Валеологическое занятие "Какой Я?"
план-конспект урока (подготовительная группа)

Колчанова Елена Николаевна

Занятие по перспективному плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Валеологическое занятие: «Какой я?»

Цель: Познакомить детей с внешним строением тела, с возможностями тела (организма). Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть голод, переносить боль, дышать, думать, помогать людям.

Коррекционная задача: Воспитывать чувство гордости, что я –человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.

Предварительная работа: Д/игра: «Умею не умею», «К нам пришел Незнайка». «Моё тело», «Кукла», «Смешные движения».

Оборудование:  Мультимедийная установка, зеркала, лупы, фонарик, ватная палочка с  запахом духов, лист бумаги, карандаши.

Ход занятия: 

Дети стоят на ковре в кругу.

Здравствуй, Небо!

Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце!

Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля!

Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля!

Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

      (Слайд 1) - Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей. - Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям...
- Как вы думаете, почему так бывает?
Ответы детей.

- Об этом мы узнаем на занятиях, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям.

Дети садятся на ковер.

         (Слайд 2)     Посмотрите на экран у одних темные волосы(щелчок), у других светлые(щелчок), рыжие. Глаза тоже бывают разного цвета: голубые,(щелчок)  зеленые, серые(щелчок), карие, черные. Носы у кого-то прямые, у кого- то курносые. Губы толстые, тонкие, припухлые.

-Посмотрите каждый на своего соседа и скажите: Вы одинаковые или разные?

-Чем вы отличаетесь друг от друга? (Разного цвета волосы, глаза. Одни высокие, другие низкие. Худые и толстые. Правильно все люди разные.

-Посмотрите в зеркала: на кого вы похожи?

-На своих родителей.

Д/игра: «Мой, моя, моё»

-Какие у тебя глаза? (мои глаза серые, большие, красивые).

-Какие у тебя волосы? (мои волосы рыжие, черные, русые, желтые)

-Какой у тебя нос? (мой нос прямой, с горбинкой, длинный, курносый, картошкой)

-Какой у тебя рот? (мой рот большой, маленький, круглый, квадратный)

-Какие у тебя уши?  (мои уши большие, маленькие, оттопыренные, острые)

-Вот мы с вами выяснили, что все люди разные. Но есть люди, которые отличаются от нас не только  цветом волос, глаз.

(Слайд 3)  Они отличаются ещё цветом кожи: У одних она белая(щелчок), как у нас. У других  черная(щелчок), красноватая(щелчок), желтая(щелчок).

(Слайд 4 )  Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека.  Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой?

(Ответы детей).

(головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг).
- Зачем она нужна?

Ответы детей (чтобы думать, есть, дышать и т. д.).

       - Что располагается выше всего?

(Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы.)

Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы… Подавите их…   Подергайте…

Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали? (ответы детей: боль)

-Какие они?  (Мягкие, пушистые, колючие, и т.д.)

- Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.)

 (Слайд5)   Что находиться ниже лба?

(ответ: глаза).  

- Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).

-Когда мы много, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютер наши глаза устают им надо отдохнуть. Нужно снять напряжение. Сейчас я вас научу

                      1.Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-5. Широко раскрыть глаза, посмотреть                  вдаль и держать открытыми на счет 1-5. Упражнение повторить 4-5 раз

                      2.Выполнять частое моргание без напряжения глаз 1-10 раз. Повторить 4-5 раз.

                      3.Сидя, ребенок мысленно рисует глазами квадрат, круги. Справа налево и слева направо.

                       4. Дети смотрят в окна. Воспитатель называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 секунды предмет, расположенный близко. Повторить 5-6 раз.

                       5.Воспитатель запускает фонариком «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика» сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Игра длится 30 секунд.

       - Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

                                                 ( нос) (щелчок) 

Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (чтобы дышать).

- Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?

Так зачем нам нос?

 ( дышать и различать запахи)

           -Вот еще одна загадка: Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ... (ушки) (щелчок)

         - Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала?

 ( говорили, мы видели по губам).

- А что я говорила? (не слышали?)

-Так зачем нам уши? (чтобы слушать)

- Что располагается в низу лица, вы узнаете когда отгадаете загадку.

Под горой — дыра,
А в дыре — отряд,
Воины смелые,
Ровные и белые.
  (щелчок) (рот)

      - Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять.

- И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?

- Так зачем нам рот? ( чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)

- Как вы думаете, нужна ли нам шея. (ответы детей)

-Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.)  А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют).  Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?

(чтобы видеть всё вокруг)

- Скажите, туловище есть у человека? (показ туловища)

-(Есть! )

-Какие органы есть на туловище?

Ответы детей. (руки, ноги, …)

Физкультминутка «Вот какое мое тело!»

У меня есть голова

Направо - налево, раз – два.

(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)

Она сидит на крепкой шее,

Повертели – повертели.

(Круговые повороты шеей)

Затем туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед,

Поворот – поворот.

(Руки на поясе, наклоны, повороты)

Умелые руки есть у всех,

Вверх- вниз, вниз – вверх.

(Рывки руками вверх – вниз)

Ноги нам нужны, чтоб бегать,

Прыгать, приседать, стоять.

(Бег на месте, подскоки, приседания)

Вот какое мое тело!

С ним все сделаешь на «пять»!

(Слайд 6)

 -Внутри вашего тела находятся кости. Это – вы изнутри. Кости соединяются в скелет. Вы можете пощупать, какие твердые кости у вас в коленях.  (Дети трогают свои колени)

Они соединены так ловко, что вы без труда можете ходить, двигать руками, сидеть.

(Дети выполняют указанные действия)

(Слайд 7) Под кожей есть мышцы. С их помощью ваше тело способно делать удивительные вещи. Сильные мышцы помогают вам поднимать тяжести.

(Слайд8) Гибкие, растягивающиеся мышцы позволяют двигаться: бегать, заниматься гимнастикой, крутить обруч.

Давайте с вами поиграем в игру «Морская фигура».

-Наши мышцы обтягивает кожа. Какая она потрогайте.

(Гладкая, мягкая, теплая).

-Кожа защищает наше тело  от жары и холода и скрывает внутренние органы.

(Слайд9) (щелчок) Мы покрываешься мурашками, когда нам холодно .  (щелчок)Когда нам жарко, мы потеем – это охлаждает тело. (щелчок)Наша кожа покрыта крошечными волосками. Они помогают сохранять тепло

(Рассмотреть с детьми через лупу кожу).

-Внутри туловища есть  много органов. Какие вы знаете?

 (Сердце, легкие, желудок, почки и т. д.)

-Сердце – это мышца, которая гоняет кровь по всему телу.  

  (Слайд 10) Примерно так выглядит ваше сердце.

 (Слайд11) Послушайте, как бьется сердце. Тук-тук, тук-тук…

- Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.

(Дети слушают биение сердца).

 (Слайд12) Кровь внутри тела бежит по специальным трубочкам – артериям и венам.

(Слайд 13) Положите палец на запястье – и вы почувствуете, как кровь бежит по венам.

(Дети нащупывают пульс).

-Еще немало важный орган – это легкие.

(Слайд 14)Вот так выглядят легкие. Чувствуете, как вы дышите? Когда вы вдыхаете, в легкие поступает воздух – он необходим для жизни.

(Слайд 15) Когда вы вдыхаете воздух, легкие расширяются, как этот мешок, и сдуваются,

когда вы выдыхаете.

Дыхательная гимнастика.

Очищающее дыхание.

Сидя или стоя сделать медленный вдох носом, на несколько секунд задержать дыхание (на счет 5-10). Затем сложить губы трубочкой и резко выдохнуть через рот. Выполнять упражнение в умеренном темпе, без напряжения. Очищающее дыхание проветривает легкие, способствует лечению хронических заболеваний.

- Есть у нас и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.

Итог.

- Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?

- А такой орган, который бы ничего не делал? Вот и молодцы, хорошо поработали.

-Что вы запомнили, что вам было интересно узнать?

(Ответы детей).

А сейчас давайте пройдем за столы и нарисуем  человека.

(Дети рисуют человека, обратить внимание, чтобы не забывали рисовать части лица, уши)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какой Я ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""

Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной...

Конспект валеологического занятия в средней группе "Здоровая пища"

На данном занятии мы закрепляли знания детей о продуктах питания и их значении для жизни и здоровья человека, воспитывали желание вести здоровый образ жизни. Конспект был взят с Фестиваля педагогичес...

Перспективное планирование по валеологической культуре детей 6-7 лет

Перспективное планирование по валеологической культуре детей 6-7 лет формирование здорового образа жизни у детей....

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать у детей ...