"Русинка" ( программа по народной культуре)
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, средняя группа) по теме

Крошкина Людмила Анатольевна

 Программа по приобщению детей к истокам национальной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_kontrole.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Основополагающим фактором интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривается национальный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.

Рабочая  программа  составлена с  учетом  рекомендаций, выдвинутых законом РФ  «Об  образовании», где одним из  приоритетных  направлений  выдвигается знакомство  детей  дошкольного  возраста с национальным наследием  страны. Теоретическую основу программы нравственного воспитания составили положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.).

Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого,  позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться

Цель программы :

 создание  условий  для  приобщения  дошкольников       к     духовно-  нравственным  ценностям,  воспитание  готовности  следовать  им; развитие  творческой  личности через  активацию   познавательной  деятельности  детей  при  приобщении    их  к  русской  национальной  культуре.

Основные    задачи:

  1. формировать  у  детей  общее  представление о культуре  русского  народа,  её  богатстве  и  разнообразии;
  2. обогащать  детей  знаниями  о  труде,  быте,  костюме  русского  народа;
  3. познакомить  с  народными  ремеслами,  декоративно-прикладным  творчеством;
  4. способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
  5. показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
  6. знакомить ребят с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
  7. сформировать чувство национального достоинства, уважительно  относится

к  своим  древним  корням;

  1. систематически  и  целенаправленно  приобщать детей к истокам  национальной  культуры.

Отбор  программного материала  осуществляется с  опорой  на основные

принципы:

  1. Окружающие предметы, воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи – часть его великого народа.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д. Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью человека.
  4. Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прикладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.

Программа  составлена с учетом  реализации  межпредметных  связей по разделам:

  1. РАЗВИТИЕ  РЕЧИ
  2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
  3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  4. МУЗЫКАЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ
  5. ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА

Условия работы  по  приобщению  к истокам  национальной  культуры  следующие:

  1. владение  педагогами определенными  художественными  средствами (умение  петь, танцевать,  играть  на  народных  музыкальных  инструментах);

  2. активное  сотворчество  взрослых  и  детей, их общее переживание,  чувство сопричастности  с действиями  героев  народного  фольклора;

  3. умение  взрослого включаться  в  игровое  взаимодействие с детьми;

  4. способность дать  детям  возможность  вовремя  проявить  самостоятельность, поощрить  их  воображение, фантазию;

  5. организация  творческих  заданий с целью  применения  детьми полученных знаний  непосредственно  в  той  или  иной  деятельности.

Педагогический  анализ  знаний, умений, навыков детей  проводится 2 раза в год (январь.май) в игровой форме  и итоговых занятиях.   В качестве средства диагностики  была  выбрана  карта, которая  позволяет  отследить развитие  детей группы  и  выявить  проблемные точки в образовательном  процессе, требующие доработки.  Основой  диагностической  карты является методика обледования доцента  кафедры дошкольного  образования  Педагогической  Академии образования Московской  области  Соломенниковой Ольги Анатольевны.

Критерии сформированности знаний детей :

  1. знание сказок, былин, легенд;
  2. узнавание  героев в произведениях изобразительного икусства;
  3. знание истории русского  костюма;
  4. знание  игр, праздников, игрушек:
  5. эмоциональный  отклик на красоту родной природы;
  6. использование фольклора в повседневной жизни;
  7. знание русских  подвижных  игр;
  1. знание о народном декоративно- прикладном искусстве;
  2. знания о характерных особенностях народных промыслов;
  3. Умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;

Уровни сформированности знаний детей:

  1. В - высокий уровень.
  2. С - средний уровень.
  3. Н - уровень ниже среднего.

Программа рассчитана на 1  занятие в  неделю. Длительность- 20  минут. Программный  материал  реализуется частично  на занятиях, а  также во второй половине дня.  Общее количество в год – 36.

Учебный  план

для  средней  группы

по  приобщению  детей к истокам национальной культуры

Раздел

Тема

Кол-во часов

(в год)

1.Развитие  речи

«Во саду ли в огороде»

«У бабушки в деревне»

«Приглашаем в гости к нам»

«Гуси-лебеди»

«Чудесный  сундучок»

«Одень  зверей»

«Сундучок  деда Мороза»

«Лиса и козел»

«Заюшкина  избушка»

«Лисичка-сестричка»

«При солнышке  тепло- при матери добро»

«Весна, весна, поди сюда!»

«Шутку  шутить – людей  насмешить»

«Небылица-небывальщина»

«Игра с Колобком»

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0.5

1

0,5

0,5

0.5

1

1

1

1

Всего: 11,5

2.Ознакомление с

    окружаюшим

«Коровушка и бычок»

«Бычок-черный бочок»

«Сошью Маше сарафан»

«Матрёшки»

«Волшебные  спицы»

«Лисичка  со  скалочкой»

«Петушок-золотой  гребешок»

«Зимовье  зверей»

«Сею,  посеваю, с Новым  годом  поздравляю!»

«Веселые  ложки»

«Русская  балалайка»

«Масленица дорогая-наша гостюшка годовая»

«При солнышке тепло- при  матери добро»

«Пасха»

«Пасхальное  яичко»

«Времена  года»

«Волшебная  палочка»

1

1

0,.5

0,5

1

1

1

1

0,5

1

1

0.5

0,5

0,5

1

1

1

Всего: 14

3.Изобразительная

   деятельность

«Сошью  Маше сарафан»

«Одень зверей»

«Чудесный  сундучок»

«Порадуй  зверей»

«Кто же в гости к нам пришёл?»

«Русская  свистулька»

0.5

0,5

0,5

1

1

1

Всего: 4,5

4. Музыкальное

    воспитание

«Здравствуй, зимушка-зима!»

«Зимовье зверей»

«Сею, посеваю, с Новым  годом поздравляю»

«Чудесный  сундучок»

1

0,5

0,5

1

Всего:  3

5. Физическая

     культура

«Гуси-лебеди»

«Матрёшка»

«Сундучок  деда Мороза»

«Заюшкина  избушка»

«Лисичка-сестричка»

«Пасха»

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Всего:  3

                                                         Итого:

36

Учебно-тематический план

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних  животных

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с  домашними животными – коровой и бычком.  Разучивание потешек про  корову и  бычка

«Бычок – черный бочек»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые  копытца»

Октябрь

«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к  гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

«Гуси – лебеди»

  Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».  Разучивание потешки «А тари, тари, тари».П/и «Жмурки»

«Сошью Маше сарафан»

  Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение потешки «А тари, тари, тари».

Украшение фартука элементами народного орнамента

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

 

Ноябрь

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.  Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

«Петушок - золотой гребешок»

 Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение  потешек о домашних животных. Лепка «Уточка» (по дымковской игрушке»

Декабрь

«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей »

 Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Порадуй  зверей»

Декоративное рисование «Украшение платочка» (Дымка)

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание  колядки «Щедровочка»

Тема занятия

Содержание

Январь

«Сундучок Деда Мороза»

 Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не  морозь мой нос» П/и «Бабка Ёжка»

«Лиса и  козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных.  Знакомство со  сказкой «Лиса и  козел».

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». Игра «Аюшки

Февраль

«Кто же в гости к нам пришел?»

Декоративное рисование «Укрась свои игрушки»

(дымковская  роспись)

«Русская балалайка »

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о  балалайке.

«Лисичка-сестричка»

 Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». П/и «Гуси-гуси»

«Масленица дорогая – наша  гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей.

Март

«При солнышке - тепло  при матушке – добро».

Беседа о  маме с  включением пословиц и  погоаворок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.  Заучивание заклички о весне.

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Пасхальное яичко»

Использование на занятии сюжета  русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с   потешным фольклором -  дразнилками, скороговорками.

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

«Русская свистулька».

 Рассказ о  глиняной свистульке. Лепка «Барашек»

«Чудесный сундучок»

  Дидактическая игра  «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май

«Времена года »

Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное  творческое развитие сюжета сказки «Колобок»

«Прощание с избой »

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

Перечень  учебно- методического обеспечения.

  1. Нормативно- правовое обеспечение:
  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
  3. Конституция Российской Федерации»
  4. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», ее продолжение до 2010 года.

  1. Информационно- методическое обеспечение:

Методическая база педагогического кабинета: теоретическая и методическая литература:

  1. Пигилова Т. А. «Народная культура», Русский дом, 1994
  2. «Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 )
  3.  Агапова И. А., Давыдова М. А. «Беседы о великих соотечествен

 никах», М, «Сфера», 2005

  1. Кондрыкинская  Л. А.«Дошкольникам о защитниках Отечества», М, «Сфера» 2005
  2. Кондрыкинская  Л. А.«С  чего начинается Родина», М, «Сфера» 2005
  3. Данилина Г. Н.«Дошкольнику- об истории и культуре России»,   Сатурн-С, 2003
  4. Информация в родительских уголках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные  особенности воспитанников1.5. Планируем...

Народная культура и традиции на Руси. 2 младшая группа

Проект "Знакомство с народной культурой и традициями на Руси" для детей 2 младшей группе. Проек расчитан на неделю, с видами деятельности и целью....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

«Народная культура и традиции на Руси»

:   В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а инф...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»

Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...

«Народные куклы Руси» в рамках долгосрочного проекта «Приобщение к народной культуре»

Конспект НОД занятия-беседы с практической частью «Куклы Древней Руси»Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.Автор: Кусаинова С.В. Цель н...

Фольклорная игровая программа по народной культуре.Масленка-масленка.

Создать настроение торжества и веселья;Совершенствовать двигательные умения и навыки детей;Доставлять детям радость от народных игр, песен;Воспитывать любовь к народным играм, традициям....