Педагогический проект "Хлеб - всему голова"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Педагогический проект "Хлеб – всему голова"

Целью нашего проекта является формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

·    приобщать детей к культуре и традициям русского народа;

·   расширять кругозор;

·   развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;

·   обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями;

·   развивать связную монологическую и диалогическую речь;

·    совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом.

В работе над проектом мы охватили несколько направлений: познавательно-речевое и художественно-эстетическое направление.

Вся работа делится на два этапа:

·         подготовительный

·         этап внедрения

Для того чтобы начать работу, нам необходимо было подобрать художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили не только детей, но и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, подобрали декорации и костюмы актерам для драматизации. Была проведена экскурсия в магазин, в результате которой дети познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.

Для того чтобы сформировать целостное представление у детей о том, как хлеб пришел к нам на стол нами были проведены следующие мероприятия:

1.      Рассматривание картин

2.      Беседы

3.      Выставка репродукций картин

4.      Выставка рисунков

5.      Конкурс загадок

6.      Заучивание пословиц и поговорок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb-vsemu_golova_doklad.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хлеб – всему голова

Целью нашего проекта является формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

  1.  приобщать детей к культуре и традициям русского народа;
  2. расширять кругозор;
  3. развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
  4. обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
  5. развивать связную монологическую и диалогическую речь;
  6.  совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом.

В работе над проектом мы охватили несколько направлений: познавательно-речевое и художественно-эстетическое направление.

Вся работа делится на два этапа:

  1. подготовительный
  2. этап внедрения

Для того чтобы начать работу, нам необходимо было подобрать художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили не только детей, но и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, подобрали декорации и костюмы актерам для драматизации. Была проведена экскурсия в магазин, в результате которой дети познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.

Для того чтобы сформировать целостное представление у детей о том, как хлеб пришел к нам на стол нами были проведены следующие мероприятия:

  1. Рассматривание картин
  2. Беседы
  3. Выставка репродукций картин
  4. Выставка рисунков
  5. Конкурс загадок
  6. Заучивание пословиц и поговорок

Рассмотрим подробнее:

  1. Рассматривание репродукций картин И.И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка». 

В процессе рассматривания репродукций картин мы продолжали учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целостное восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображаемого), формировали умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание.

  1. Беседа о труде людей, выращивающих хлеб и об орудиях, облегчающих их труд.

В процессе беседы мы познакомили детей с процессом выращивания хлеба. Рассказали о содержании труда людей, обратили внимание на их слаженность и взаимопомощь в работе, а также на механизацию труда. Нами была организована выставка совместных работ детей и родителей на тему «Как машины хлеб берегут». Совместно с детьми мы составили технологическую карту процесса выращивания хлеба «Что сначала, что потом». Для обобщения поученных знаний детям была предложена серия картинок «От прошлого к настоящему». При помощи этих картинок дети пришли к выводу, что процесс выращивания хлеба не изменился. Но раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины.

 Во время беседы нами была проведена большая словарная работа. Дети познакомились с такими понятиями как: землевладелец, жница, посеять, взрастить, помолоть, хлебозавод. С новыми профессиями: хлебороб, агроном, комбайнер, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба: месильная машина, дождевальная машина, комбайн, сеялка, конвейер.

  1. Чтение и обсуждение рассказов М. Пришвина «Лисичкин хлеб», русской народной сказки «Колосок». Эти произведения помогли обогатить знания дошкольников о ценности хлеба. Дети участвовали в драматизации сказки «Колосок».  В результате этой работы у детей обогатился словарный запас,  закреплялись навыки диалогической речи.

  1. Следующим этапом нашей работы было заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Совместно с детьми и родителями нами была составлена картотека пословиц и поговорок о хлебе и хлеборобах. Что способствовало закреплению знаний о профессиях людей, принимающих участие в выращивании хлеба.

  1. Далее, был проведен конкурс «Угадай по описанию». Дети учились разгадывать загадки, учились анализировать, формулировать суждения и аргументировать свой выбор. На этом этапе работы у детей закреплялись навыки общения друг с другом и с взрослыми.

  1. Для поддержания интереса к работе по данной теме для детей было организовано чаепитие, на котором они попробовали разнообразные хлебобулочные изделия. Тут же были поведены дидактические игры «Узнай на вкус», «Скажи иначе», целью которых было закрепить умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, образовывать слова суффиксальным способом (например, хлеб - хлебушек).

  1. Была проведена игра-занятие по лепке «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил…», на котором ребята проявили умение делать поделки из теста, самостоятельно придумывали форму своего изделия и украшали их. На занятии уделялось внимание тому, чтобы дети доводили начатое дело до конца. Хочется отметить, что данная работа доставила детям большое удовольствие. Они остались довольны результатами своего труда.  

 

  1. В заключение нашей работы была проведена выставка «Хлеб – всему голова», на которой ребята выступали в качестве экскурсоводов и  проводили экскурсию для детей других групп. На этой экскурсии, используя рассказ, стихи, пословицы, поговорки они рассказали о процессе и технологии выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе.

Во время проведения выставки, мы обратили внимание, что для детей других групп сообщение экскурсоводов было познавательным. Наибольший интерес ребята проявили к натуральным колоскам пшеницы и ржи. Более подробно дети просили экскурсоводов остановиться на выставке рисунков «Как машины хлеб берегут», потому что  в жизни дети не сталкивались со специализированной техникой, для них это было новым.

Подводя итоги нашей работы по проекту, делаем вывод, что нам удалось сформировать целостное представление у детей нашей группы о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Дети узнали, как изменился труд людей, выращивающих хлеб в настоящее время. Насколько этот процесс стал механизированным.

  Во время работы мы столкнулись с некоторыми трудностями: недостаточно художественно-иллюстративного материала по теме, трудно было организовать выставку натуральных экспонатов (различных колосьев). Но, несмотря на эти трудности, родители приняли активное участие в реализации проекта.  

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Педагогический проект "Хлеб - всему голова"

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности...

Презентация педагогического проекта «Хлеб – всему голова»

Ознакомление детей с тем, как хлеб пришел к нам на стол....

Педагогический проект «Хлеб – всему голова»

Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:Хлеб наш насущный всегда был в почёте.Низкий поклон мастерам урожаев,Тем, кто зерно в закромах умножает,И хлебопекам-умельцам искусным,Всем, кто нас радует хл...

педагогический проект "Хлеб - всему голова "

Проект для детей старшего дошкольного возраста...

Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...