"Русинка" ( программа по народной культуре)
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, средняя группа) по теме
Программа по приобщению детей к истокам национальной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_kontrole.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Основополагающим фактором интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривается национальный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.
Рабочая программа составлена с учетом рекомендаций, выдвинутых законом РФ «Об образовании», где одним из приоритетных направлений выдвигается знакомство детей дошкольного возраста с национальным наследием страны. Теоретическую основу программы нравственного воспитания составили положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.).
Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться
Цель программы :
создание условий для приобщения дошкольников к духовно- нравственным ценностям, воспитание готовности следовать им; развитие творческой личности через активацию познавательной деятельности детей при приобщении их к русской национальной культуре.
Основные задачи:
- формировать у детей общее представление о культуре русского народа, её богатстве и разнообразии;
- обогащать детей знаниями о труде, быте, костюме русского народа;
- познакомить с народными ремеслами, декоративно-прикладным творчеством;
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- знакомить ребят с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
- сформировать чувство национального достоинства, уважительно относится
к своим древним корням;
- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам национальной культуры.
Отбор программного материала осуществляется с опорой на основные
принципы:
- Окружающие предметы, воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи – часть его великого народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д. Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью человека.
- Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прикладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Условия работы по приобщению к истокам национальной культуры следующие:
владение педагогами определенными художественными средствами (умение петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах);
активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора;
умение взрослого включаться в игровое взаимодействие с детьми;
способность дать детям возможность вовремя проявить самостоятельность, поощрить их воображение, фантазию;
организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.
Педагогический анализ знаний, умений, навыков детей проводится 2 раза в год (январь.май) в игровой форме и итоговых занятиях. В качестве средства диагностики была выбрана карта, которая позволяет отследить развитие детей группы и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие доработки. Основой диагностической карты является методика обледования доцента кафедры дошкольного образования Педагогической Академии образования Московской области Соломенниковой Ольги Анатольевны.
Критерии сформированности знаний детей :
- знание сказок, былин, легенд;
- узнавание героев в произведениях изобразительного икусства;
- знание истории русского костюма;
- знание игр, праздников, игрушек:
- эмоциональный отклик на красоту родной природы;
- использование фольклора в повседневной жизни;
- знание русских подвижных игр;
- знание о народном декоративно- прикладном искусстве;
- знания о характерных особенностях народных промыслов;
- Умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;
Уровни сформированности знаний детей:
- В - высокий уровень.
- С - средний уровень.
- Н - уровень ниже среднего.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Длительность- 20 минут. Программный материал реализуется частично на занятиях, а также во второй половине дня. Общее количество в год – 36.
Учебный план
для средней группы
по приобщению детей к истокам национальной культуры
Раздел | Тема | Кол-во часов (в год) |
1.Развитие речи | «Во саду ли в огороде» «У бабушки в деревне» «Приглашаем в гости к нам» «Гуси-лебеди» «Чудесный сундучок» «Одень зверей» «Сундучок деда Мороза» «Лиса и козел» «Заюшкина избушка» «Лисичка-сестричка» «При солнышке тепло- при матери добро» «Весна, весна, поди сюда!» «Шутку шутить – людей насмешить» «Небылица-небывальщина» «Игра с Колобком» | 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0.5 1 0,5 0,5 0.5 1 1 1 1 Всего: 11,5 |
2.Ознакомление с окружаюшим | «Коровушка и бычок» «Бычок-черный бочок» «Сошью Маше сарафан» «Матрёшки» «Волшебные спицы» «Лисичка со скалочкой» «Петушок-золотой гребешок» «Зимовье зверей» «Сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» «Веселые ложки» «Русская балалайка» «Масленица дорогая-наша гостюшка годовая» «При солнышке тепло- при матери добро» «Пасха» «Пасхальное яичко» «Времена года» «Волшебная палочка» | 1 1 0,.5 0,5 1 1 1 1 0,5 1 1 0.5 0,5 0,5 1 1 1 Всего: 14 |
3.Изобразительная деятельность | «Сошью Маше сарафан» «Одень зверей» «Чудесный сундучок» «Порадуй зверей» «Кто же в гости к нам пришёл?» «Русская свистулька» | 0.5 0,5 0,5 1 1 1 Всего: 4,5 |
4. Музыкальное воспитание | «Здравствуй, зимушка-зима!» «Зимовье зверей» «Сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» «Чудесный сундучок» | 1 0,5 0,5 1 Всего: 3 |
5. Физическая культура | «Гуси-лебеди» «Матрёшка» «Сундучок деда Мороза» «Заюшкина избушка» «Лисичка-сестричка» «Пасха» | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Всего: 3 |
Итого: | 36 |
Учебно-тематический план
Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел». |
«У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных | |
«Коровушка и бычок» | Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | |
«Бычок – черный бочек» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца» | |
Октябрь | «Приглашаем в гости к нам » | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. |
«Гуси – лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».П/и «Жмурки» | |
«Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари». Украшение фартука элементами народного орнамента | |
«Матрешки» | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».
| |
Ноябрь | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья) |
«Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» | |
«Петушок - золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» | |
«Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек о домашних животных. Лепка «Уточка» (по дымковской игрушке» | |
Декабрь | «Здравствуй зимушка- зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» |
«Зимовье зверей » | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок» | |
«Порадуй зверей» | Декоративное рисование «Украшение платочка» (Дымка) | |
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» |
Тема занятия | Содержание | |
Январь | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» П/и «Бабка Ёжка» |
«Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел». | |
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. | |
«Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». Игра «Аюшки | |
Февраль | «Кто же в гости к нам пришел?» | Декоративное рисование «Укрась свои игрушки» (дымковская роспись) |
«Русская балалайка » | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. | |
«Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». П/и «Гуси-гуси» | |
«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. | |
Март | «При солнышке - тепло при матушке – добро». | Беседа о маме с включением пословиц и погоаворок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. |
«Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. | |
«Пасха» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко» | |
«Пасхальное яичко» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами. | |
Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками. |
«Небылица- небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. | |
«Русская свистулька». | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка «Барашек» | |
«Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. | |
Май | «Времена года » | Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
«Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | |
«Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок» | |
«Прощание с избой » | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие. |
Перечень учебно- методического обеспечения.
- Нормативно- правовое обеспечение:
- Закон РФ «Об образовании»
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации»
- Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», ее продолжение до 2010 года.
- Информационно- методическое обеспечение:
Методическая база педагогического кабинета: теоретическая и методическая литература:
- Пигилова Т. А. «Народная культура», Русский дом, 1994
- «Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 )
- Агапова И. А., Давыдова М. А. «Беседы о великих соотечествен
никах», М, «Сфера», 2005
- Кондрыкинская Л. А.«Дошкольникам о защитниках Отечества», М, «Сфера» 2005
- Кондрыкинская Л. А.«С чего начинается Родина», М, «Сфера» 2005
- Данилина Г. Н.«Дошкольнику- об истории и культуре России», Сатурн-С, 2003
- Информация в родительских уголках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет
СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные особенности воспитанников1.5. Планируем...
Народная культура и традиции на Руси. 2 младшая группа
Проект "Знакомство с народной культурой и традициями на Руси" для детей 2 младшей группе. Проек расчитан на неделю, с видами деятельности и целью....
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...
«Народная культура и традиции на Руси»
: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а инф...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»
Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...
«Народные куклы Руси» в рамках долгосрочного проекта «Приобщение к народной культуре»
Конспект НОД занятия-беседы с практической частью «Куклы Древней Руси»Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.Автор: Кусаинова С.В. Цель н...
Фольклорная игровая программа по народной культуре.Масленка-масленка.
Создать настроение торжества и веселья;Совершенствовать двигательные умения и навыки детей;Доставлять детям радость от народных игр, песен;Воспитывать любовь к народным играм, традициям....