2026учебный год. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» в старшей группе

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это пол...