ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ . ТЕМА: «КРАСАВИЦА ЕЛКА».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Старшая группа
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ .
ТЕМА: «КРАСАВИЦА ЕЛКА».
ЦЕЛЬ:
- Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1.Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
2.Закрепить знания о характерных особенностях строения леса и ели; понимание того, что ель очень полезное растение, которое нуждается в защите.
3.Развивать умение использовать знания о природе из художественных произведений, участвовать в инсценировках и в беседе, активизировать словарь детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-Чтение рассказов о природе из книги В. Зотова «ЛЕСНАЯ МОЗАИКА».
-Рассматривание картинок и иллюстраций о лесе.
-Заучивание стихотворений о бережном отношении к природе.
-Изготовление поделок «Елочка – красавица».
-Рисование «Лес – это сказочный мир царя Берендея».
-Работа по экологическим схемам и моделям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
-Ребята, я сегодня пришла утром в детский сад, а на столе лежит письмо. Знаете от кого?
-От царя Берендея! Прочитаем его?
-«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы все живете в домах. Скажите, пожалуйста, за что вы любите свой дом?» (дома тепло, уютно, за нами ухаживают, дома нас кормят, лечат, любят и берегут, в доме родные и близкие и т.д.).
-Молодцы! Царь Берендей не просто так об этом спросил - он, оказывается, тоже живет в доме. Отгадайте его загадку о доме:
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем».
-Что это за дом, куда приглашает нас Царь Берендей? (в лес).
-Вы угадали, молодцы! Посмотрите на эту модель, а лес и правда похож на многоэтажный дом (рассматриваем модель «Лес – многоэтажный дом»).
-Это что? (кустарники)
-Правильно! Их сравнивают с первым этажом дома. А это деревья средней высоты. С каким этажом их можно сравнить? (со вторым, с третьим).
-А это какие деревья, высокие или низкие? (очень высокие, растут на самом высоком этаже).
-Почему они растут на самом высоком этаже? (очень любят свет, светолюбивые, тянутся к солнышку).
-Ой, ребята, а хитрый Берендей закрыл следующее деревцо и покажет нам его, если вы отгадаете загадки:
1.«Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем».
2.«Зимою и летом одним цветом».
-Молодцы! Конечно же это ель. А кто догадался, почему она на самом высоком этаже? (любит свет, светолюбивая).
-А почему говорят, что зимой и летом одним цветом?
-Почему елочку сравнивают с ежом?
-Ребята, вы отгадали загадки Берендея, и он приготовил вам сюрприз: приглашает в гости к книге Владимира Зотова «Лесная мозаика» (музыка «Голоса леса», дети проходят «через книгу»).
-Ребята, вот мы и очутились в гостях у любимой книжки, в которой много рассказывается о лесе. Закройте глаза и послушайте звуки леса.
-Что вы услышали? (шум ветра, шум деревьев, пение и щебетание птиц, тишину).
-Пока вы слушали лесные звуки, у меня в руках очутилась эта замечательная книга, которую мы много раз читали. Хотите послушать, как писатель начинает рассказ о лесе?
-Садитесь на стульчики и внимательно послушайте:
«Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинства. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а только понюхать их, полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух».
-Ребята, понравилось вам, как писатель рассказывает о лесе?
-А что значит слово «приютил»? (пустил погостить, пожить).
-Правильно! Лес и нас пускает в гости, а зачем мы ходим в лес?
(Открываю модель «Зачем люди ходят в лес». Последний ответ: «Наслаждаются красотой и ароматами леса»).
-Правильно, в лесу можно наслаждаться и красотой, и ароматами – душистыми приятными запахами трав, цветов, деревьев и помнить, как себя надо вести в гостях. Давайте правильно подышим (элементы дыхательной гимнастики и физминутка) и тихо поиграем:
«Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки (руки вверх, в стороны, вниз).
Лежат на елях небеса (руки вверх)
На елках птичьи голоса (руки в стороны)
Внизу на елочках роса» (руки вниз, присели).
-Молодцы! Царю Берендею очень понравилась ваша физминутка, и он дарит вам вот такое деревце. Как можно его по-разному назвать? (елка, ель, елочка)
-Подставьте ладошку и придумайте красивые слова про елочку (стройная, красивая, зеленая, высокая, маленькая, колючая, душистая, ароматная).
-Молодцы! Садитесь.
-Ребята, а вы хотите побывать в лесном театре? Сейчас эта замечательная книга поможет нам его открыть (герои надевают «шапочки» и выходят из «книги»).
-Встречайте, кто это? (дети узнают и называют знакомых героев: «Ель», «Березка», «Клёст – еловик», «Сорока»).
-Вспомните, как надо вести себя в театре.
ИНСЦЕНИРОВКА «ЕЛЬ».
Ель: «Узнать меня может всякий. В каждом доме в новогодний праздник стоят мои наряженные подружки».
Береза: «Ты забыла сказать, что колючие зеленые иголки на тебе круглый год».
Ель: «Права ты, соседушка. Про меня даже загадка есть:
-Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год».
Клёст – еловик:
«Но мало кто тебя узнает по голосу».
Сорока:
«Как по голосу?»
Клёст-еловик:
«У каждого дерева свой голос. Самый звонкий и певучий у ели».
Ель:
«Клёст правду говорит… Еще в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки. И по сей день не только скрипки, но и другие музыкальные инструменты делают из этого певучего дерева, потому что ни одно другое дерево не дает такого отголоска, отзвука, как ель».
Сорока:
«Интересное дерево. Казалось бы самая обыкновенная ель. Оказывается, вовсе и нет. Видно много загадок хранит она в себе».
-Ребята, а вы можете разгадать загадки елочки? (да).
-Конечно сможете, если вспомните рассказ «ЕЛЬ» В. Зотова, а поможет нам игра «Цепочка»: передаем друг другу эту елочку и начинаем свой ответ со слов «Я знаю».
ИГРА «ЦЕПОЧКА»:
-Я знаю, что у ели листья называются…(хвоя).
-Я знаю, что у ели вверху …(короткие ветки, а внизу длинные).
-Я знаю, что еловыми шишками питаются…(белки, клесты, сороки).
-Я знаю, что белка питается не только семенами, но…(еще почками и молодыми побегами ели).
-Я знаю, что ель живет…(триста лет).
-Я знаю, что на Новый год наряжают…(елку).
-Я знаю, что у дерева есть…(ствол, ветки и корень).
-Я знаю, что с древесины делают… (мебель, дома, книги, тетради, карандаши и сувениры).
-Я знаю, что ели не боятся снегопада.
-Я знаю, что ели боятся сильного ветра, потому что корни неглубоко под землей.
-Я знаю, что ель может расти рядом с другими деревьями. (и т.д. - «Кто еще что знает?)
Воспитатель (берет елочку):
-А я знаю, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно погубить весь лес. Это страшно!
-Ой, а в письме Царя Берендея еще что-то написано, вам интересно?
«Ребята, если вы справитесь с моим заданием, то вокруг вашей ели, как в сказке, вырастет много елочек».
-Ребята, постараемся?
-Что же это за задание? Читаю:
«Вот на этих карточках (достаю из конверта «лицом» вниз) правила поведения в природе, которые помогают сохранить лес. Кто назовет правило, может «посадить» елочку».
-Кто знает правила поведения в лесу? (Дети берут картинки со знаками, называют правила, которые необходимо соблюдать в лесу, выставляют вокруг ели маленькие елочки, «как в сказке», карточку помещаю на доску):
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ.
«Нельзя ломать ветки деревьев»
-«Нельзя в лесу жечь костры»
-«Нельзя шуметь в лесу»
-«Нельзя рубить в лесу деревья!»
-«Нельзя разбрасывать мусор!»
-«Нельзя топтать грибы»
-«Нельзя разорять птичьи гнезда!»
-«Нельзя вырезать на деревьях слова, рисунки!»
-«Нельзя рвать цветы!»
-«Нельзя разорять муравейники!» (и т.д.)
-Посмотрите, теперь нашей елочке не скучно. Давайте прочитаем ей стихотворение «Елка» Г. Галиной (можно поиграть «Я начну, а ты продолжи»):
ЕЛКА
Елка ветви свои опустила,
Белый иней осыпал ее...
Отчего мне так близко, так мило.
Деревцо ты родное мое?
Зеленея безмолвным приветом,
Ты приходишь как друг дорогой,
И надеждой и радостным светом
Загорается даль предо мной...
(Г.Галина)
-Ребята, а вы хотите послать письмо царю Берендею?
-Давайте, напишем ему, что понравилось и запомнилось вам в гостях у книжки. (Дети отвечают, воспитатель «записывает»).
-Царь Берендей будет очень доволен, что вы много знаете и видно не зря вместе с письмом прислал вам посылку, хотите посмотреть, что в ней. (В посылке еловые шишки).
-Для чего, как вы думаете? (чтобы мастерили, готовили различные поделки).
-Правильно, чтобы занимались интересными делами и помнили, какие замечательные деревья растут в нашем лесу.
-Вот и закончилась сегодня наша встреча с замечательной книжкой В. Зотова «Лесная мозаика». Давайте скажем ей спасибо и до свидания. (Выходим из книги). Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ . ТЕМА: «КРАСАВИЦА ЕЛКА».
занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы. можно провкести это занятие на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ"
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Благородный олень"Цели занятия:Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, па...
Конспект итогового занятия по ознакомлению с природой ТЕМА: «Путешествие на паровозике из РОМАШКОВА» для детей подготовительной группы «Солнышко»
ЦЕЛЬ: Выявить уровень знаний и умений детей подготовительной группы"СОЛНЫШКО" по разделу ознакомление с природой.ЗАДАЧИ:Закреплять знания детей о временах года; сезонных изменениях в приро...
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема :"Медуза"
Дать представления детям о том , что представляет из себя медуза....
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: "Белка"
Закрепление знаний, уточнение новой информации, обогощение словаря....
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема занятия: «Деревья с необычными листьями»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшей группы)на тему: ознакомление с природой...
занятие по ознакомлению с природой. тема: Наблюдение за кроликом.
ознакомление с природой....